Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» начинается с описания этой улицы в разное время суток. Автор придаёт ей большое значение. И правда, она является жилой города на Неве. Писатель с восторгом описывает проспект, он словно поражается тому, какой разной может быть одна улица, чем она является для разных пластов общества. Объединяющее начало Невского проспекта заключается в том, что это всеобщая коммуникация Петербурга. Это место дружеских встреч, любовных свиданий, для кого-то просто средство, путь на работу. Главное – он объединяет людей всех слоёв общества, профессий, классов и сословий.
В изображении всего дня автор описывает присутствующих на проспекте людей, и читатель может заметить ярко выраженные социальные контрасты. Ранним утром город наполнен старухами, просящими хоть какую-то копейку на паперти, когда как остальная часть улицы пуста, хозяева магазинов ещё не начали работу. Нищие собираются у дверей кондитерских, где им швыряют чёрствые пироги и объедки.
В полдень Невский проспект – педагогический Невский проспект, что сказано с иронией. Иностранные учителя и воспитатели прогуливаются под руку со своими подопечными, гувернантки управляют своими девчонками, говоря, как им себя вести. Простым людям, для которых проспект является лишь средством, противопоставлено «высшее общество», для которых эта же улица является целью, местом, где можно покрасоваться. Льстивая сущность показной стороны их жизни проявляется в том, что за людей действует их внешность, детали одежды. Таким образом автор высмеивает лицемерие людей, их внутреннюю пустоту за красивой обложкой.
В эпизоде описания улицы намечаются главная проблема и конфликт повести. Это лживость образов людей и вечернего Невского проспекта.
Мотив демона в произведении возникает после описания теней, таинственно светящих фонарей. В этом описании проглядывает что-то мистическое, фантастическое. Иллюзорность Невского проспекта разъясняется не только сумерками, но и действием безотчётной неведомой силы, воздействующей на людей. В последующем повествовании образ демона возможно зовёт Пискарёва за этой красавицей, которая его очаровала. Также его сон, фантастический и безумный, может быть объяснён как действия этих сил. В окончании повести мотив демона прописывается открыто, автор обвиняет его как источник фальши и обмана между людьми.
Описание Невского проспекта в начале повести подводит читателя к сути, которая прописана в конце произведения. Эти 2 описания тесно связаны мистическим образом вечернего города и лживостью того, что люди видят глазами.
Экспозиция в виде описания дня на улице играет важную роль для всей последующей повести. Автор описывает обстановку, в которой друзья встретили прекрасных дам. В вечернее время, когда всё оказывается иллюзией, это и произошло, и они оказались обмануты этим демоном.
Известная повесть Н.В.Гоголя "Невский проспект" - одно из небольших, но очень значимых и ценных произведений в русской литературе 19 века. Эта повесть была написана в 1833-1834 годах, а опубликована годом позже в книге "Арабески. Разные сочинения Н.В.Гоголя".
В начале повести мы можем наблюдать описание изменения Невского проспекта, с течением времени: какой бывает главная улица Петербурга утром, и какой она становится вечером. Н.В. Гоголь, автор этой небольшой повести, попавшей в цикл "Петербургские повести", а также делится своими впечатлениями о том, каким для него кажется этот большой город, удивительно ярко и правдиво показывает нам контраст Невского проспекта.
Поручик Пирогов и художник Пискарев следят за двумя молодыми девушками, незнакомыми между собой, но гуляющими в одно и то же время по Невскому проспекту, иначе называемому сердцем Петербурга. Пискарев идет следом за брюнеткой, но понимает, что она привела его в публичный дом, художник шокирован такой нелепой неожиданностью и в полном отчаянии убегает. Художник видит её во снах - и безумно рад возможности наблюдать за возлюбленной, быть рядом с ней хотя бы во снах. Ради этого он решается употреблять опиум. После отказа молодой дамы, насмешки над его предложением руки и сердца, Пискарев снова убегает домой и заканчивает жизнь самоубийством.
Пирогов же ухлестывает за блондинкой, но понимает, что она замужем за жестянщиком. Однако это ничуть не останавливает его, он ищет повод встретиться с ней - и быстро находит его. Придя за своим заказом, он застает даму одну, танцует с ней, целует её - и именно в этот момент заходит её муж, Шиллер, с другом. Пьяные ремесленники, в гневе от увиденного, хватают Пирогова и...высекают его!
Оба случая говорят о том, что знакомства на главной улице Петербурга не привели ни к чему хорошему, однако здесь есть существенная разница: художника полюбила его безответная любовь, а поручик рассердился и расстроился лишь на время: остыв, он полностью пришел в себя.
Автор показал, что не город и не места в нем ломают человека и меняют его судьбу. Сильный человек сможет выжить в большом городе, а вот слабый, увы, забудет о ценностях, счастливым обладателем которых он был раньше.
Н.В. Гоголь – это, безусловно, литературный художник, способный мастерски описать явления, события, сохраняя при этом яркий авторский индивидуальный стиль. Из-под пера писателя, выходили фундаментальные образы, которые волновали и тешили читающую публику правдоподобным изображением действительности. Если в позднем творчестве автор затрагивал какие-то базисные вещи о судьбе России, вел исторические исследования, то в раннем он как раз описывал местечковые локации и судьбы. Ярко это проявляется в «Петербургских повестях», где читатель может много почерпнуть о чувствах и переживаниях людей тех лет. В этом же сочинении, более пристально обратим внимание на произведение «Невский проспект».
Название неслучайно и полностью отражает суть произведения, несмотря на две сюжетообразующие линии.
Писатель скрупулезно описывает главную улицу Петербурга в разные промежутки дня. Напомним, что в те годы Петербург был столицей страны, следовательно, Невский был главной артерией и всей страны, где располагались самые крупные магазины, ярмарки и государственные учреждения. Невский проспект – это место, где встречались люди разных социальных страт: кто-то вышел совершить моцион, кто-то спешит на работу или с работы, кто-то пошел в увольнительную с военной службы. Невский проспект – это главная социальная витрина города, где сторонний наблюдатель может оценить всю палитру общества от нищих до приближенных к царской чете. Особое внимание автормуделяет одежде людей и вещам, которые они несут с собой. Это литературный прием - метонимия, дающая возможность по частности составить впечатление об общем объекте. Так, по элементам одежды можно узнать, чем человек занимается и его материальное положение. Даже по количеству грязи на ботинках узнать, где человек бывал в течение дня.
Уже тогда Гоголь вводил в обиход элементы символизма. Да, петлица в золоте, например, сразу говорит, что человек состоит на государственной службе.
Автор показывает, что главная улица – это некий организм, где отдельные частицы-люди приводят его в движение. Гоголь восхищается красотой и величием, как Петербурга, так и Невского, но и прекрасно понимает, что это бешеная круговерть, где гибель одного человека по отдельности ничего не значит.
Что касается сюжетной линии о молодых людях. Красивые девушки – это лишь как мечта, способ убежать от реальности. Не зря автор упоминает об опиуме, который помогал в миссии побега от реальной жизни.
Сочинение по произведению
Петербург является местом действия многих произведений Николая Васильевича Гоголя. Более того, столице тогдашней Российской империи посвящён отдельный цикл произведений – «Петербургские повести», созданные в 1830-1840-х годах, в которые и входит знаменитая повесть «Невский проспект».
Сюжет повести строится на историях двух друзей – художника Пискарева и поручика Пирогова, которые отравились прогуляться по Невскому проспекту в поисках приключений или хотя бы какого-то развлечения на вечер. И они его находят – каждый из них уходит вслед за понравившейся незнакомкой, встреченной на Невском.
Художник Пискарев уходит за таинственной брюнеткой, увлеченный её загадочным образом, который он пытался разгадать на протяжении всего пути. Однако в конце пути его ожидало лишь разочарование – дом таинственной незнакомки оказался публичным, а она сама – его работницей. Пискарев в недоумении сбегает из этого места.
Однако, Пискарев, несмотря на всё, увлекается девушкой, влюбляется в неё самой искренней и чистой любовью, после чего решает сделать ей предложение – ему кажется, что девушка откажется от своего грязного прошлого в «пучине разврата», полюбит молодого художника так же сильно, как он её, после чего они будут жить вместе счастливо. Но мечтам Пискарева не суждено сбыться – в ответ на предложение руки и сердца девушка смеётся над ним. Юноша с ужасом понимает – ей нравится её распутная жизнь. Спустя неделю Пискарева находят с перерезанным горлом и окровавленной бритвой в руках.
Эта история учит читателя не только не судить человека по внешности, которая, как известно, зачастую обманчива. Нет, Гоголь так же даёт напутствие всем утонченным и мечтательным натурам – не стоит грезить о том, что еще не известно нам, иначе разочарование может стать фатальным.
Товарищ Пискарева, поручик Пирогов, пережил более «приятные» приключения- проследовав за блондинкой, он дошёл до мастерской немца Шиллера, который оказался мужем этой блондинки. Это не смутило его, после чего он стал намного чаще наведываться в мастерскую, дабы чаще видеть жену Шиллера. Однако, однажды, когда поручик в своих наглых попытках склонить девушку к измене мужу зашел слишком далеко, это заметил сам Шиллер, после чего избил Пирогова.
Поручик, несмотря на собственную вину, посчитал себя оскорблённым. Но уже вечером остыл и продолжил свои похождения. В отличие от своего утонченного друга он остался жив и нисколько не пострадал. А Николай Васильевич оставил читателя наедине с его мыслями – кто же из двух приятелей был прав в своих поступках? И если никто из них не прав, то кто же наиболее близок к правильному отношению к жизни и девушкам, к любви и страстям?
Иван Александрович Хлестаков – главный герой легендарной поэмы Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Он прибывает в Петербург, где оказался принят за важного гостя. Однако Хлестаков не стал опровергать это, а наоборот «вжился» в роль.
«Моцарт и Сальери» входят в сборник маленьких трагедий А.С. Пушкина. Маленькими они являются из-за того, что читатель видит только кульминацию событий. Автор намеренно отодвигает на второй план предысторию
Обычно я ложусь спать ровно в 10 часов вечера, чтобы в 6 утра уже встать и начать собираться в школу. Но в этот раз все пошло не по плану. Уроков задали слишком много, и пришлось немного задержаться. В итоге, спать я легла только к 12 ночи.
На репродукции картины Г. Нисского можно увидеть описание дорог Подмосковья. Почему же именно Подмосковья, спросите вы? На это указывают несколько составляющих картины, которые художник продумал до мелочей
Борис Пастернак прославился в русской литературе и поэзии, как человек с талантом исключительным. Он внес огромный вклад в развитие русской литературы и поэзии Серебряного века.