1 отрывок - 2 том. 3 часть. 1 глава
На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам» .
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена! » Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.
2 отрывок - 3 глава
«Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он? » — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб» , — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Этот эпизод – один из самых важных для раскрытия образа князя Андрея… Дуб точно один из самых известных «персонажей» во всем романе! Красивый образ, полный смысла. Дуб здесь почти герой, Андрей разговаривает с ним, как с человеком. Для него это дерево точно живое существо, сначала старое, но после переродившееся.
Дуб это стоит на краю дороги, так немного «в углу». Тут же он сравнивается с березами вокруг. И он в два раза выше средней березы там, в десять раз старше и шире. Был он просто огромным, покрытый старой корой. Он выглядел он таким потрепанным жизнью, то есть годами, ветрами… На нем было полно старых «болячек», из-за которых казался сердитым стариком, особенно по сравнению с березами, которые как будто все улыбались. Еще он весь такой корявый, несимметричный, уродливый даже, но упорный в своем пессимизме… И так он отличался от окружения, так ещё и весна будто не могла на него повлиять. Все уже вокруг зазеленели, а он все такой же «зимний», но только без снега.
Андрею (и автору, конечно) кажется, что дуб говорит. Весна ассоциируется с любовью и счастьем, а всё это вместе для него – обман. Дуб разочарован, ни в какое светлое чувство не верит. Может быть, ему уже всё надоело… Но в то же время нельзя сказать, что у него нет сил, он стар, но крепко стоит на земле, ствол у него в два обхвата. Древесины там точно очень много! Почему-то он не верит даже в солнце, хотя оно уж точно есть, даже если за облаками. Себе в товарищи по несчастью он выбрал ели – они тоже не весенние, а всегда одинаковые, как застывшие.
И князь Андрей думает, что дуб в своей «позиции» прав. У героя тоже нет веры в любовь… Но мы все знаем, что всё-таки дуб этот «заразился» весной – зазеленел, проснулся к новой жизни, хотя и позже берез. И для героя это стало надеждой. Даже если этот старый дуб смог снова «полюбить» жизнь, пустить в себя энергию весны, то и человек может. И князь Андрей после всех разочарований сможет полюбить!
Теперь дуб млеет под лучами солнца, качает прекрасной кроной. Не видно старых болячек, все как будто затянулось. Его корявые ветки-пальцы тоже спрятались в сочную молодую листву. Новые веточки пробились сквозь старую кору. Он стал просто неузнаваем! Теперь он выглядел мощно и молодо, излучал радость. Всё равно он отличался от берез вокруг, но был вместе с ними в этой радостной весне.
Этот образ, его изменения стали очень важными для героя, в них он отразился сам – до и после.
Лев Толстой в своей знаменитой книге "Война и мир" описывает изменение мировоззрения главного героя Андрея Болконского. Одним из важных моментов в раскрытии образа является эпизод, в котором Болконский встречается с дубом. Эта встреча происходит в период тяжелых испытаний для Андрея, когда он разочаровался в Наполеоне, в войне и в себе самом, и не видел смысла своей жизни. Внутренний монолог, который он произносит, помогает ему задуматься о своей жизни и изменить свои взгляды на нее.
Когда Болконский ехал к имению Отрадное, он увидел огромный дуб. Дерево было довольно старым, с корой и суками, которые были обломаны, и на коре были "старые болячки". Описание дуба показывает, что он олицетворяет человека. Как и у человека, у дуба были пальцы и руки, которые были "огромными", "неуклюже, несимметрично растопыренными", "корявыми". Он стоял на краю дороги, что подчеркивало его одиночество. Он был "старым, сердитым и презрительным уродом" среди "улыбающихся" берез. Несмотря на то, что под дубом были цветы и трава, он все равно стоял "хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно". Дуб, который увидел Болконский, не хотел "подчиняться обаянию весны" и не верил в надежды и обманы.
Однако, при следующей встрече Болконского с этим же дубом, он был совсем другим. У него не было корявых пальцев и болячек, наоборот, через кору пробивались "сочные, молодые листья". В нем не было видно "старого горя и недоверия". Это изменение дуба отражает изменение мировоззрения Болконского и его новый взгляд на жизнь.
Изменение внешнего вида дуба, который раньше был "старым, сердитым и презрительным уродом", а теперь стал "красивым, зеленым и живым", оказало на Болконского сильное впечатление и заставило его задуматься о том, что даже старые и безнадежные вещи могут измениться и обрести новую жизнь.
Изменение внешнего вида дуба привело к изменению мировоззрения Болконского. Он осознал, что в жизни нет ничего постоянного, и что все вещи могут измениться. Он понял, что его собственные проблемы и разочарования также могут измениться, и что он может начать новую жизнь.
Это изменение внешнего мира дуба и его влияние на внутренний мир Болконского является одним из ключевых моментов в романе "Война и мир". Этот эпизод помогает понять, как автор взаимодействует с внутренним миром своих персонажей через внешние образы и является одним из примеров того, как литература может вдохновлять и менять взгляды читателей на мир вокруг нас.
Большинство талантливых людей решались говорить о родине как о долге, как о патриотической любви, как о нечто близком. Среди таких индивидуумов ярко проявил себя на литературном поприще
Картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» («Масленичное катание») в лучших тонах и цветах позволяет максимально точно проникнутся всей атмосферой проводов зимы и почувствовать, как Масленицу праздновали на Руси.
Многие люди интерпретируют личное счастье по-разному. Для кого-то счастьем может стать изобилие денег в кошельке, для кого-то наличие близкого по душе человека рядом, а для кого-то исполнение цели всей жизни
Каждый год мы все с нетерпением ждем лета. Хочется беззаботно гулять во дворе, кататься на велосипеде, есть малину с молоком из расписной бабушкиной миски. С родителями ехать в поезде к морю
Циклом своих произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголь знакомит нас с множеством народных поверий, делает нас невольными участниками сказочных событий и фантастических историй