М.Ю.Лермонтов - выдающийся поэт 19 века. Его лирика включена в школьную программу и известна по всему миру, однако так было не всегда. За свою недолгую жизнь поэт прошёл через множество испытаний, что отразилось на его творчестве. Оно на удивление органично и целостно, не терпит коренных изменений с течением жизни М.Ю.Лермонтова. Его лирический герой – всегда одинокий, страждущий в поисках истины романтик, способный идти наперекор общественному мнению.
Вспомним героя романтической поэмы Лермонтова "Мцыри", главный герой которой - юноша, живущий в монастыре. Лермонтов воплощает в его образе много автобиографического, поэтому Мцыри так горячо влюблён в свою свободу, не согласен променять одну вольную жизнь на две монастырских. Это сильный и смелый юноша, способный на великие свершения, если бы не его горькая и трагичная участь.
За свою смелость, открытое осуждение общества Лермонтов нередко подвергается осуждениям и гонению. Так, лирический герой в его произведении "Узник", всеми покинутый и оказавшийся в темнице, страдает от своего одиночества:
«Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом»
С ролью одинокого, непризнанного и осуждаемого поэта Лермонтов быстро свыкается, что в целом присуще поэтам-романтикам. В своём творчестве он часто прибегает к теме "масок и маскарада", осуждая светское общество за его лживость и лицемерие. В произведениях поэт выражает готовность принять на себя осуждение, но закрывать глаза на обман и несправедливость он не способен.
Так, в стихотворении "Дума" Лермонтов сокрушается о судьбе своего поколения. Молодые люди ведут праздную жизнь, не имеющую особой цели и предназначения:
Его грядущее — иль пусто, иль темно...
Они не находят наслаждения в высоком искусстве, подвигах и сражениях, развлечения и балы становятся для них привычным времяпрепровождением, но и от него они не получают удовольствия, а занимаются им лишь по привычке. Лирический герой Лермонтова принадлежит этому поколению, но не согласен с ним. Он страдает, заранее предрекая этим людям печальный исход: потомки лишь посмеются над ними, ведь поводов для уважения к предкам у них не окажется.
Таким образом, лирический герой Лермонтова всегда видит и чувствует больше других людей, но его дар становится ловушкой, из которой невозможно выбраться. Он постоянно обличает людские пороки, указывает им истинный путь, но за это получает в ответ лишь осуждение и ненависть.
Можно с уверенностью говорить о том, что у каждого писателя присутствует свой неповторимый стиль. Это может проявляться в том, какие художественные приемы и стили он применяет, а также, сюда входит манера описания персонажей, их образы и внутренний мир. Говоря о произведениях, написанных в поэтических формах, стоит сказать, что для них можно подобрать соответствующий образ «лирического героя». Стоит отметить, что в каждой эпохе присутствовали свои лирические герои, и соответственно, их моральные и этические принципы отличались друг от друга. Интересным является то, что в классицистической литературе, данные герои показаны весьма интересно и индивидуализировано. Из русских поэтов, которые старались подчеркнуть образ лирических персонажей, можно выделить Михаила Лермонтова, который опирался на романтические тенденции своих реалий. Стоит сказать, что с течением времени, данный образ перетекал из одного образа в другой, и становился нечто особенным каждый раз.
Стоит сказать, что в его раннем творчестве были замечены черты лирических персонажей, которые вбирали в себе черты западных героев. В тот момент времени, данные образы героев получались весьма смелыми и неуступчивыми. Они старались действовать решительно, надежно и быстро. Они не хотели мириться с несправедливостью мира, жили одинокой и свободолюбивой жизнью, и старались делать все возможное, чтобы выстраивать свой собственный мир, в котором они чувствовали бы счастливыми людьми.
Можно добавить и то, что лирические герои в произведениях настроены весьма неприветливо к окружающему миру, обществу и реальности. Они не могли принимать реальность в той форме, какой она существовала. Герои хотели изменить ее в лучшую сторону, и для этого, соответственно, им потребовалось бы совершать революционные изменения. Так как их не могло понять подавляющее большинство людей, они выбирали одинокое и свободное существование, отчего порой очень сильно страдали. Уникальность героев заключалась в том, что они не могли подстраиваться под общество, из-за того, что их морально-этическая система ценностей находилась на совершенно ином уровне. Многие из них верили в то, что со временем все может измениться к лучшему, однако, они также понимали и то, что для этого должно измениться сознание людей. В произведении герои оказались непонятыми и непринятыми практически никем. Автор выделял их из окружения, и наделял замечательными чертами души.
Лирический герой Лермонтова - это один из наиболее ярких образов в русской поэзии. Он отражает самобытность и богатство душевного мира автора, а также его сильное желание самовыражения и свободы.
Этот герой присутствует в большинстве стихотворений Лермонтова, в которых автор выражает свои чувства, мысли, переживания и жизненную философию. Он может быть как трагическим, глубоко печальным и меланхоличным, так и светлым, жизнеутверждающим и полным энергии.
В стихотворении "Смерть поэта" Лермонтов представляет своего лирического героя как человека, который не может найти свое место в жизни и ощущает себя чужим в этом мире. Он жаждет свободы, не признает социальных рамок и ограничений, но при этом и не находит поддержки и понимания со стороны окружающих.
В других стихотворениях, например, "К М." и "Нет, я не Байрон, я другой", Лермонтов показывает своего героя как человека, который стоит в противоречии со своим временем, но при этом остается верным своим идеалам и убеждениям.
Также в стихотворении "Стихи без названия" автор изображает своего лирического героя как человека, который не может найти себе места в обществе и ощущает себя одиноким. В то же время его душевный мир полон богатства и красоты, он открыт для новых впечатлений, переживаний и эмоций.
Таким образом, лирический герой Лермонтова - это выразительный символ самобытной русской литературы, который отражает многогранность и сложность человеческой души, а также ее стремление к свободе и самовыражению.
9 класс
Понятие «совести» берёт своё начало в древних философских трудах. Учёные – мыслители пытались дать определение этому понятию с социальной и психологической точек зрения, описать его неким процессом
Любовью поэта к собственному творению пропитано все произведение. И эти нежные трепетные чувства просто не могут оставаться без внимания. Каждый читатель, даже бегло ознакомившийся
Произведение «Двойник» относится к жанру фантастической повести. Достоевский закончил её в 1846 году и после еще год дорабатывал ее перед выпуском в печать.
В романе Обломов И.А.Гончаров повествует о непростом для помещичества времени, когда прежние традиции домостроя потеряли актуальность, а на смену им пришли предприимчивость и практичность.
Крылов озвучил в своей басне иронический сюжет из реальной жизни. Он испытал чувства Соловья, оказавшегося в подобной ситуации. В качестве чуткого, нежного, одарённого персонажа подобран образ Соловья