Рассказ написан в 1925 году и был опубликован в газете «Молодой ленинец» в марте того же года. В него включены некоторые части биографии самого писателя. Главный герой так же учится в Москве, как в свое время учился автор. Илья живет в хорошо известном Михаилу Александровичу районе – на Плющихе. Здесь, в Долгом переулке, Шолохов когда-то снимал комнату.
Критики не обратили особого внимания на это произведение. В то время, как оно широко раскрывало стремления тогдашней рабочей молодежи жить по-новому. Произведение вошло в сборник Михаила Шолохова под названием «Лазоревая степь».
Произведение Шолохова относится к жанру реалистичного рассказа, отмеченного вкраплением разговорно-просторечных элементов.
Сюжет рассказа строится на жизнеописании простого деревенского парня Ильи из Костромы. Родители Ильи хотели женить своего сына на религиозной дочери лавочника. Но парень воспротивился, и уехал работать в Москву к своему дяде. Там герой познакомился с Анной самым нетривиальным образом – защитил ее от пьяного хулигана. Анна, будучи образованной комсомолкой научила Илью читать и писать, приобщила к комсомолу. Илья влюбился в нее, и она, разгадав его намерения сообщила, что давно замужем, и ездит к мужу в другой город. Узнав это, Илья две недели болел от расстройства. Однако юноша быстро смог вернуться к нормальной жизни, и снова начать учиться и работать. Снова встретив Анну, после того признания, Илья понимает, что все чувства к девушке уже прошли.
Произведение Шолохова охватывает широкий спектр тем. Рассказ поднимает такие темы как любовь, семейные отношения и становления личности, а также борьбу молодежи за новый быт.
Герои Шолохова в рассказе противопоставлены друг другу. Автор отмечает их разительную непохожесть, несоответствие друг другу.
Илья – простой парень из Костромской глубинки. Он крепок и силен физически, по описанию автора «грузный и неловкий». Илья храбр, он не раздумывая лезет в драку с незнакомцем, чтобы обезопасить девушку. У героя рассказа такой же тяжелый, своенравный характер, как и его внешняя составляющая. Он не смог мириться с давлением со стороны родителей, поэтому самостоятельно выбрал свой жизненный путь. Новая жизнь ему понравилась, именно она придала огранке сложный, но в то же время упорный и стойкий характер юноши. Он на удивление быстро смог справиться с отвержением любимой, всего за две недели. Илья строг к себе, и даже после того, как научился грамоте, считает себя все еще необразованным, для того, чтобы учиться агрономии. Для того, чтобы красочнее передать грубоватую сущность главного героя автор назвал рассказ именно «Илюха», а не «Илья».
Анна Бодрухина – городской девушка, комсомолка с активной жизненной позицией. Автор описывает ее как румяную девушку, с серо-голубыми глазами и звонким голосом. Анна всегда настроена позитивно и уверена в себе. При этом у нее легкий нрав, и она часто смеется.
Рассказ имеет линейную композицию, его повествование охватывает несколько месяцев из жизни Ильи.
Рассказ Шолохова «Илюха» имеет отпечаток из личной жизни самого автора. Главный герой – Илюха – житель Костромы, вынужденный покинуть место жительства. Его переезд в Москву связан с нежеланием жениться на дочери лавочника из соседнего дома. Он неграмотный, но трудолюбивый неуклюжий молодой человек.
Случайная встреча с девушкой по имени Анна Бодрухина меняет его жизнь. С ее помощью Илюха начинает писать, читать, вступает в ряды комсомола. После признания ей в своих чувствах, девушка признается, что давно замужем. Во время следующей встречи с Анной Илюха понимает, что любовь к ней бесследно прошла.
В центре внимания произведения Шолохова – изменения внутреннего мира на разных этапах жизни. Моменты взросления в жизни человека всегда связаны с трудностями. Илюха из-за отказа жениться оказывается отвергнутым родителями. Напряженные взаимоотношения приводят к тому, что он не оглядываясь уходит из дома.
Особое место в рассказе автор уделяет противопоставлению жизни в деревне и столице России. Охота на медведя, несостоявшееся сватовство на соседской местной девушке, работа в полях, отсутствие грамотности – опыт Илюхи во время проживания в деревне. Москва же встретила его гулом трамваев и толпой незнакомых людей. Здесь он обучается чтению.
Произведение пронизано темой крестьянского быта и труда, несмотря на то, где живет человек – в городе или деревне. На фоне существующего периода внедрения комсомола происходит преображение простого, необразованного деревенского парня в ответственного человека, который, как и все, имеет право на ошибку, но выбравшего свой путь.
Тема любви, широко освещенная в творчестве М. Шолохова, в произведении имеет драматическую для мужчины развязку. Однако в этом нет ничего удивительного, так как в ее основе – обман, связанный с замужеством Анны. Кроме того, подобные отношения не имели взаимности, это был первый опыт молодого человека, без которого невозможно понять, где истина и ложь, отличить зло и добро, набраться мудрости. В данном случае авторская мысль прозрачна: чтобы быть любимым тем, с кем желаешь быть рядом, необходимо соответствовать ему, иметь общие интересы.
Неотъемлемой частью художественных особенностей рассказа «Илюха» является многократное использование лексики, с помощью которой он создает реальный образ жителя Костромы. Герой впитал в себя все то, что имело место в то время. Они подчеркивают своеобразный уклад того периода: «перво-наперво», «берданку», «харчи», «не указ», «обедни» и другие.
Образ влюбленного Илюхи автор создает благодаря точным определениям: «широкоплечие, сутулые буквы, как и сам Илья», «ломая смущение», «грузный и неловкий».
Автор противопоставляет его Анне – энергичной городской девушке, от которой исходит позитив и уверенность («лицо, полыхавшее смехом», «глаза серые, светлой голубизны»). Она грамотная, благодарная, со звонким голосом.
Таким образом, произведение «Илюха» отражает внутренний мир людей во времена строительства комсомола, быт деревенской жизни и городскую суету, противопоставляя их, но вызывая уважение к особенностям каждому в отдельности.
Произведение является составной частью прозаического сборника писателя под названием «Лазоревая степь» и имеет в своем содержании автобиографические элементы, связанные с жизнью автора.
Сюжетная линия рассказа повествует об истории жизни костромского крестьянского парня Илюхи, являющегося главным персонажем произведения, который сбегает из собственного дома в Москву, не желая заключать навязанный ему брак с дочерью местного лавочника.
Илюха представляется писателем в рассказе в образе неграмотного деревенского юноши, неразвращенного городской цивилизацией, происходящего из глухой российской глубинки. Прибыв в столицу, Илюха обустраивается у дяди Ефима, который приобщает его к городской жизни и устраивает на работу плотником, тогда, как в деревне Илюха подрабатывает продавцом в местной кондитерской.
В один из дней, возвращаясь после вечерней рабочей смены, юноша наблюдает картину нападения пьяного мужика на беззащитную девушку и вступается за незнакомцу, которая впоследствии становится для Илюхи хорошим другом и товарищем.
После знакомства молодые люди начинают тесно общаться, организовывать вечерние чаепития, а Анна Бодрухина, являющаяся активной комсомолкой, приобщает к движению и Илюху, параллельно обучая парня грамоте и азам чтения.
Со временем у Илюхи возникает чувство влюбленности к девушке, однако в момент его признания Анна объявляет другу о своем давнем замужестве и наличии любимого мужа, работающего в городе Иваново-Вознесенске.
Илюха тяжело переживает из-за полученной от Анны информации, но спустя несколько дней ему предлагает интересную новую работу и принимают в члены молодежной комсомольской организации. Юноша активно включается в новую жизнь, мечтая о собственных высоких достижениях в будущем, а затем соглашается на получение образования по направлению партии, собравшись на учебу в другой город. За несколько дней до отъезда Илюха встречает на улице Анну и в беседе с девушкой осознает, что никакой любви к ней уже не испытывает и любовной болячкой переболел.
Смысловая нагрузка рассказа представляется писателем в виде своеобразного протеста в отношении любовной пошлости, а также рассматривает с точки зрения авторского замысла современные взаимоотношения рабочей и студенческой молодежи в рамках формирования социально-бытовой жизни в условиях нового времени периода строительства коммунизма.
Работа является основным средством заработка на жизнь для каждого человека. Везет, если получается так, что человек зарабатывает деньги, занимаясь любимым делом. Поэтому очень важно с самого раннего детства сформулировать
Человек должен много и целенаправленно трудиться, чтобы развиваться в обществе и выглядеть не хуже других! Иногда, человеку не хочется что - то выполнять. Возможно, это организм устал. Появился страх, что не получится результат.
Зима – замечательное время года. Снег накрывает сбросившие листву деревья, как бы награждая их теплой одеждой за то красно-желтое многообразие цветов, которое они подарили нам осенью.
Роман Гессе Германа «Степной волк», был написан в 1927 году и опубликован в этот же год. Для всего литературного общества, появление на свет этого произведения, стало новым уровнем в развитии литературы
Образ Татьяны Лариной был создан Пушкиным, как идеал девушки того времени, так и личное желание автора видеть рядом с собой робкую, но в то же время честную, духовную девушку.