После салона Анны Павловны Шерер Толстой знакомит читателей с семьей Ростовых, показывая их как образец московского патриархального дворянства. Именины двух Наталий у Ростовых ярко контрастируют с салоном Шерер. В обоих случаях представлены сцены вечера с гостями и развлечениями, однако Ростовы и их гости лишены притворства и лицемерия, ведут себя открыто и искренне, в отличие присутствующих на петербургском званом ужине. Именины проходят в домашней уютной обстановке, отчего все приглашенные чувствуют себя комфортно. Илья Андреевич Ростов дружелюбно принимает всех гостей, вне зависимости от их чинов и положения в обществе. Он никого не выделяет, всем искренне рад и благодарен за визит.
Во время официальной светской беседы в комнату вбегают веселые дети. Наташа ведет себя настолько искренне и открыто, что даже чопорная гостья, Марья Карагина, не может удержаться от смеха. Николай, Борис, Соня и Петя наблюдают за этим со стороны, изредка переглядываясь и обмениваясь смешками. Автор подчеркивает, что дети в задних комнатах вели оживленные и куда более интересные для них разговоры, нежели взрослые, находящиеся в главной комнате.
Эпизод именин у Ростовых позволяет читателям узнать об отношениях героев младшего поколения между собой. Так, например, Соня влюблена в Николая и ревнует его к Жюли Карагиной. Наташа целует Бориса, но тот просит подождать ее четыре года, ведь только тогда он сможет просить ее руки. Старшей же дочери Ростовых, Вере, прочат в мужья Берга.
За обедом мужчины садятся за одну часть стола, женщины – за противоположную. Мужская половина начинает разговор о войне с Наполеоном, который тут же подхватывают и женщины, в том числе главная гостья Ростовых – Марья Дмитриевна Ахросимова, скандальная личность, известная в Петербурге и Москве. Она имеет прямолинейный характер, всегда говорит только правду. Марья Дмитриевна гордится тем, что четыре ее сына служат в армии. Самих же Ростовых волнует вопрос войны по понятной причине – старший сын Николай идет служить юнкером.
Из беседы во время утреннего приема можно понять, что между членами семьи Ростовых теплые отношения, дети доверяют матери свои тайны и переживания. Они ведут радушный и гостеприимный образ жизни, являются идеалом семейного благополучия для Толстого. К тому же, во время празднования именин заметна атмосфера любви и дружелюбия не только между членами семьи, но и по отношению к своим слугам.
Сцена именин у Ростовых позволяет понять характер многих героев романа, отношение автора к своим персонажам и определяет его идеал семьи.
В этой главе здорово передано ощущение большого праздника: шумно, весело, много народу… И ты как будто сама там и находишься. Твое внимание переключается с одного человека на другого. И ты замечаешь вместе с автором самых разных людей, переключаешься. А ведь там они на самом деле очень разные!
Вот гувернёры, например. Не знаю обычно был ли им доступ на балы? Но тут празднует смешной немец, который пробует всё с «обстоятельным» любопытством. Он хочет своим передать в письме, какие тут расстегаи, например. И я понимаю, как ему обидно, когда ему не наливают вина. Он ведь не для себя старается, а для своих соотечественников. Вот такой шпион (шутка).
Конечно, именинница Наташа привлекает внимание! Такая смешливая, смелая девчонка. Её эта выходка с десертом. Детям точно не полагалась себя так вести на празднике – перекрикивать всех, капризничать, спорить со взрослыми… Но она уже не ребенок, хотя и не взрослая. (А взрослым тем более нельзя так себя вести!) И у неё смелость была на эту шалость, ведь знала – ей всё сегодня с рук сойдёт! И она уже тогда заметила Пьера, смотрела на него хитро, а после сказала, что он ей понравился – такой смешной. Он ей любовался, как милой девочкой.
А какой характер у гостьи, которая после с отцом Наташи танцует! Прямая, грубоватая, смелая дама! Её опасаются немного, но всё равно все любят! И ждут в каждом доме. А как они танцевали – вне конкуренции просто были. Не хуже Вареньки и её отца в «После бала», но тут даже ярче характеры.
И разговор за столом, который делился на мужской и женский. Дамы там о своём болтали, а мужчины – о войне. Естественно, это всех интересует, ведь они могут во всё это попасть. Например, Николай очень внимательно слушает… О Бонапарте тут много, даже мне скучновато становится. Кстати, как все мешали русские и французские слова! Тут и отношения между людьми развиваются. Соня смотрит, как её любимый шутит с Жюли, ревнует, волнуется… А после ещё и плачет, ведь он может на этой Жюли жениться, а не на ней – троюродной. И тут Наташа помогает своим оптимизмом и сочувствием. Так всё живо!
Не знают они, что скоро война, которая затронет их всех. И будут они вспоминать эти мирные праздники, радость общения, даже просто вкусную еду: шампанское, ананасовое мороженое… В общем, приятный красивый праздник! Мне нравится больше многих других сцен, особенно военных. Но это, конечно, мое личное мнение! Кто-то за военные сцены.
Алоизий Могарыч жил по соседству, Сведя знакомство с Мастером, отрекомендовался журналистом и покорил его своим интересом к литературе и его творчеству. Он уговорил Мастера дать ему роман
Известное и по праву легендарное произведение Гроза является одним из самых важных в школьной литературной программе. Все дело в том, что оно несет в себе важный смысл, который определяется наличием или отсутствием
В русском языке используется множество частей речи. Для более удачного описания рядом с существительным может располагаться наречие
Что такое гуманность? В своем прямом значении это слово означает терпимость. Терпимость во всех ее проявлениях. Это может быть терпимость к чужому мнению, привычкам, культуре и т.д.
Трагикомедия А.П. Чехова «Вишневый сад» рассказывает об уходящем времени существования дворянства, и проводит четкую границу между прошлым и будущим. Основное действие разворачивается вокруг обедневшего имения