Образ Плюшкина в ряду сатирических персонажей поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» является заключительным. В цепи живых только физически, а по сути омертвевших духовно помещиков он – последнее звено, то есть это воплощение последней стадии нравственного распада личности.
У такой особи даже отличительных признаков, мужских или женских, не осталось. Это первая деталь в портрете Плюшкина – он непонятно кто, баба или мужик. Его одежда – это тряпьё, утратившее цвет, форму и отдалённо напоминающее женский капот.
В обрисовке героя Гоголь использует художественные детали, позволяющие выпукло показать его характер. Самая главная, конечно, – это знаменита куча хлама. Она занимает угол комнаты, покрыта пылью десятилетий и передаёт суть Плюшкина. Для него собранная ветошь имеет ценность и заключает смысл жизни.
Вещи, попавшие в неё, были подобраны помещиком на улице, а зачастую украдены у зазевавшихся крестьян. Они никогда не возвращаются обратно и не выбрасываются. Например, здесь обломок деревянной лопаты, подмётка сапога. Гора непотребных вещей обретает символическое значение абсурда, в который превратил хозяин усадьбы существование её жителей и своё собственное.
Жадность превратилась у Плюшкина в бессмысленное накопительство и скопидомство и сделала его похожим на паука, снующего по хозяйственной паутине. Но в его хозяйстве всё утратило живые черты и энергию жизни. Собранный урожай гниёт, зерно преет; холсты превращаются в пыль, едва до них дотронешься.
Запоминается плюшкинское угощение, от которого Чичиков в ужасе отказался. Это ликёрчик с упавшими на дно графина мухами, и превратившийся в сухарь заплесневевший кулич.
Писатель гротескно передал мучения скряги, который никак не мог добиться желаемой экономии в использовании писчей бумаги: как бы отделить от клочка листа ещё часть. При этом Плюшкину нисколько не жаль своих умерших крестьян, составляющих длинный список и отправленных на тот свет горе-хозяином.
Голод, нищета его крепостных людей, не имеющих обуви даже в холодное время года, его собственный облик побирушки снискали Плюшкину в округе прозвище Заплатанный. В его лице запоминаются две детали: заплёванный подбородок и маленькие глазки, напоминающие настороженных мышей.
Так с помощью художественных деталей автор крупным планом показал тип, в котором выродилось всё человеческое, и прежде всего душа.
При анализе произведений русской классической литературы особое внимание всегда уделяется деталям, оговоркам; любой образ, независимо от роли в повествовании, является «собирательным» - сложенным из множества мелочей, не ускользающих от внимательного читателя. Образы в «галерее помещиков» «Мертвых душ» Николая Гоголя сами по себе являются ключевыми, так как большее внимание в произведении уделяется не динамичности и развитию сюжета как такового, а именно раскрытию сущности каждого помещика в отдельности и общая картина нравственной жизни того времени. К важнейшей фигуре, которой в поэме отведена глава и пространное рассуждение писателя о молодости, относится Плюшкин – самый, пожалуй, интересный и неоднозначный во всей «галерее помещиков».
А исключительность его проявляется, во-первых, в наличии биографии – в «Мертвых душах» это является показателем развития (или деградации, в данном случае) личности персонажа, а также способности меняться в лучшую сторону. Образы остальных персонажей, кроме Чичикова, статичны – они как бы застыли во времени, положение их безысходно, позитивных прогнозов им дать Гоголь, увы, не может. Но с Плюшкиным ситуация совершенно другая.
О том, что Плюшкин когда-то был вполне состоятельным помещиком свидетельствуют строки, наполненные горестным чувством: «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином!», а также большой размах поместья и прочие свидетельства недавнего изобилия. Но все это теперь кануло в Лету, и из-за чего? Виновником опустошения являются не «человеческие чувства», а безразличие и холодность Плюшкина к собственной душе, а также к душе чужой.
Теперь, превратившись из «бережливого хозяина» в «прореху на человечестве» (ужасающее по своему содержанию прозвище, однако наиболее полно характеризующее Плюшкина как абсолютное Ничто, разрушительно действующее на окружающих), он, подобно пауку, сначала спеша из угла в угол своей «хозяйственной паутины», а затем окончательно в ней запутавшись, вытягивает жизненные силы из всех и всего, что его окружает. Скупость доходит до предела – Плюшкин почти бессознательно подбирает потерянные и брошенные на дороге вещицы, используя вместо склада собственную комнату.
Имение, принадлежащее Плюшкину, пришло в негодность: крыша прохудилась, местами даже обваливаясь (символ потерянного рассудка, окончательной утраты здравого ума), повсюду сквозит ощущение безысходности и затерянности, и даже время здесь остановилось – часы, поблескивающие среди сваленного в кучу хлама, давно прекратили свой ход. Такому же разложению подвергся и хозяин, утративший всякое человеческое содержание.
Образ Плюшкина – заключительный в «галерее помещиков» и являет собой прекращение существования человека как личности, полное нравственное и моральное опустошение. Действительно, Гоголь лелеял надежду на «возрождение» подобных персонажей, однако здесь, как говорил Ю. Айхенвальд, «он не творец, здесь он бессилен».
Красный казак Подтелкин является одним из ярких персонажей романа.
Софья Фамусова - центральная героиня комедии А.С.Грибоедова Горе от ума. Образ девушки является самым противоречивым и сложным в произведении.
Новый год – один из моих любимых праздников. Мне сразу вспоминаются красивые снежинки за окном, зимние забавы с друзьями, ворох ярких подарков.
В.М.Шукшин - писатель - художник деревенской жизни. Творчество его наполнено неподдельной любовью к крестьянскому труду, жителям сельской местности. Ребенок деревни, Василий Макарович писал о тех, кто окружал его с детских лет.
Произведение является первым романом популярной литературной трилогии, повествующей о приключениях бесстрашных королевских мушкетерах в периода правления в семнадцатом веке французского короля Людовика Тринадцатого.