Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов. Социальный и семейный конфликты одни из сюжетообразующих и наиболее важных проблем, которые задевает известный драматург в своем произведении.
Социальный и семейный конфликты в пьесе состоят в борьбе между «старым» и «новым» миром, людьми, которые видят жизнь абсолютно по-разному, которые, в большинстве своем, не готовы идти на компромисс. Вечное столкновение «отцов» и «детей» ярко показано на примерах отношений между Кабановой и Тихоном, а наиболее яркое противостояние старого и нового порядка - это отношения между Кабановой и Катериной. Сколь жестоко и непреклонно защищает Кабанова свой привычный мир, и это неудивительно, в её мире правит жестокость и ненависть, в ее мире мнение незнакомых людей куда важнее мнения собственного и мнения своих близких, Кабанова попросту не умеет жить иначе и со всей яростью накидывается на веяния нового мира. Однако именно последнее добавляет её образу некоторую трагичность - такой человек попросту не выживет при порядках, которые проповедуют Варвара с Кудряшом, хотя и скрывают это ото всех. Этим Кабанова отличается от Дикого, трагичности в котором мы не замечаем, он – типичный самодур, который не желает слышать других и абсолютно уверен, что его картина мира верна.
Семейный конфликт ярко показан также не только между матерью и сыном (Кабановой и Тихоном) , но и на примере взаимоотношений между мужем и женой (Тихоном и Катериной), внутренний конфликт, что Тихона, что Катерины показывает нам то, что их мировоззрение находится на границе между старым и новым порядком. Тихон привык слушаться матушку, но внутри понимает, что она не права, однако противостоять ей он не в силах, Катерина же хочет жить «правильно», однако чувства к Борису разрывают её душу на части и в итоге приводит к печальному концу.
В пьесе «Гроза» данные конфликты занимают лидирующее положение, на них выстроено всё повествование произведения, крайне неоднозначно можно ответить на вопрос, а разрешились ли эти конфликты. С одной стороны протест Катерины, от которого она не отказалась, показывает её как сильную личность, которая в силу убеждений просто неспособна жить при старых порядках и решает, что ей лучше не жить совсем. Тихон понимает весь диссонанс ситуации, однако он будет продолжать жить в старом мире, Варвара и Кудряш всё также будут вести двойную игру. Выходит, конфликт разрешился лишь у центрального персонажа пьесы.
А.Н. Островский вывел в центр своей пьесы «Гроза» несколько основных конфликтов. Первый из них – традиционное семейное противостояние «отцов и детей». Когда существующие веками законы и заветы предков оказываются неактуальными для молодого поколения.
Катерина, выйдя замуж, попадает в семью, где всем заправляет Кабаниха. Несмотря на то, что эта женщина сама является сильной и властной, она твердо уверена, что в семье женщине отведено низшее место, она обязана беспрекословно подчиняться мужу, а он иногда ее избивать. Такое положение вещей не устраивает Катерину. Она внутренне не может смириться с таким порядком вещей. Но, оказавшись вдали от семьи, без существенной поддержки, женщина не может ничего противопоставить бескомпромиссной свекрови. Причем, если Катерина, видит, что порядки уже устарели и их пора менять, то Тихон согласен просто жить как говорят, лишь бы избегать конфликтов с матерью.
Молодежь в пьесе «Гроза» имеет схожие взгляды, но по-разному борется за свою свободу. Борис выбирает путь пассивного ожидания. Он молча терпит капризы и самодурство Дикого, ожидая, что после его смерти обретет свободу. Варвара тайно от матери ходит гулять и встречается с молодыми людьми. Ей нет дела до того, что кто-то может узнать об этом. Катерине становится сложнее. С одной стороны, она мечтает о свободе, с другой – боится открыто выступить против общества. В конечном итоге, именно общество со своим лицемерным консерватизмом и доводит Катерину до самоубийства. Это ее личная форма протеста – отказ жить в несправедливом мире.
У драматурга прослеживается собственный ироничный взгляд на закостеневшее консервативное общество, в котором живут его герои. К примеру, характер Кабанихи доведен им практически до абсурда. Автор дает читателям возможность посмотреть, как излишняя приверженность к устаревшим традициям выглядит на самом деле. Когда Кабаниха, изо всех сил кричащая о том, что женщина должна быть покорной и смиренной, не стесняется поднимать руку на сына и невестку.
В маленьком городе, где все друг друга знают, социальный конфликт напрямую вытекает из семейного. Нельзя говорить о каком-либо прогрессе, то тех пор, пока семьи живут по «Домострою» и заветам предков, кичась на показ своей добродетелью. А внутри семьи в итоге процветает рукоприкладство, оскорбления и унижения.
Для того, чтобы в обществе были возможны какие-то перемены, их надо начинать внутри семьи. С просвещения людей.
Местный татарский князь выдавал замуж одну из дочерей. В числе прочих гостей на свадьбу позвал и Максима Максимыча вместе с Печориным. Во время празднования младшая дочь хозяина дома Бэла подошла к Григорию Александровичу и пропела ему комплимент.
Это такая яркая и красивая картина (иллюстрация)! Передний план цветочно-красный, а даль желто-голубая. Ближе к нам сам Гвидон и, получается, царица. Их не сразу отличишь от цветочного фона. Особенно царицу.
Пьеса начинается с пролога, который подчеркивает перед аудиторией конфликт между двумя семьями: Монтекки и Капулетти. Он описан как «древняя обида». Двоюродный брат Ромео, Бенволио
Толковые словари описывают зависть как «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». Нет, пожалуй, такого человека, который хотя бы раз не испытал её
Каждый человек в своей жизни время от времени совершает ошибки. Порой, они оборачиваются для него печальными последствиями, а иногда, напротив, приводят к неожиданно радостному результату.