Как часто и привычно ругаем мы общественные устои, выражая свое несогласие с теми или иными нормами! Наверное, нет в истории человеческого существования идеальной модели устройства общества, которая нравилась бы всем.
19 век, несмотря на прогресс во многих областях жизни и науки, тоже нельзя считать образцовым в плане идеальной общественной модели. Очень смело и красноречиво подвергаются критике общественные устои в произведениях русских классиков. Так, знаменитая пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» стала синонимом обличения пороков общества.
Против чего же направлено произведение Гоголя? Замышляя работу над произведением, сам автор подчеркнул, что хотел собрать все дурное и подвергнуть всеобщему осмеянию. Нетрудно судить о том, удалась ли писательская задумка.
Произведение напоминает бытовой анекдот с яркими образами, которые наделены отрицательными качествами, достигающими небывалых размеров. Гоголь изображает вертикаль власти, насквозь прогнившую и трещащую по швам. Все чиновники уездного города, призванные по долгу службы поддерживать порядок и правосудие, погрязли в обмане, коррупции, взяточничестве и казнокрадстве.
Проблема российских чиновников всегда являлась актуальной. Чтобы обратить внимание на эту проблему, писатель мастерски использует излюбленный им прием сатиры.
В пьесе нет ни одного положительного героя. Самым значительным лицом в городе является городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Это солидный, на первый взгляд, человек. Однако он и является главным виновником всех беспорядков, творящихся в городе. Он чувствует себя хозяином и считает, что ему дозволено все.
Антон Антонович – это собирательный образ. Это свидетельствует о масштабах произвола в российских городах. Городничий, несмотря на кажущуюся робость, очень опасный человек. Он и сам признает свои грехи, тут же добавляя, что посещает церковь для покаяния. Однако это не мешает ему брать все, что «плывет в руки».
Неудивительно, что при таком городничем чиновники ведут себя вызывающе, чувствуя безнаказанность. Гоголь использует прием говорящих фамилий. Легко догадаться, насколько «эффективна» работа судьи Ляпкина-Тяпкина, лекаря Гибнера, почтмейстера Шпекина, частного пристава Уховертова, смотрителя училищ Хлопова и других. Все эти люди нарушают закон и не несут за это никакого наказания. Они даже не считают нужным скрывать свои нарушения. И только слух о появлении в городе ревизора заставляет их как-то засуетиться.
Примечателен образ «ревизора» Хлестакова. При первых встречах читатель видит в нем просто ленивого барина, у которого и слуга ему под стать. Однако окунувшись в атмосферу, которая была искусственно вокруг него создана, Хлестаков не теряется. Смекнув, что его приняли за значительное лицо, он начинает ловко пользоваться этим. Берет деньги в долг, не собираясь их возвращать. Заигрывает с женой и дочерью городничего. Рассказывает о себе различные небылицы. Этому авантюристу удается оставить всех в дураках.
Лишь приезд настоящего ревизора останавливает беспорядки. Немая сцена в финале пьесы – красноречивое изображение шока всех присутствующих. Близка кара за халатность, казнокрадство, взяточничество, грязь, бездуховность…
«Ревизор» обнажает все пороки не только уездного города, но и всей России.
Николай Гоголь – величайший сатирик своего времени, мастер слова и уникальная личность. В своих произведениях он раскрывал черты людей различных слоев населения, иногда до крайности утрируя их. И это стало основной характеристикой его творчества. Вспоминая труды пера Гоголя, в голову сначала ударяют воспоминания об эмоциях героев – настолько ярко они описаны, а затем уже перед глазами возникает образ самих героев. Пожалуй, не только непревзойденный талант, но и внутреннее чутье к психологическим аспектам человеческого мышления, позволяли писать Николаю Васильевичу произведения, которые по сей день служат примером каноничной русской литературы.
Есть у Гоголя произведения, в которых можно проследить его отношение к определенным слоям общества особенно явно. Одним из них является пьеса «Ревизор». Автор высмеивает общественные устои, власть, раскрывая порочность человеческой души, и делает это с тончайшим мастерством умелой сатиры. Отсутствие положительных героев в пьесе заставляет увидеть изнанку прогнившего мира, где каждый человек – порождение серости, пошлости и невежества. Читатель видит утрированное отражение правящей элиты современного мира в образе чиновников, которые, словно голодные псы, не упускают ни единой возможности нажиться на простом народе и пытаются найти выгоду из каждого принятого ими решения.
Произведение Николая Васильевича Гоголя не является повествованием о жизни народа, оно – призыв к действию, яростное желание искоренить порочность и невежество власти. Несмотря на то, что пьеса написана в комедийном жанре, она имеет высокий уровень нравственно-духовной ценности. При рассмотрении персонажей произведения - пустых, недобросовестных, нечестных подхалимов, возникает желание быть лучше, как можно меньше походить на чиновников гоголевской комедии.
Анализируя поведение чиновников, важно отметить, что их действия напрямую связаны с абсолютной безнаказанностью. Городничий не только дает полную волю чиновникам, но и сам показывает себя как человека грешного, порочного. Читатель «знакомится» с характерами персонажей, в первую очередь, благодаря их говорящим фамилиям: Уховертов, Ляпкин-Тяпкин, Хлопов и другие. Такой прием помогает завершить образы бездуховных представителей общества, сохраняя ноту комедийности.
Пьеса «Ревизор» направлена против всего, что чуждо нравственности и духовности: казнокрадства, нечестности, коррупции… Произведение заканчивается немой сценой, которая тоже способна немало сказать читателю.
Часто мы слышим о равнодушии современных людей ко всему, что происходит в мире. Равнодушие – это чувство безразличия к происходящему, нежелание реагировать на него. Равнодушных людей не заботят глобальные
Рассказ идет о помощнике кузнеца, Ефиме, которого звали Юшкой. Был он старый, худой, болезненный и плохо видел, жил на кухне у хозяина кузницы, работал за еду и небольшое жалование. Он трудился целыми днями
Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», молодой человек, разночинец, нигилист. В своем произведении автор подробно раскрывает философские взгляды
Сборник рассказов «Темные аллеи» был написан Иваном Алексеевичем Буниным уже в конце своего творческого и жизненного пути. Писатель был уже опытным человеком, поэтому в каждом рассказе
Данная картина была написана знаменитым художником Репиным в 1876 году. Изначально картина была представлена во Франции, но, увы, успеха не было, а вот на родине наоборот работы была принята с восторгом