Книга «Горе от ума», принадлежащая перу выдающегося русского писателя А.С. Грибоедова, увидела свет в полном варианте, без многочисленных цензурных сокращений, лишь в 1862 году, т.е. спустя много лет после трагической гибели автора. В произведении нашел отражение русский национальный дух и быт начала конца XVIII – начала XIX века.
Многочисленные цитаты из «Горя от ума» давным-давно ушли в народ, они живут самостоятельной жизнью в языке в виде крылатых слов. Кому не доводилось слышать или произносить: «А судьи кто?», или: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!..», или же просто, обсуждая кого-нибудь из знакомых, рассуждать на тему, что у него или у нее просто «горе от ума»? Таких ярких, метких высказываний в произведении не одно и не два: ими просто пронизан весь текст, они встречаются едва ли ни на каждой странице.
Острым, критичным умом Грибоедов подмечал в окружающей действительности и в характерах своих современников такие детали, на какие никто до него просто не обращал внимания и о каких до него никто не писал. Свои наблюдения он облекал в яркую, образную словесную оболочку, краткую, остроумную, едкую, меткую, афористичную. Именно в этой афористичности грибоедовских высказываний и заключается одна из главных отличительных особенностей его стиля и его языка. И именно эта афористичность позволяет говорить о Грибоедове как о писателе, поэте и драматурге, стоящем особняком в ряду отечественных художников слова.
Проблематика «Горя от ума», может и не нова. И до, и после Грибоедова писали и о несчастной любви, и о социальном неравенстве, и о конфликте личности и общества, и об одиночестве и непонимании, в котором вынуждены жить талантливые люди, но никто, ни до, ни после Грибоедова, не писал именно так, именно таким слогом, именно в такой художественной манере. «Горе от ума» невозможно спутать ни с одним произведением – оно такое одно, единственное в своем роде.
Не только крылатые слова этого произведения живут по сей день. Живут и созданные Грибоедовым характеры. Со времени создания произведения произошло немало войн, революций и других исторических коллизий, а значит, люди, их устремления и идеалы должны были бы сильно с тех пор измениться. Но и в современном российском обществе, если внимательно присмотреться, можно обнаружить немало Скалозубов, Фамусовых, Молчалиных и других грибоедовских персонажей. Чацких меньше, но и они есть. Значит, грибоедовские образы являются архетипами. Грибоедов сумел уловить нечто непреходящее в окружающей его обыденности и передал это в своем произведении.
Над чем смеется, что высмеивает Грибоедов? А смеется он над пошлостью и мещанством, пронизывающими буквально все слои современного ему общества. Он пишет о тщеславии и честолюбии, корыстолюбии, стяжательстве, чинопочитании, угодничестве и раболепстве. Интересно было бы узнать, что сказал бы Грибоедов, живи он в наши дни? Как бы он, наверное, удивился, узнав о том, что в XXI веке люди будут жить в обществе потребления, и что все расписанные им проблемы в будущем только усугубятся?
Подытоживая, скажем, что прочесть эту книгу, безусловно, стоит. Ее можно и много раз перечитывать. Комедия «Горе от ума» имеет огромную литературную и историческую ценность, является зеркалом своей эпохи, не утрачивая при этом своей актуальности и в настоящее время. Она интересна для литераторов, историков, социологов, психологов и всех любителей русской классической литературы.
Свою комедию в стихах «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов написал ещё в 1822-1824 годах, однако только в 1866 году произведение было полностью опубликовано. В «Горе от ума» автор описывает светское общество девятнадцатого века, высмеивая его пороки и несовершенства.
В произведении описывается конфликт главного героя, Александра Андреевича Чацкого, с консервативным обществом. Пороки общества того времени Грибоедов воплощает в персонажах Фамусова и Молчалина. Герой Фамусова служит управляющем в Москве, но вместо того, чтобы выполнять работу, он пользуется служебным положением. На службе у героя его родственники и друзья, которых он вовсю продвигает по карьерной лестнице, раздавая повышения и награды. Он презирает образование, что видно в строках «Ученье – вот чума, учёность – вот причина». Свою должность он занимает лишь потому, что всё общество состоит из людей, подобных ему. Молчалин же один из людей Фамусова. Он устроил его работать в архивах, но на деле герой прислуживает Фамусову, живя и работая у него дома. Молчалин мастерски угождает Фамусову, отчего тот и продвигает его по службе, награждая всё новыми и новыми чинами. Молчалин не пытается добиться всего своим умом, лишь угождает всем, желая получить выгоду из всего. Взгляды Молчалина и Фамусова на жизнь в корне отличаются от взглядов Чацкого.
По мнению Чацкого, необходимо жить своим умом, быть собой и никого не бояться. Герой осуждает поведение других персонажей, фамусовского общества, которое не хочет что-либо менять и меняться само. Стремление Чацкого изменить привычный уклад жизни кажется им странным, а сам герой и вовсе становится безумцем в глазах закостенелого общества. Через своё произведение Грибоедов пытается донести до читателей необходимость изменений, указывая на острые социальные проблемы того времени. Однако помимо общественных проблем, в комедии наблюдается конфликт личности и общества. Чацкий вынужден отстаивать свои идеи в полном одиночестве, столкнувшись с непониманием и осуждением.
«Горе от ума» остаётся актуальным и в наши дни. Несмотря на то, что прошло уже почти двести лет с момента написания произведения, суть общественных проблем не изменилась. До сих пор есть множество людей, не желающих меняться и развиваться. Они прогибаются под общество, приспосабливаются и не пытаются его как-то изменить. И по сей день люди, несущие в себе идеи Чацкого, так и не находят понимания, оставаясь в меньшинстве.
Бедствие может случиться в любой момент, и никто от этого не застрахован. И Айтматов в романе «Плаха» описывает именно это событие. Люди живут рядом с природой, и в любой момент может произойти различное
Сказки Салтыкова-Щедрина отражают действительность пореформенной России. Используя эзопов язык (язык метафор и аллегорий), автор не только нашел блестящий способ обойти цензуру, но и подарил произведения
Известное произведение Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» осмеивает чиновников и их приближенных. Гоголь создал театральную пьесу, в которой присутствуют отрицательные образы
История Феди (Бежин Луг Тургенева)
Два противоположных начала Бытия – Добро и Зло представлены в произведении в виде двух очень разных персонажей. Каждый из них является носителем нескольких качеств, значение которых раскрывается в сказке.