Роман «Герои нашего времени» написан М.Ю.Лермонтовым в реалистическом стиле. Но временами там проявляется и романтизм, который показывает главного героя как разностороннюю личность.
Главным образом романтизм проявляется в описании природы, рассказывая о красотах и опасностях гор Кавказа. В действиях каждого героя понимание красоты окружающего мира меняется, в зависимости от персонажа. Например, страстные герои, как Максим Максимович и Бэла, видят природу иначе, и при их описании она играет яркими красками. Для других же, персонажей с нищей душой, все происходящее вокруг лишь фон, не представляющий ничего необычного.
В природе вдохновение черпает и главный герой романа – Григорий Александрович Печорин. Несмотря на образ одинокого, загадочного и скучающего человека, в некоторых главах произведения четко видны его романтические черты. В части «Тамань» он предстает, как романтический юноша, склонный к предрассудкам. Его встреча с контрабандистами, нарушившая их планы, наполнена реализмом. Но то, как описывается море и паруса, является полноправными чертами романтизма.
Также реализм и романтизм переплетаются в главе «Максим Максимович». Здесь Печорин выступает как реалистический персонаж, переживая одиночество и разочарование в жизни. Но ему противостоит полный романтических качеств Максим Максимович – друг главного героя.
В главе «Бэла» полностью преобладает романтизм. В ней главного героя переполняет восхищение горами Кавказа. Такая романтическая атмосфера способствовала влюбленности Печорина в экзотическую Бэлу. Но вскоре он разочаровался в ней, не найдя в отношениях с дикаркой никакого отличия от любви знатной особы.
Кульминационной главой, наполненной романтизмом, становится «Фаталист». В ней главный герой ставит на кон собственную жизнь, проявляя такие романтические черты, как жертвенность и игры со смертью.
Наиболее ярко романтизм прослеживается в записях, которые Печорин делает в своем дневнике. Там он открыто и честно излагает свои мысли, наполненные искренними чувствами, без приукрашивания и притворства. Там он рассказывает о чувствах к княжне, которые считает лишь пустым звуком, признается, что играет с любовью девушки. Пустыми и лишними чувствами он называет и дружбу. Эти мысли создают вокруг персонажа атмосферу романтики, мятежности и грусти.
В других моментах романа Печорин поступает как настоящий реалист, разрушая романтические представления других героев. В одной его личности уживаются как романтические позывы, так и пороки общества, бессердечность к окружающим и безжалостный эгоизм. Романтизм является преградой для трезвого и четкого восприятия действительности.
Яркое выражение в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» получило одно из самых сложных направлений в художественной литературе – романтизм.
Центральное место занимает в романе образ Печорина. Автор представляет его сильной личностью, который во всем пытается противостоять законам общества, в котором он пребывает. Это одна из особенностей направления. Именно вокруг него, в первую очередь, определяются черты романтизма. Несмотря на постоянный контакт героя с окружающими его людьми, он остается в душе одиноким и несчастным. С одной стороны, Печориным управляют некоторые эмоции, которые иногда даже напоминают страсти. Однако восхищение женщинами, общение с товарищами – это лишь ложная видимая оболочка, которая его угнетает. Его разочарование жизнь неискоренимо, поэтому Печорин отдается течению жизни, продолжая гневаться, скучать и презирать остальных. Героя в обществе ждет только разлад, это приводит его к постоянным мучениям. Создается ощущение, что он постоянно играет с судьбой, безбоязненно относится к ее переменам.
Произведение наполнено эмоциональными состояниями героев, которые стремятся к счастью по-разному. Читатель не может не обратить внимание, что чувства в тексте занимают главное место. Они управляют героями, делая их несчастными или помогают приблизиться к мечте.
Внутренний мир каждого героя в романе имеет первостепенное значение. Их переживания, связанные с пробой своих чувств в разных ситуациях, являются показателем становления на протяжении определенного этапа души, формирования характеров. Стремление героев к идеалам присутствует на страницах романа с разной степенью проявления. Одни проявляют меньше эмоций, стараясь оставаться больше в тени, скрывая свои чувства. Другие идут к цели, идеалу через страдания других.
Детальное описание пейзажа в романе является чертой, характерной для романтизма. Созвучие с душевным состоянием героев становится обязательной особенностью направления. Освобождение мыслей от тревог происходит с Печориным в тот момент, когда он «с жадностью глотает благовонный воздух». Он непрестанно отмечает ароматы в воздухе, синеву небес. Каждая зарисовка будто вторит желаниям, мыслям героев, сопровождая их душевное состояние.
В реалистическом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно обнаружить немало романтических черт. Прежде всего, одной из них является образ главного героя.
Григорий Печорин – личность с романтическим воображением, человек страстей. На протяжении произведении читатель следит за последовательным разрушением романтических иллюзий героя. Молодой человек будто сошёл со страниц европейских романтических книг – одинокий, загадочный, страдающий, создающий впечатление изгнанника, что так притягивает светских барышень.
Каждая глава романа знакомит нас с определённой гранью характера молодого человека. В хронологически первой части, «Тамани», Печорин предстаёт юным романтиком, верящим в тайные знаки судьбы и склонным к предрассудкам. Ситуация со слепым мальчик манит его своей таинственностью, девушка-контрабандистка кажется ундиной из немецких баллад, а в возможности ввязаться в историю с преступниками герой слышит зов к приключениям. Романтический фон усиливает экзотический морской пейзаж. Правда оказывается прозаичной: бандиты хотят убрать Печорина как ненужного свидетеля.
В главе «Бэла» Печорин снова оказывается в центре романтической атмосферы. Окружающие горы, бесстрашные горцы – неудивительно, что в такой среде офицер влюбился в экзотичную Бэлу. Однако чувства дикарки ничем не отличаются от любви знатной барышни, и Печорин опять впадает в хандру.
Кульминационной становится глава «Фаталист», где Григорий Александрович вступает в схватку с судьбой. Герой ставит эксперимент над собой и Вуличем, проверяя существование рока. Однако ни та, ни другая ситуация не может подтвердить или опровергнуть его сомнения. Удачный захват пьяного казака можно трактовать и как благосклонность судьбы, и как хорошо продуманные действия.
В других эпизодах Печорин разрушает чужие романтические иллюзии – веру Максима Максимыча в дружбу, наивное представление княжны Мери о любви и браке. В романтичной личности героя рядом с благородными порывами соседствуют пороки общества, холодный эгоизм и бессердечное отношение к окружающим. Романтизм становится препятствием для здравого восприятия реальности, «розовый флёр», который нужно отдёрнуть. Это те самые «сласти», которыми так долго кормят людей, в то время как им нужны «горькие лекарства, едкие истины». Но автор только указывает на болезнь, а как её лечить – дело за читателем.
В чём ценность опыта, который мы наживаем, не проходя через испытания жизни сами, а благодаря произведениям, фильмам и т. п.? Их ценность заключается в том, что люди получают информацию
Александр Волков написал интересную сказку, которая увлекла как детей, так и взрослых, когда началась Вторая мировая война. В центе сюжета история маленькой девочки по имени Элли.
В современном мире существует очень много востребованных и актуальных профессий. Кого-то привлекают деньги, кого-то – популярность. Но я думаю, что нет ничего лучше, чем помогать людям, лечить их и давать шанс на выздоровление. Я хочу стать врачом.
Повесть «Капитанская дочка» рассказывает о молодом человеке Петре Андреевиче Гринёве. Гринёв был дворянином. Отец отправил его на военную службу, чтобы воспитать в сыне мужество и отвагу.
Астрономию считают если не первой, то одной из первых наук, которую человечество начало практиковать на заре своего существования. Поскольку это произошло в глубокой древности, то истоки астрономии теряются во мгле давно минувших тысячелетий.