По городу N, который является местом действия гоголевской комедии «Ревизор», можно судить обо всей России, состоявшей в 19 веке из десятков таких глухих провинциальных городишек, входивших в состав более 40 губерний.
Повседневная жизнь его обитателей, их вкусы, нравы и обычаи; формы управления разными сторонами городского хозяйства – всё говорит о неразвитости, бескультурье, забитости жителей и грубости, произволе, преступной халатности начальства.
Приметы цивилизации в устройстве города – это гостиница, в которой клопы кусаются, как собаки; больница, в которой больные «выздоравливают, как мухи» и содержатся в грязи, похожие на кузнецов. Чиновник Земляника, заведующий богоугодными заведениями, деньги, выделенные казной на лекарства, крадёт. По его мнению, простому человеку поможет выздороветь его собственная натура.
Не отличается высокой нравственностью и ответственностью и судья Ляпкин-Тяпкин. В его бумагах чёрт ногу сломит, он сам в них никогда не заглядывает. На уме у блюстителя закона лишь псовая охота, а его судебный заседатель всегда мертвецки пьян.
Начальник почты Шпекин не считает безнравственным вскрывать чужие письма и читать их на досуге из любопытства и «читательского» интереса. А особенно занимательные оставляет себе.
В городе есть училище. Его смотритель Лука Лукич Хлопов только руками разводит, говоря о своих учителях: один может стул сломать в приступе красноречия, другой показывает устрашающие рожи ученикам.
О беспорядках во всех учреждениях города знает городничий Сквозник-Дмухановский, но на всё закрывает глаза. Он сам – первый взяточник и казнокрад. Его семейство живёт на полном обеспечении местных купцов, которых «отец города» заморил поборами. Для городничего важны две вещи: чтобы действовал неписаный закон «чин чина почитай» и чтобы его подчинённые брали взятки сообразно своему положению.
Если таковы нравы чиновничьей верхушки города, то что говорить о простых гражданах? Богатые существуют в заботах о том, что будет подано на завтрак, обед и ужин. Бобчинский и Добчинский ждут-не дождутся, когда в трактир завезут свежую сёмгу. Городничий мечтает отведать рябушки и корюшки.
А бедные жители прозябают в заботах о хлебе насущном, пьянствуют, дерутся, сплетничают. Они совершенно бесправны, унижены и давно забыли о том, что есть человеческое достоинство и гордость. Полицейский Держиморда вершит свой суд в скандалах и драках, не прибегая к разбирательствам: он виноватым и правым «ставит фонари». То, что полицейский незаслуженно высек унтер-офицерскую жену, обычное дело. Проверяющему велено сказать, что она «сама себя высекла».
Ни о какой культурной жизни в городе говорить не приходится. Да и учреждений таких в нём нет. На нравы и духовный уровень горожан могла бы повлиять церковь. Но деньги, выделенные на её строительство, прикарманил городничий и требует, чтобы все говорили ревизору, будто она сгорела.
В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь использовал сатиру и гротеск. Только этим приёмам было под силу обнажить глубину падения нравов в городе N и абсурдность обычаев, на которых строится повседневная жизнь его обитателей.
Действие в комедии происходит в небольшом уездном городе. У него нет названия, так как Гоголь в этом произведении собирает «в одну кучу всё дурное России». На примере комических образов главных героев, автор высмеивает нравы и обычаи российского общества николаевской эпохи.
Главными героями «глубинки» являются типичные чиновники, которые управляют городом. Начальство, как и везде: судья, попечитель богоугодных заведений, почтмейстер, смотритель училищ. Правит всем - городничий, местный царёк и вершитель судеб. На улице грязь, мусор у забора «на сорок телег», сгоревшая недостроенная церковь. По мере развития сюжета становится ясно, почему в городе всё находится в плачевном состоянии. Деньги, выделенные на благоустройство, разворованы, а чиновники погрязли во взяточничестве, пьянстве и в карточных играх. Они это и не скрывают. Городничий заявляет, что за тридцатилетнюю службу обманул трёх губернаторов. Судья признаётся, что берёт взятки «борзыми щенками», а почтмейстер считает чтение чужих писем, обычным делом. В больницах не лечат, в учебных заведениях толком не учат, полицейские от усердия избивают «и виновных и правых». Как говорит городничий, нет человека без греха, «так самим богом устроено», чем и оправдывает воровство, беззаконие и другие пороки местных властей.
Самыми униженными считают себя горожане. Узнав, что в городе появился «ревизор», они пришли к нему с просьбой о защите. Купцы жалуются на городничего, который «чинит такие обиды, что описать нельзя». Обижены и простые обыватели: кто обманут, кто ограблен, кто избит. Но «отцов города» заботит только свой карман и собственное благополучие. Трусливые, подлые и двуличные, они лебезят перед мнимым ревизором. Стараясь как – то себя обезопасить, они ябедничают друг на друга и готовы писать доносы. Привыкшие давать взятки, они сами предлагают Хлестакову деньги, «якобы взаймы». Ведь в России, таким образом, встречали всех ревизоров.
Казнокрадство, взяточничество, злоупотребление властью, показанные Гоголем в «Ревизоре», были обычным явлением российской действительности. Царь Николай 1, оценивая комедию, признал, что «всем тут досталось, а мне – больше всех».
Описанный Николаем Васильевичем Гоголем образ города N - это собирательное описание всех уездных городов, поэтому он не имеет конкретного названия. Мы не знаем, где именно разворачивается действие пьесы, но вместе с тем известно, что место событий находится во глубине России: «Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь». Уклад жизни чиновников типичен для всех уездных городов того времени. Писатель в свойственной ему ироничной манере описывает нравы жителей города N.
Из содержания пьесы очевидно, что наиболее значительный и влиятельный слой общества в городе N - это чиновники. К сожалению, каждый из них, во главе с Городничим, оказывается недобросовестным человеком: в городе процветает взяточничество и казнокрадство. Городничий беспокоится о том, чтобы кто-нибудь не проболтался, что церковь, на которую были выделены средства пять лет назад, вовсе и не начинала строиться. По его примеру каждый из чиновников беспокоится только за самого себя, но никто не думает о небогатом населении города N.
От халатности чиновников страдают простые люди. Те, кто лежат в городской больнице, "мрут, как мухи", дети в школах страдают от пристрастившихся к алкоголю, необразованных учителей. В городе царит праздность и отсутствие культуры, а потому из новостей можно услышать лишь то, как подрались бабы на базаре или за городом произошла драка. Подобная неразбериха порождает несправедливость, и жителям ничего не остаётся, как жаловаться на Городничего Хлестакову, принятому за ревизора. Жену унтер-офицера не по закону высекли на площади, а у слесарши вне очереди забрали на службу мужа, потому что они не могли заплатить взятку. Кажется, что единственными, кто хорошо чувствует себя в подобных условиях, являются чиновники, но и они недовольны своей жизнью. Городничий и его семья, разглядев во Хлестакове жениха для Марьи, дочери городничего, и вовсе стали мечтать о переезде в Петербург, описанный ревизором-самозванцем в самых ярких красках. Маленький уездный город N не кажется им светлым и уютным местом, потому как они сами разграбили и испортили его.
Таким образом, нравы уездного города состоят в праздности и безразличном отношении жителей друг ко другу. Рассказать об укладе жизни чиновников той эпохи было смелым шагом со стороны Н.В.Гоголя, но желание обличить пороки и несовершенства населения родной, горячо любимой писателем страны, оказалось сильнее страха осуждения общественности.
Весьма милая картина, мне она нравится. Здесь несколько персонажей (характеров), все хорошо читаются. В середине, конечно, обладатель того самого первого фрака – счастливец. Это высокий молодой человек
«Черный человек» Данное великое произведение было написано в 1923 году, а опубликовано в 1926 году. В некоторых источниках говорится о том, что первоначальное произведение было длиннее
Литература равно как всякое другое искусство осмысливает человеческий опыт. Через попытку осмыслить этот опыт также может возникать и попытка каким-либо образом направить дальнейшее поведение в рамках
В басне «Демьянова уха» знаменитого русского баснописца Крылова Ивана Андреевича, впервые опубликованной в одна тысяча восемьсот тринадцатом году, говорится о двух соседях и близких друзьях, Демьяне и Фоке.
В один из весенних дней мама уточка приняла решение попасть на свободу вместе со своим выводком утят. Путешественникам предстоял нелегкий путь, так как перемещаться нужно было обходя всю деревню