В основу произведения положен один из эпизодов путешествия Максима Горького из Одессы в Тифлис осенью 1891 года с товарищем Цулукидзе, который стал прототипом Шакро.
Жанр: рассказ
Главный герой встречает по пути грузинского князя Шакро Птадзе, которого, как позже выяснилось, обманул друг, оставив без средств существования. Главный герой предлагает князю пойти с ним в Крым пешком. Он дает слово, что найдет попутчика Шакро, либо сам лично будет его сопровождать.
Путь предстоял им долгий. Они знакомятся ближе. Шакро рассказывает своему спутнику о жизни на Кавказе и об обычаях. Главный герой восхищен, но в то же время поражен жестокостью и варварством народов Кавказа.
Наконец путешественники прибывают в Крым. В городе рассказчик работает, содержит себя и товарища, в то время как Шакро отлынивает от работы и ничем кроме милостыни не зарабатывает. Птадзе помыкает главным героем.
Рассказчик был очень терпелив, он прощал все грузинскому князю. Лишь один случай рассердил главного героя: Шакро рассмеялся над внешностью рассказчика, сравнил его лицо с тупой бараньей рожей. Оскорбленный и униженный главный герой покидает грузинского князя, но тот догоняет его и просит прощения. Рассказчик обладал щедрой душой и простил Шакро.
Оба товарища ни в Феодосии, ни в Керчи не находят способа заработать для поездки в Тифлис. Рассказчик придумывает план, который с наступлением темноты пустит в ход.
Поздней ночью грузинский князь и рассказчик воруют лодку и отправляются в плаванье. Их чуть не настигла погибель, но, к счастью, все обошлось. Они добираются до земли, и бегут к костру, который виднелся вдалеке.
Путешественники подвергаются нападению своры собак, но их спасают чабаны, которые позже решают, что делать с путниками. В итоге самый старший чабан высказал мнение отпустить товарищей, а лодку отправить обратно в Керчь.
Чабаны дают в дорогу путникам еду, рассказчик благодарит их за проявленное благородство. Путники направляются в Анапу. Шакро смеется и говорит, что на месте рассказчика поступил бы иначе: сказал бы, что главный герой хотел утопить его и начал бы плакать, тогда его пожалели бы, а рассказчика посадили бы в тюрьму.
Рассказчик возмущен цинизмом грузина, но попытки объяснить ему нормы морали оказались тщетны. Грузин считает себя человеком, а спутника своего – никем.
По пути во Владикавказ путники нанимаются к черкесам, чтобы собирать кукурузу. Грузинский князь крадет лезгинскую кисею. Главный герой бросает на дорогу сворованный предмет, так как был наслышан о мстительности черкесов. Рассказчик пытался объяснить Шакро, как плох его поступок, но в итоге между ними разгорелась драка. В итоге они мирятся, и отправляются дальше в путь.
Князь и рассказчик добрались до Тифлиса, но в город не могут зайти, так как Шакро неподобающе одет, не соответствует своему титулу князя. Грузин просит подождать рассказчика, а сам уходит и больше не возвращается.
Тема – автор рассказа дает понять, что зло, если ему не противиться, возрастает, переходя все допустимые рамки. Князь Шакро ведет паразитический образ жизни, обещая спутнику вознаграждение в будущем, которые останутся лишь словами.
Рассказчик
Шакро Птадзе – князь грузинский, спутник героя
Отличительная композиционная черта данного рассказа – резкое противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого. Композиция последовательная.
Рассказ Максима Горького "Мой спутник" основан на реальном путешествии автора из Одессы в Тифлис.
Автор, подрабатывающий в Одессе и собирающийся перемещаться в Крым, каждый день встречал одного и того же человека с тростью и обладающего кавказской внешностью. Он прогуливался возле реки и безучастно осматривал город тоскливым взглядом. Через несколько дней после постоянных столкновений в городе, автор решается во что бы то ни стало познакомиться с этим человеком. Кто он? Что здесь делает? Почему всегда ничем не занят? Все эти вопросы интересовали нашего героя и он, предложив сидевшему неподалеку незнакомцу завел знакомство. Со временем, когда рассказчик решил помочь обманутому и одинокому грузинскому князю Шакро Птадзе вернуться домой, его попутчик стал день ото дня все больше и больше требовать, не давая ровно ничего взамен, только упрёки. Он не работал, ссылаясь на плохое самочувствие, а после и вовсе признался, что работать не умеет.
Что оставалось делать автору? Не мог он оставить беднягу на произвол судьбы и помогал во всем. Кормил, выслушивал жалобы, а иногда, и оскорбления в свой адрес?
Нельзя понять до конца, почему герой позволил так с любой обращаться. Есть вероятность, что его забавляли беседы и споры между такими разными видениями жизни и ее правил. Представители новой и старой мысли существовали вместе и достаточно мирно.
Герой живёт бродяжничеством и разовыми подработками. Он не удовлетворен жизнью оседлого человека. Ему близок тот образ жизни, в котором он свободен и ничем не обременен. Персонажа привлекает новизна: новые знакомства, новые места, новые приключения.
В финале рассказа спутник-"нахлебник" главного героя покидает мужчину, едва только войдя в город. Он даже не поблагодарил человека, обеспечивающего его всем необходимым целых 4 месяца пути. Тем не менее, автор с улыбкой и по-доброму об этом вспоминает. Он видит огромную пропасть между работающим классом и теми, кто считают себя выше и лучше других.
Основной мыслью рассказа является то, что каждый человек, со своим пониманием жизни и ее уклада, особенный, и нуждается в таком же отношении. Можно сколько угодно говорить о том, какими мы должны быть, но на то мы и живём в мире, чтобы приспосабливаться к сосуществованию с разными людьми, которые представляют население нашей страны и создают этот самый неповторимый колорит русского народа.
Интересуясь жизнью Федора Михайловича Достоевского, можно увидеть взаимосвязь написанного произведения «Мальчик у Христа на ёлке». Именно предновогодние события того времени – детский новогодний утренник
Первое впечатление, которое я получила от увиденного кота – это заинтересованность. Картина достаточно яркая и веселая. В самом названии упомянуто, что животное ученое и, следовательно, художница изобразила его именно так
Митя — одно из действующих лиц пьесы А. Н. Островского "Бедность не порок", его смело можно отнести к положительным героям произведения.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова написана на пике его творчества, сюжет которой есть поиск счастья на Руси. Автор преследую цель рассказать обо всех моментах жизни русской деревни
В пьесе Максима Горького есть такой персонаж как девушка Анна, она живет со своим мужем в ночлежке. Кровать, на которой девушка лежит, отделена грязной шторкой ото всех.