Произведение "Нахалёнок" стало одним из первых у Михаила Шолохова, и было отчасти автобиографическим рассказом. Автор в детстве ощущал "незаконность" своего положения, проживал трудное детство со сложностями и жестокостями детских впечатлений.
Жанром произведения "Нахалёнок" является рассказ. Произведение было написано в 1925 году. М. Шолохов описывает собственные мысли о патриотизме, воспоминания своего тяжёлого детства, а также раскрывает тему событий гражданской войны.
Темой рассказа выступает тема жизни крестьян, а точнее их права и свобода.
Главный героем стал семилетний мальчик Миша, который среди окружающих имел множество различных прозвищ — Минька (для отца), Минюшка (для матери), Михайло Фомич (для деда), а люди местного населения называли его Нахалёнком. Автор описывает Мишку как щуплого, голубоглазого, непоседливого мальчишку с веснушками. Отец Мишки был пастухом, который воевал против врагов коммунистической власти во времена гражданской войны.
Сюжет. Мишка боролся за коммунизм, и хотел, как и его отец, пойти на войну. За это ему неоднократно доставалось от мальчишек, имеющих богатые, ни в чем не нуждающиеся семьи.
Своим идейным наставником он считал Ленина, фото которого постоянно было у него в кармане. Мишка часто разговаривал с фотографией, обращаясь в трудные минуты, рассказывая о своих успехах. Тем самым, он в этом фото находил поддержку.
Риск для Миши было вторым именем. Однажды ночью он, по поручению своего дедушки, отправился в соседнюю станицу для того, чтобы сообщить армии о приближающемся нападении. К такому подвигу его подтолкнуло горе — смерть отца. Мишка очень рисковал, показывая свою отвагу и навыки, так как мог попасть в плен к врагам. Нахалёнок справился с поставленной задачей, несмотря на непростой путь, который он прошел. Ведь целью для него было отомстить за смерть отца, а это дало ещё больше уверенности. После совершения подвига Мишка понял, что из него выйдет хороший большевик, готовый к бою и продолжению дела своего идейного наставника — Ленина.
Композиция. Над композицией рассказа "Нахалёнок" М.Шолохов хорошо поработал. Он улучшил содержание рассказа методом добавления художественной выразительности, а именно добавил различные сравнения. Используя особые фразы, автор передал читателю отвагу и силу донского народа. В то же время М.Шолохов показывает, что во всей стране и в частности в казачьем хуторе лютует классовая ненависть и разделение. Это коснулось даже детей, которые равняются на поведение своих родителей и относятся к ровесникам с классовых позиций. Для раскрытия душевного состояния Мишки, Шолохов подробно рассказывает сны мальчика. Для читателей наиболее эмоционально тяжёлым стал эпизод смерти отца Нахалёнка. Автор описал момент, когда Мишка увидел бездыханное тело отца, в реалистичном стиле, раскрывая все детали и подробности смерти. Изначально, по названию произведения можно предположить, что оно для детей. Только, прочитав рассказ, можно понять, что описанные события далеко не детские.
Произведение относится к раннему творчеству писателя и является одной из составных частей авторского сборника «Донские рассказы».
Главным героем рассказа представляется семилетний мальчишка по имени Мишка, имеющий среди окружающих разнообразные уменьшительно-ласкательные прозвища в виде Миньки (для отеческого обращения), Минюшки (для матери), пострелёныша или Михайло Фомича в общении с дедом, а для местного населения Нахаленка.
Мишка описывается в рассказе в качестве голубоглазого, непоседливого парнишки, отличающегося телесной щуплостью, веснушчатым лицом, являющегося сыном пастуха, поддерживающего коммунистическую власть и воюющего против ее врагов в период гражданской войны. Именно по этой причине Нахаленку достается от ребят, имеющих зажиточные семьи, которые не только обижают ребенка, но и причиняют ему физические страдания.
Характерными чертами мальчика писатель изображает его шустрость, трусоватость, любопытство и детскую непосредственность.
Нахаленок проживает в хуторской станице вместе с дедом и бабкой, ожидая возвращения отца с войны. Отец прибывает в краткосрочный отпуск и у него с мальчиком происходит серьезный разговор, на протяжении которого Мишка узнает о большевистских принципах, смысле происходящей войны, а также о Владимире Ленине.
После откровенной беседы в батянькой, как Нахаленок называет отца, в душе мальчика происходит переоценка ценностей, в результате которой он очаровывается идеей борьбы с богатеями для освобождения нищих слоев населения.
В качестве средств художественной выразительности, усиливающих повествовательное содержание и характеристику главного персонажа, писатель использует многочисленные сравнения, разнообразные выражения с применением уменьшительных суффиксов и повторов слов, имеющих в составе букву «ё», а также фразы, передающие красоту истинного народного донского говора. Кроме того, яркой иллюстрацией душевного состояния Нахаленка представляется описание мальчишеского сна, в котором ребенок видит вождя революции в виде доброго, всесильного волшебника.
Финал рассказа повествует о гибели отца Мишки, зверски изрубленного бандитами, и совершении мальчиком настоящего подвига взрослого мужчины, когда Нахаленок по приказу деда отправляется за помощью в соседнюю станицу, совершая глубокой ночью поездку без сопровождения взрослых.
Борьба за улучшение условий жизни простых крестьян, расширение их прав и свободы выбора является одной из центральных тем произведений Михаила Шолохова. Эту же тему отражает рассказ писателя «Нахалёнок», в котором описаны реальные события гражданской войны. Судя по названию, можно сказать, что это детское произведение, однако, события, описанные в нём, являются далеко не детскими.
Главным героем выступает семилетний мальчик Мишка, он живёт с дедом и матерью на казачьем хуторе. По всей округе идёт гражданская война, на которой воюет отец Мишки. Семья мальчика относится к одним из бедных на хуторе, каждая копейка и каждый кусок хлеба у них на счету. Жизнь мальчика идёт обычным ходом, для всей соседей и жителей хутора он Мишка или Нахалёнок. Парнишка шалит с друзьями и не хочет поддаваться воспитанию деда.
Но вот возвращается со службы отец и в жизни мальчика происходят изменения. Ведь отец воевал за большевиков, об этом мальчику постоянно с упрёком напоминают соседские мальчишки. Он не может понять, в чём дело, отношения к отцу сын не изменил. Побеседовав с ним и узнав всю цель гражданской войны, парнишка полностью принял его сторону и позицию в жизни. Он, словно будущий большевик, уже в этом возрасте готов был идти воевать и продолжать идею отца. Ещё большее впечатление произвёл на мальчика товарищ Ленин, о котором ему рассказал отец. А фотография Ленина, которую Михаил выпросил у приехавшего на выборы человека, стала для него настоящим другом и талисманом. Ведь у мальчика, как мы видим из текста, не было настоящих, постоянных друзей. Он, как настоящий большевик в будущем, идеально соответствовал всем его качествам. Был озорной, шустрый мальчик, немного хулиган, однако преданный своим идеям, его никто не мог склонить на свою сторону. К фотографии Ленина Мишка постоянно обращался в трудные минуты, рассказывал о своих достижениях и неудачах, словно хотел услышать совета и получить поддержку.
Жизнь семьи Михаила-Нахалёнка меняется с приходом на хутор бандитов против большевиков и тех, кто организовывал продразвёрстку. Отец вынужден снова идти воевать против этой банды. В итоге это заканчивается трагично, его убивают. Смерть отца, его изрубленное тело приводят в шок и деда, и мать, и Мишку. Ведь семья осталась без защитника, надёжной опоры и кормильца. Вид мёртвого отцовского тела будет ещё долго сниться мальчику в кошмарных снах.
Эта трагическая смерть в семье ещё больше придала Мишке уверенности в правильности своих идей и действий, наполнила его силой, смелостью, бесстрашием. Семилетний парнишка не побоялся ехать один ночью в соседний хутор, при этом он плохо знал туда дорогу, чтобы сообщить «своим» о бандитах. Преодолевая все свои сомнения и всё ещё детский страх, он добрался до нужного места и передал информацию. Конечно, были у мальчика определённые трудности: лошадь убита, нога у Михаила сломана, но задание он выполнил. Ведь он должен был отомстить за отца. Это ещё больше придало ему уверенности, укрепило силу духа. Парнишка был горд и чувствовал себя достойным будущим большевиком, готовым идти в бой и продолжать начатое дело отца и товарища Ленина.
Произведение посвящено не только осуждению людских отрицательных качеств, его сюжет был навеян Крылову событиями Отечественной войны 1812 года. Известно, что именно тогда Кутузов прочел данную басню.
Когда смотришь работы Виктора Михайловича, то сразу переносишься в мир сказочной страны. Возможно, его произведения любят даже маленькие дети.
Ещё в далёкие 30-е годы прошлого века Хеменгуэй написал очерк «На голоубой воде». Он написан про реальные события, о которых Хеменгуэю рассказал рыбак с острова Свободы. Он и лёг в основу будущей повести
Образ Лидии Михайловны, молодой учительницы французского языка, занимает в произведении наиболее важное место. Вероятно, по убеждению Михаила Лермонтова, автора рассказа, наиболее часто
Молчалин – молодой небогатый дворянин, не имеющий высокого чина. С учетом того, что персонажи пьесы поделены на два лагеря – одни поддерживают старый уклад жизни, вторые являются сторонниками реформ