В образе Мцыри Лермонтов воспел новый тип героя. Вспомним, что склонило юношу к побегу из монастыря? Он был оставлен в нем пленным мальчиком, почти умирающим. Монахи выходили его, он жил вместе с ними, вместе работал – и убежал. Почему?
Дело в том, что такая размеренная жизнь, запертая в четырех стенах, не для нашего героя. Еще будучи умирающим шестилетним мальчишкой,
«Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.»
Он все время думает о родине, считая монастырь, где все к нему участливо относятся, своей тюрьмой. Он прямо говорит перед своей смертью, что - «мало жил, и жил в плену». Вместо детских забав и игр Мцыри видел только размеренный монашеский быт, у него не было детства. Он жил в духовной неволе, и это в конце концов привело к побегу. Молодому человеку душно в монастыре. Мцыри готов пойти на что угодно, лишь бы быть свободным. Воля и свобода – вот что для Мцыри является предвестником счастья. Уже почти готовый к принятию монашеского обета, Мцыри исчезает из монастыря. Но его зовет не просто свобода сама по себе, вовсе нет. Мцыри зовет к себе его Родина. Он несчастен в монастыре. Несчастен еще и потому, что «видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, а у себя не находил» … Он не хотел состариться и умереть на чужбине рабом и сиротой.
Во время побега послушник встречает девушку, но он, хоть и начинает томиться странной сладкою тоской, не остается, чтобы увидеть ее еще раз. Мцыри рвется в родные края, и когда он сбился в лесу с пути, им овладело яростное, полубезумное отчаяние. Он плакал в исступлении, грыз землю – но в то же время не желал ничьей помощи. Мцыри готов был вырвать свой язык, но не опуститься до мольбы. Он должен был сам найти дорогу. Воля, независимость и родная земля – вот что необходимо для Мцыри, чтобы быть счастливым.
Но Мцыри одинок. В нем причудливо сплелись физическое бессилие и твердость духа. Стремясь быть независимых от всех, он не только оказывается неспособным ориентироваться в лесу, но и вынужден принять бой с могучим барсом, будучи вооружённым всего лишь обломком ветки. Вынужден, хотя в первые мгновенья барс его не видел, - «Сырую кость он грыз и весело визжал». И только потом барс почуял врага. Все это время Мцыри ждал и не уходил. Он оказался человеком, который не способен к компромиссам. Все или ничего.
В бою с барсом Мцыри сильно изранен. Он в полубреду пытается идти вперед, но не боль от ран останавливает его. Он узнает стены своего монастыря, и все его надежды рушатся. «Вернулся я к тюрьме моей!», - восклицает в отчаянии герой поэмы.
Он понимает, что никогда не сможет стать свободным и независимым, никогда не увидит родной аул и горы предков – он никогда не будет счастлив. Зачем же тогда жить? Его находят совершенно случайно. Перед смертью герой успевает исповедоваться, рассказав о пережитом и о своих переживаниях старому монаху, который его вырастил. Мцыри фактически упрекает старого человека в своем спасении. Будучи уже взрослым, он отвергает новую помощь. Он знает, что умрет, но единственная его просьба – быть похороненным так, чтоб хотя бы родные горы могли смотреть на его могилу. Для Мцыри, в раннем детстве оторванного от родных и своей земли, счастье оказывается невозможным, и в этом его трагедия.
Большинство счастливых людей видят счастье в одном и том же определении, то есть в любви близких, свободе, здоровье и взаимной любви. И Мцыри стремился к тому же. Он был здоровым и сильным человеком, который помнил своего воинственного отца и стремился быть похожим на него. Юноше хотелось владеть таким же длинным кинжалом, какой принадлежал его отцу.
Мцыри страстно желал повидать своих любимых сестёр и вновь услышать их голос. Однако это было невозможно, Мцыри не имел никакой возможности узнать живы ли его родные. Счастье он испытывал тогда, когда любовался горами, вершины которых касались облаков, но за стенами монастыря было невозможно их увидеть прекрасные горные пейзажи. Когда юноша убежал из монастыря, то восхищался всем, что видел в тот момент. Когда он оказался среди растений, ему показалось, что он находится в Божьем саду. Юная грузинская девушка, которая подошла к реке, чтобы набрать воды, вызвала у Мцыри восхищение. Молодой человек был в восторге и от сражения с диким барсом.
Возможно, что в стенах монастыря Мцыри мог прожить долгую жизнь, но тогда он не имел представления о реальном мире, где обитает много необычных существ и всё дышит красотой и величием. Счастьем Мцыри считал свободу, отсутствие контроля со стороны монахов, без того чтобы люди пытались влиять на его жизнь. Юноша стремился к горам, ему хотелось оказаться посреди дикой природы. Однако юношу ранил барс и поэтому он начал слабеть, а затем и вовсе упал в обморок. Монахи нашли Мцыри и отнесли обратно в обитель, где тот и умер, перед смертью исповедовался пожилому монаху.
Молодой человек был благодарен за то, что его спасли, но ему хотелось понять, почему до конца дней он должен был оставаться в монастыре. Ведь потому его жизнь и превратилась в мучение, а три дня, которые он провёл на свободе были лучшими мгновениями в его жизни. Мцыри сожалел лишь о том, что не смог вернуться в родные края и повидаться со своими родственниками.
Весной, сразу после зимы все растения постепенно начинают просыпаться, также как и звери.
Первый человек, который встречается в пьесе – это простой мещанин по фамилии Кулигин. По своей натуре он мечтатель и смог даже освоить профессию механика. Правда не сильно углубляясь в детали.
Известные советские писатели, работавшие в жанре фантастики, Аркадий и Борис Стругацкие написали прекрасное произведение, которое носит название «Понедельник начинается в субботу».
В романе Достоевского «Преступление и наказание» очень ярко представлен образ Дуни, сестры Родиона Раскольникова, совершившего двойное убийство и попавшего на каторгу сроком на семь лет.
«Церковь Вознесения на улице Неждановой» — это известная картина русской художницы, нашей современницы — Татьяны Назаренко. Центральное место в картине занимает церковь, освященная в честь Вознесения Господня