Произведение создается в период пребывания поэта в Царском Селе, когда у него происходит формирование собственной позиции относительно общественной российской жизни в виде понимания неоспоримых народных достоинств несправедливого произвола власти.
Поэма является составной частью единственного сборника стихотворений поэта в виде первого произведения.
Жанровая направленность поэмы представляет собой романтическое национально-историческое сочинение, близкое к народному фольклору, стилизованное под русский эпос.
Композиционная структура произведения представляется классической схемой в виде экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. При этом отличительной особенностью композиции является включение автором перед каждой частью фольклорных зарисовок, которые придают поэме народный колорит и исторические оттенки.
Стихотворным размером в поэме является форма тонического стиха, который представляется более близким к фольклорным сказовым произведениям.
Сюжетная линия поэмы разворачивается в период правления Ивана Грозного, когда главный герой, представленный в образе Степана Парамоновича Калашникова, совершает в честной кулачной битве убийство своего врага в лице Кирибеевича, являющегося царским опричником, который опозорил его жену Алену Дмитриевну.
Главный герой изображается в поэме в образе настоящего русского человека, отличающегося простотой, сердечностью, уважением к окружающим, благородством и порядочностью. Калашников совершает нравственный подвиг, жертвуя своей жизнью во имя сохранения семейной репутации.
Полной его противоположностью представляется Кирибеевич, описанный в качестве оригинальной, яркой и сильной личности, одержимой единственной физической страстью к жене Калашникова, отличающейся нравственной ущербностью, своеволием и лукавством.
Второстепенным персонажем поэмы автор представляет образ Иван Грозного, изображенный в качестве двойственной личности, отличающейся жестокостью, несправедливыми поступками и решениями, деспотичным характером, не желающим осознавать последствия своих приказов. Царь изображается в поэме как бессмысленный правитель, не проявляющий мудрости, действующий под влияниям собственных произвольных желаний, не думающий об интересах государства и народа.
Средствами художественной выразительности в поэме являются характерные для народного творчества приемы в виде разнообразных повторов, необычных сравнений, традиционно ярких эпитетов, многочисленных олицетворений, а также использование литературных методов в форме анафоры и эпифоры, подчеркивающих высокий и торжественный стиль произведения, прославляющего подвиг обычного русского человека, гибнущего во имя правды и справедливости.
Основная тема поэмы представляется в виде проблематики проявления человеком чести, в сочетании с которой раскрываются темы властной вседозволенности, любви, нравственности, свободы и человеческой несправедливости.
Ключевой идеей поэмы становится авторское размышление о необходимости защиты чести и достоинства в виде борьбы за свободу, выступления против деспотичности власти.
Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении любви и верности, в духовной и физической победе человека в борьбе против несправедливости и жестокости. Поэма демонстрирует авторскую позицию, заключающуюся в необходимости восстания личности против устоявшейся системы в целью выхода из замкнутого деспотичного круга власти тиранов.
Лермонтов Михаил Юрьевич после окончания Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1835 году отправляется как корнет в лейб-гвардии гусарского полка в Царское Село под Санкт-Петербургом. В этот период молодого поэта начинает особенно интересовать история России. Поэтому и появляется поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». В 1838 году поэму опубликовали, и это была первое произведение у Лермонтова, подлежащее публикации.
Сама по себе «Песня» повествуется в стиле русских народных песен, используется бытовой сюжет. И как никогда актуален этот сюжет, потому что как основное в поэме описана проблема людей с властью и деньгами, их вседозволенность и могущество, которое не подвластно простому человеку. Вообще в произведении описывается целый цикл нравственных проблем. Помимо властного человека, поднята проблема мести (как пример, отношения между Кирибеевича и Алены, а затем желание наказать бесчестного человека у самого купца Калашникова). Тут же раскрывается о человеческом достоинстве, когда Калашников не стал рассказывать царю, за что убил Кирибеевича.
Поэма очень расплывчато граничит с фольклорным произведением и историческим повествованием. Лермонтов использует и элементы действительно песенных произведений (пример, ох ты гой еси...»), и реальных трактатов. Например, описание пира в царском дворце. Описание одеяния Ивана Грозного, а затем и его личности, которую невозможно не сравнивать с личностью Петра Первого. К реализму «Песни» добавляется то, что поэт точно воссоздал колоритность той эпохи, а также показал социальное положение людей, разницу в слоях населения и их характеры в социальной обусловленности.
Вообще описание того века не могло не заинтересовать Лермонтова с его любовью к истории отечества. Ведь XVI век являлся одним из самых кровавых периодов для страны, период опричнины и правления Ивана Грозного. Величайший скачок в развитии страны, особенно в расширении территориальном, был оплачен кровавой платой народа.
Однако в поэме данный период описан более высоким и героическим, все ужасные деяния высших чинов спрятаны и не показаны читателю. На примере Кирибеевича показан образ раба царя, который следует только за своими желаниями и интересами, а нормы общества его совершенно не интересуют.
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня» является уникальнейшим произведением, поскольку является одним из единственных среди подобных вещей, в котором чутко отмечена яркая стилизация фольклора в крупной и эпической выраженной форме. Сам стиль поэмы очень сильно напоминает народную песню, в которой используются мотивы и гуслярной, и гусарской, и даже застольной песни с элементами романсов и всевозможными стилизациями.
Лермонтов написал огромное количество разных произведений и одним из них является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно его и издал писатель еще до того как умер.
Все происходит в то время, когда всем правит Иван Грозный. Еще прямо во вступлении гусляры сочинили специальную песню, а теперь хотят, чтобы ее послушал сам Иван Грозный. Кроме этого данное произведение является уникальным, потому что до Лермонтова ничего подобного никогда не сочинял.
Каждый из героев наделен специальными чертами и способностями, которые готовы проявиться в любой момент. Иван Грозный сам выбирает, кому отдать свое предпочтение и кому уделить внимание. И если человек при этом остается равнодушным, то его это очень сильно раздражает. У него есть верный слуга, который во всем ему подчиняется. Кроме этого ему кажется, что этот самый слуга ненавидит его и завидует ему.
Кирибеевич появляется в первой сцене. Больше всего на свете он влюблен в Алену Дмитриевну, которая на данный момент была не свободна и находилась замужем.
Оказывается, муж Алены был богатым купцом. Он уже давно понимает и подозревает жену в измене и постоянно угрожает ей тюрьмой. Но когда он узнает о том, что Кирибеевич оскорбил, то наоборот становится добрым и во всем защищает ее. И просит братьев, если он умрет, то вызвать на поединок Кирибеевича и убить.
Алена Дмитриевна старается во всем слушаться мужа и всегда подчиняться и выполнять все, что он прикажет ей. Поскольку в это время настали суровые времена, то и отношения друг к другу стали такие же суровые. Именно поэтому когда жена вечером возвращается без фаты, то грозится наказать ее.
Здесь описывается поединок между Кирибеевичем и Калашниковым. Многие считают этот поединок правды с неправдой. Перед тем как выйти на бой Кирибеевич глубоко кланяется Ивану Грозному. А вот Калашников прежде, чем выйти на бой кланяется церкви, а потом еще и всему честному народу, который собрался здесь. Больше всего на свете ему хочется защитить честь и достоинство своей семьи, а потом уже правду, которая мало, кому известна.
В этом поединке побеждает Кирибеевич. А если быть честным, то он побеждает его не только морально, но и физически. Даже если его казнили прямо сейчас, он никогда бы не рассказал причину, по которой вышел на это сражение. А ведь все это он делал только ради своей семьи. За все это время он ни разу не сказал имя своей жены, ведь к ней прилип бы позор.
Калашников делает все для того чтобы отомстить своему самому злейшему врагу, за все что он натворил в этой жизни.
Никто не знает, где именно похоронен Калашников, ведь все считают, что он являлся преступником. Вот только у народа совсем другое мнение.
«Песня…» была опубликована Лермонтовым в 1838 году. Данное произведение знаменует начало нового творческого пути Лермонтова.
Разуверившись в современном обществе, Лермонтов обращается к XVI веку. В поэме поэт рассказывает о событиях, которые взяли свое начало во времена, когда правил Ивана Грозный. По мнению Михаила Юрьевича, в те далекие времена еще можно было найти благородных и честных людей, когда понятия о долге, высоконравстенности и чести были чем-то обыденным.
Данную поэму можно отнести к такому литературному направлению, как романтизм.
Герои поэмы четко поделены на две контрастные группы. В этом и заключается главный конфликт поэмы. Опричник Киребеевич и Царь представляют недобрую силу, большую беду и несправедливость. Им противопоставлен молодой купец Степан Парамонович со своими близкими. Они демонстрируют читателю моральные устои славянского населения, его мощь и отвагу.
Немаловажную роль в системе образов поэмы занимает Иван Васильевич. Этот образ сложился исходя из простонародных представлений, передаваемых фольклорным творчеством, в которых подчеркнуто объединение в характере царя черт справедливого отношения и вместе с тем тиранства. Лермонтов мастерски использует народную поэзию, беспрепятсвенно манипулируя ею и переделывая в соответствии со своими мыслями. Как ни странно в «Песне про купца Калашникова» нет простого и буквального подражания фольклорным текстам.
Следует отметить, что встретившись лицом к лицу с Иваном Грозным Калашников показывает себя, как человека с большим достоинством. Он понимает, что находится перед царем, чувствует почтение к нему, но не кланяется и не молит о пощаде. Калашников без страха говорит Ивану Грозному, что вина за убийство Киребеевича лежит на нем, но причину, по которой он так поступил, он скажет лишь Богу.
Следуя из этого, главный конфликт произведения — это противостояние плохого и хорошего, добра и зла. Как и свойственно произведению романтизма, на практике победу одерживает зло: Степан казнен за свою победу над опричником. Но, по сути, правда остается за юным купцом, ведь на его стороне моральная победа.
«Песня...» описывает трагичный для Руси период опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. 16 век — один из самых запоминающихся и мрачных лет в истории России.
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про купца Калашникова» является историческим лиро-эпическим произведением.
Действия поэмы разворачиваются во времена Опричнины. Опричники, по мнению Лермонтова, являются выражением абсолютной, сумасбродной, несправедливой власти царя. Они не следили за своим поведением и позволяли себе слишком многое.
Примером того служит Кирибеевич, опричник, которому понравилась Алена Дмитриевна, жена купца Калашникова. Он не посмотрел на то, что она замужняя женщина, стал за ней ухаживать. Опричник пытался всеми силами добиться ее силой. Алене его ухаживания были неприятны. Она была верной женой и любила мужа.
Купец Калашников является образом любящего, справедливого, благородного мужа, который готов на все ради своей семьи, ради счастья своей супруги. Он искренне ей интересуется, помогает.
Купец Калашников решил защитить честь своей жены в кулацком бое. Кирибеевич был сильным соперником, поэтому все считали, что купец погибнет.
Увы, сила оскорбленного мужа была сильнее силы опричника, поэтому тот погиб. Царь воспринял это как личное оскорбление.
Образ Ивана IV имеет много сходств с реально жившим прототипом. Царь восстает перед читателями импульсивным, несправедливым, эгоистичным, глупым самодуром. Кулацкий бой был для него лишь развлечением, в то время как он мог привести к гибели людей. Иван IV не думал о благополучии своего народа. Его волновало лишь собственное счастье и удовлетворение потребностей.
Жизнь подданных ничего не значила для государя, поэтому он совершенно свободно совершал казни. Смерть опричника он воспринял как личное оскорбление, поэтому должен был наказать купца. Как это сделать? Конечно же, царь принял решение убить его.
Тем самым Иван IV оставил Алену Дмитриевну без кормильца и без защитника. Бедная женщина была убита горем, так как искренне любила мужа и заботилась о нем, переживала. Что будет с вдовой? Бесспорно, ее ждет погибель.
Для написания поэмы Михаилу Лермонтову пришлось долго заниматься историей и изучать источники Московской Руси. В произведении используются характерные для того времени слова, правила грамматики, составления предложений. Писатель проделал колоссальный труд, результатом которого является данная поэма.
«Песнь про купца Калашникова» полностью отражает язык, традиции и обычаи времени, описанного в ней.
Я хорошо учусь в школе. С выполнением домашнего задания, у меня никогда не бывает проблем. Школьный материал усваивается без проблем, поэтому домашнее задание делается легко
Автор в дороге из Тифлиса через Койшаурскую гору познакомился со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Бывалый попутчик объяснил мошенничеством осетин то, что пустую повозку еле тащат шесть быков
По Михаилу Юрьевичу Лермонтову, творчество, это не просто талант, это дар, преподнесенный Господом. И не каждому одаренному человеку удается ему соответствовать.
Каждый из нас иногда задумывается над тем, какую же профессию он выберет, когда вырастет. Кто-то хочет стать доктором и лечить людей, кто-то – космонавтом, чтобы полететь в космос, а я принял решение, что хочу стать полицейским.
Первым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».