Проблемы, поставленные Гончаровым в произведении «Обломов», волновали автора задолго до написания романа. Еще в 1838 году им был написана ироническая повесть «Лихая болесть». В повести говориться о странной эпидемии, охватившей мир. Вместо того, чтобы трудиться, герои повести довольствуются несбыточными мечтами, они строят неосуществимые планы, живут в своем вымышленном мире. Их охватывает хандра, апатия, лень. Эта «лихая болесть» — та же «обломовщина», только немного в другой форме.
Гончаров начал обдумывать роман «Обломов» в 1847 году, сразу же после появления в печати «Обыкновенной истории». Первоначально автор намеревался описать жизнь дворянского юноши с рождения до самой смерти, но потом его планы немного изменились. К 1849 году у Гончарова в голове был план романа, была написана его первая часть, а в литературном журнале писатель опубликовал отрывок из будущего романа, главу «Сон Обломова». В этой главе явно видно отношение автора к своему герою. Это не сатира, Гончаров симпатизирует и сочувствует Обломову, в чем-то его оправдывает.
Гончаров работал над романом «Обломов» 12 лет. Полностью это произведение было опубликовано лишь в 1859 году в альманахе «Отечественные записки».
В 1852 году работа над «Обломовым» была прервана на несколько лет. Гончаров принимает участие в кругосветном плавании на парусном корабле в качестве секретаря командира экспедиции. Во время путешествия Гончаров заполнял судовой журнал, а его впечатления позже легли в основу сборника очерков «Фрегат Паллада».
К «Обломову Гончаров вернулся лишь после выхода в свет «Фрегата «Паллада», в 1857 году. Он едет на курорт, где за 2 недели практически дописывает роман. Однако, в 1858 году, когда роман уже был дописан и подготовлен к печати, Гончаров начал вносить в него новые главы и править старые. Такая требовательность объяснялась тем, что автор считал этот роман почти автобиографическим. Он находил общие черты у себя и своего героя. Гончаров тоже любил покой и бездействие. Считал, что именно такой образ жизни позволяет проявляться творческому началу. Как и Обломов, Гончаров родом из провинции, получил хорошее образования. Он такой же медлительный и так же склонен к романтическим мечтаниям. Даже личные судьбы Гончарова и Обломова схожи. Гончаров также как и Обломов, не смог покорить женщину, в которую был влюблен. По одной из версий литературоведов образ Штольца также имеет отношение к личности Гончарова. Он выражает внутреннее стремление писателя к упорядоченности и рассудочному поведению.
Долгая и трудная история написания романа «Обломов» еще раз доказывает важность для писателя идей и тем, поднятых в этом произведении.
Мотив «обломовщины» начал появляться в творчестве писателя несколько раньше самого творения. Все началось с юмористической повести «Лихая болесть», в которой автор указал читателю на типичные «вирусы» общества, попавшие в Петербург. К ним относятся: напрасные надежды, «воздушные замки», апатия и.т.д.
Кстати, и сам писатель порой задумывается над тем, что же такое «обломовщина». Ему очень интересно, действительно ли ее можно назвать регрессом? Либо же это некая новая форма существования?
«Сны» изображают мотивы человеческой статичности. Тем не менее, Илья Ильич вызывает и симпатию автора. Если Гончаров и «подшучивает» над ним, то беззлобно, по-доброму. Соответственно, это не отрицание, а лишь попытка легкой иронии. Что же касается читателя, у него всегда есть выбор – быть таким как Обломов (апатичным, флегматичным и даже ленивым) либо же таким, как Штольц (действенным, активным по жизни, полным планов и идей). Однако писатель не берет на себя право говорить, что одна позиция откровенно хороша, а другая – плоха.
Сам творец неоднократно признавался, что идея «Обломова» возникла у него после «Обыкновенной истории». Мало того, достаточно быстро был готов черновой вариант первой части. Летом после подготовки «Сна», Гончаров побывал на Родине. К слову, в Симбирске он видел достаточно много проявлений «обломовщины». Возможно, именно это помогло писателю настроиться на «нужную» волну и дало позитивный толчок для творчества.
Однако впоследствии его ждала кругосветка на фрегате «Паллада». Автор на время забросил роман. Позже, летом, на курорте Мариенбад, Гончаров закончил писать «Обломова». Точнее, три его части. В августе началась подготовка последней, четвертой части.
Сам литератор признавался другу, что достаточно странно выглядит тот факт, что человек, который корпел над романом годы, умудрился закончить его в один месяц. Тем не менее, себя он «оправдывал» тем, что за это время сюжет в голове сформировался по крупицам, до мельчайших сцен. Подсознанию уже были ведомы все нюансы. Оставалось только перенести мысли на бумагу.
Тем не менее, «Обломова» все же пришлось подкорректировать – в 1858-м году. Были как сокращения, так и новые сцены. После того, как произведение было окончательно готово, писатель сказал, что «написал свою жизнь и то, что к ней прирастает».
Еще Гончаров не скрывал того, что на него повлияли идеи Белинского – а конкретно, его выступление по поводу «Обыкновенной истории». Последний выдвинул образ «лишнего» человека, романтика из дворян, желающего почетного места в жизни, но совершенно к ней неприспособленного.
Впрочем, даже сам писатель порой считал себя таковым. Он признавался, что «Обломов» в некотором роде автобиографичен. Честно говоря, во время путешествия на «Палладе», Гончаров и сам целым днями возлегал в своей каюте, наслаждаясь покоем и тишиной. На кругосветное путешествие он еле решился. Неудивительно, ведь у Майковых его называли «принц де Лень».
Прохор Ильич внешне может показаться неуклюжим человеком, но на самом деле это вызвано его военной карьерой и немолодым возрастом. Тимохин достаточно подтянутый, стройный мужчина.
Знаменитое произведение Лермонтова посвящено одному из самых славных сражений в русской истории. Автор ставил целью показать героизм, проявленный русскими на поле битвы.
Городничий города N, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, первостепенный и важный персонаж произведения. Именно благодаря нему развивается действие комедии: он сообщает чиновникам
В живописи нельзя обойти стороной великого художника Ореста Кипренского, который является мастером портрета, ибо его изображения людей поражают до глубины души. Они выглядят как живые
Мне очень нравится учиться в своей школе, потому что она красивая и в ней работают опытные педагоги. Каждый день, проведенный в школьных стенах, проходит быстро и легко.