Евгений Базаров, один из главных героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», является носителем идеологии нигилизма. Он отрицает общепринятые ценности, признавая лишь то, что имеет практическую пользу. Евгений активно изучает естественные науки, проводит опыты, с ранних лет увлекается медициной. Сильный, невозмутимый характер позволяет молодому человеку воплощать его нестандартные убеждения в реальные поступки, отстаивать их перед людьми любых чинов.
Крепкую жизненную позицию Базарова ломают жизненные обстоятельства в виде необузданной любви к молодой вдове Анне Сергеевне Одинцовой. Евгений, ранее не веривший в существование этого высшего чувства, оказывается не в состоянии вынести мук безответности. Любовь не просто сделала его несчастным, но и пошатнула мировоззрение, в котором был так уверен главный герой. Его попытки убежать от чувства не приносят успеха. Сознательно ли или случайно, Базаров, гостя у родителей, во время медицинской практики заражается тифом через небольшой порез, который не был вовремя обработан.
Болезнь свою Евгений встречает мужественно: он прямо и без страха сообщает своему отцу, что надежды на выздоровление нет. Протекает болезнь тяжело, однако Евгений из последних сил борется с помутнением сознания, стараясь не потерять рассудок. Герой знает о скорой смерти своей и уже не сопротивляется родительской любви (даже сам проявляет чувства к ним), их религиозным воззрениям (наоборот, даже просит молиться о нем, соглашается на совершение христианского предсмертного ритуала). По его собственной просьбе приезжает Одинцова, которой он говорит о своём сокровенном: о любви к ней, осознании ничтожности своей и своих убеждений, просит позаботиться о родителях. Встреча с Анной Сергеевной была последним проблеском сознания для него, умирает он уже в бреду.
То, насколько смело Базаров смотрел в глаза правде о неизбежности своей смерти, доказывает неподдельную силу его характера. Однако убеждения его лишь были ещё раз опровергнуты: даже наука и медицина, в которые он верил, оказались не способны ему помочь. Глядя на свою недолгую жизнь, герой понимает, что был ведом ложными ценностями. Он упустил то главное, что составляет основу человеческого существования: любовь, веру, доброту. Смерть Базарова сама по себе, а также его признание собственного заблуждения, показывает читателю несостоятельность нигилистических убеждений.
Иван Сергеевич Тургенев преобразил русскую литературу собственным романом «Отцы и дети», в котором главным героем является Евгений Базаров. Человек он молодой, приверженец идеи нигилизма. Персонаж отрицает общепринятые ценности, такие как: дом, семья, флора. Для него «природа – не храм, а мастерская», соответственно, даёт Базаров всем явлениям объяснения с точки зрения науки.
Евгений глубоко убежден в том, что в жизни упрощает всё химия, физика, математика. С помощью их изучения строятся понятия о мире. Фатальная ошибка героя в том, что он не желает впускать в своё сердце прекрасное чувство: любовь.
Ни поэзия, ни религия, ни область возвышенных окрыляющих чувств, для него просто-напросто не существует, ибо, как считает сам Базаров, - это всё выдуманное бездельниками. Убеждение героя состоит в могущественной силе человека, который способен подчинить себе всё в этом мире. Как утверждает персонаж, необходимо отбросить опыт предыдущих поколений, забыть народный быт, сложившиеся уклады жизни, чтобы действовать полезно и продуктивно.
Несомненно, Базаров – герой со своим особенным внутренним миром, однако, как показывает Тургенев, взгляды Евгения ошибочны, его убеждения неверны, они надвигают опасность и угрозу, противореча установившимся в жизни законам.
Однако, как ни странно, в сердце героя входит внезапное чувство – любовь, которая полностью переворачивает мир с ног на голову, меняя мировоззрение. Чувства к Одинцовой не могут объясниться с точки зрения науки, медицины, Базаров это начинает осознавать. Против его вола эта странная вещь, которую Евгений всячески старался не замечать, отрицать. И герой бессилен перед ней. Любовь дала понять персонажу: все его великие идеи, убеждения – это большая ошибка. Он является обычным человеком, который должен признавать общепринятые ценности. Однако осознание всего этого кардинально изменило героя. Базаров понял, что жизнь теперь перевернулась на 180 градусов. А что делать дальше, никто не дает ему ответа!
Так или иначе, Евгений принимает решение отправиться к родителям, в доме у которых происходит судьбоносное событие. Оказывая помощь больному, заразившимся тифом, инфекция проникает и в тело Базарова, отчего он и осознает, что скоро покинет этот мир.
Странным оказывается поведение Евгения перед смертью. Он внезапно понимает, что рьяно хочет проживать каждый день, но, к сожалению, смерть настигает его. Перед ее взором осознается, что наука – это всё ложное, она не способна ему прийти на подмогу. «Человеку нежен человек»! Базаров даже обращается к Богу за просьбой. И в конце у героя прозрение: жить необходимо! Как говорил Толстой: «Надо жить, надо любить, надо верить»! Евгений понимает, что любовь к Одинцовой – вот истинная ценность. Семья, родители, - вот к чему нужно быть приближенным, а не к теории нигилизма.
Так, персонаж убежден, что стране он вовсе не нужен. Покидать сей мир не хочет герой, но это единственное решение, ибо все представления о жизни разрушились. Базаров понимает это, поэтому и спокойно уходит…
Смерть Евгения дала понять то, что губят человека ложные ценности, ошибочные представления о мире!
Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», молодой человек, разночинец, нигилист. В своем произведении автор подробно раскрывает философские взгляды Базарова, в деталях описывает его характер. Через этого персонажа Тургенев анализирует явление нигилизма, охватившего всю страну в 60-х годах XIX столетия.
Отец Базарова всю свою жизнь проработал уездным лекарем. Сам же герой пока что учится в высшем учебном заведении, изучая естественные науки. И все-таки основным своим предназначением Евгений считает следование идеям нигилизма.
Базаров – сторонник рационализма. Он убежден в том, что в жизни необходимо лишь то, что приносит определенную пользу. Поэтому он считает важными такие науки как химия и математика, но отвергает область чувств, искусство, религию. Он считает, что миром правит необходимость и физиология. Базаров верит в силу человечество и его превосходство над всем остальным. Однако подобная привилегия является прерогативой не всех людей, а только лишь нигилистов. Только они способны отречься от прежнего опыта всего человечества, чтобы жить по собственным правилам и законам, основанным на пользе и рационализме. Отрицание, по мнению Базарова, на данный момент является наиболее полезным, значит, вывод один – нужно отрицать.
Как считает главный герой, священной миссией нигилистов является разрушение старого, ненужного. Когда Николай Петрович в возмущении восклицает, что нужно ведь еще и строить, создавать что-то новое, Базаров утверждает, что это уже не проблема. Для начала нужно расчистить место для будущего созидания. Безусловно, Базаров очень умный человек, амбициозный, харизматичный. И все же автор не согласен с его мировоззрением, резко осуждая подобные убеждения. Тургенев подчеркивает их ошибочность и даже вредность, поскольку те противоречат законам бытия.
Постепенно Базаров начинает сомневаться в принципах нигилистской идеологии. Первым серьезным ударом, пошатнувшим его веру, стала любовь. Главный герой сам того не заметил, как влюбился в Анну Сергеевну Одинцову, которая поначалу нравилась ему только внешне. В тот момент он осознал, что теория его оказалась неверна, что сам он обыкновенный человек, управляемый эмоциями чувствами. Это событие буквально выбило его из колеи, подкосило, дезориентировало. Он не знал, что ему делать, во что верить.
Чтобы разобраться в себе, Базаров решает на некоторое время переехать в родительский дом. Но именно здесь происходит второй роковой случай в его судьбе. Во время вскрытия зараженного тифом больного, Базаров заболевает сам. Перед смертью герой совершенно меняется. Его поведение свидетельствует о невероятной внутренней силе, о духовном богатстве и развитии. Герой отчаянно хочет жить, а понимание своей физической силы и молодости своего тела, их беспомощности перед неумолимостью смерти приводит Базарова в исступление.
В этот трагический момент своей жизни, герой приходит к пониманию, что столь обожествляемые им науки на самом деле не всемогущи, они не в силах ему помочь. Есть что-то в этой Вселенной гораздо более могущественное и необъяснимое, то, что сильнее любого человека. Так герой начинает задумываться о Боге, и просит родителей помолиться за него.
Стоя на пороге смерти, Базаров осознает, что многие вещи в его жизни были не столь важными, скорее показными, и существовали только для того, чтобы тешить его самолюбие, вводить в заблуждение. Теперь истинными ценностями для героя становятся его родители, их любовь друг к другу и любовь Базарова к Одинцовой.
Главный герой убеждается в том, что на самом деле совсем и не нужен своей стране, которой он так хотел быть полезным. Он осознает, что никакой пользы для России он не принес. Гораздо нужнее были те, кто делал свою обычную повседневную работу – будь то простой сапожник, портной или мясник.
Таким образом, несмотря на то, что Базаров вовсе не хотел умирать, это был единственный возможный для него путь – идеалы этого героя потерпели крах, жизненные опоры были сломаны, принципы разрушены. На смену же загубленному мировоззрению не пришло ничего. Базаров понимает это и, в конце концов, принимает свою судьбу и решает уйти достойно.
Во второй половине 19 века в России возникло новое явление под названием «нигилизм». Его последователи, нигилисты, не принимали всего того, что не приносит человеку конкретную пользу: искусство, поэзию, чувство. Считали, что самым главным в жизни является разум. В романе «Отцы и дети» Тургенев пытается понять суть философии и учения нигилизма, вносит свое отношение к этому явлению.
Главным героем романа является Евгений Базаров. Он вырос в семье лекаря и стал продолжателем его традиций. Наука, как он считает, главная часть его жизни. Базаров умен, несколько циничен, но, безусловно, в душе он добрый человек, пытающийся помочь людям. Его жизненная позиция строится на отрицании всей духовных аспектов, он не признает религию, живопись, литературу и другие виды искусства. Не принимает Базаров и любви, рассматривая ее лишь с точки физиологии.
Базаров – нигилист, но не такой как Ситников и Кукшина, для которых нигилизм является лишь маской, под которой можно спрятать внутреннюю несостоятельность и пустоту. Евгений верит в свое учение, он пылко постаивает свои взгляды. Главная цель – служит на благо людям, приносить конкретную пользу.
Конечно, читая роман, можно заметить, что герой относится к окружающим с явной долей снисходительности. Считает неприемлемым такие понятия, как дружба, привязанность, сочувствие, взаимопомощь.
Но его взглядам суждено было разрушиться. Он полюбил, и его чувство было настолько неприемлемым для него же самого. Мировоззрение Базарова, который дышал своим негилизмом, стало манятся. Он стал понимать, что любовь, чувства – это очень важные составляющие жизни. Конечно, Тургенев мог показать в романе, как сильный человек постепенно откажется от своих убеждений, но он не стал этого делать. Эпизод смерти Базарова, наверное, самый важный в романе. Если раньше читатель видел холодного и циничного человека, то теперь на его место пришел другой человек, любящий жизнь, понимающий, что семья и любовь – это немаловажный фундамент для существования людей.
Почему же Тургенев умертвил своего персонажа? Этим он показал свое отношение к негилизму, всю его хрупкость и настоятельность. Ведь нельзя лишить людей духовных аспектов, которые воспитывают и взращивают самые лучшие качества в человеке: взаимопомощь, сострадание, любовь.
Каждый из нас, наверняка, сталкивался с безнравственным поступком в своей жизни, кто-то возможно был исполнителем таковых, а кто-то наблюдателем. Несмотря на это, в определенных ситуациях человеку трудно сделать выбор между нравственным
И.С. Тургенев с большой любовью писал о природе и жизни людей, их взаимотношениях. Писатель любил побродить с ружьишком, побеседовать как с простым народом так и с представителями дворянства.
С раннего возраста Александр Сергеевич заинтересовался российской историей. Еще на экзамене в Царскосельском лицее не просто показал поэтическую картину славного прошлого Родины
Александр Грибоедов, российский писатель и очень интересная личность, подарил нашему миру немало увлекательных произведений, одним из которых является комедия
В известном произведении Максима горького «Детство» описываются трудные эпизоды юности автора. Настоящее имя Горького – Алексей Пешков, однако, в те времена необходимо было скрываться под чужим именем.