Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» насыщен колоритными персонажами. Наверное, это одно из немногих произведений, в котором действительно стоит сделать именно на представленных героях, а не на социальном фоне или исторической подоплеке.
Евгений Базаров
Ярким факелом, бросающим мрачную день на роман, является Евгений Базаров. Этот молодой человек, скептик и один из тех, кого называют нигилистами, на первый взгляд отталкивает от себя и читателя, и окружающих его людей. Он сын лекаря и сам избрал для себя такое же поприще. Кажется, что его прагматический ум не способен воспринимать обычных радостей жизни; кажется, что любое человеческое слово или явление природы он стремится осмыслить, основываясь только на своем личном мнении и опыте. С одной стороны, он очень высоконравственный, но его высокие моральные качества и требования контрастируют с его нигилизмом.
В Базарове действительно много отрицательных черт, он сух и суров по отношению даже к самым близким людям. Остается только с прискорбием наблюдать за тем, как Евгений, скрывая нежность, которая зиждется в глубине его сердца, остается угрюмым со своими родителями, которые бесконечно его любят.
Но даже в таком человеке, казалось, презирающем все на свете, просыпается глубокое чувство любви, когда он встречает женщину, стоящую выше всех женщин, которую он видел вначале. И в нем просыпается та страсть, которая мигом снимает с него маску равнодушия. Вот здесь и стоит вспомнить о его благородстве (однако, не стоит также забывать и о дуэли Базарова и Кирсанова, когда Евгений, ранив противника, подал ему руку помощи. Получив отказ, он повел себя возвышенно и поистине благородно, еще раз доказав это в финальной сцене, когда взялся лечить больного, заразившись от него. Базаров умирает красиво: это была короткая жизнь, прожитая так, как Евгений хотел сам.
Аркадий Кирсанов
Дружба Евгения и Аркадия Кирсанова представляет собой очень интересный альянс. Аркадий - из обеспеченной семьи, дворянин и полная противоположность Евгению. Аркадий, обладающий романтической и нежной натурой, легко поддается влиянию своего друга. Причем интересно, что он не может объяснить квинтэссенции нигилизма, он не чувствует его, а лишь слепо поддается влиянию более сильного по характеру Евгения. Если Евгений насмехается над человеческими чувствами, считая их в какой-то степени рудиментом человечества, то Аркадий искренне верит в них, но словно стыдится показывать при Евгении. Он глубоко чувствует искусство, вся натура его окружена романтическим ореолом.
Рыцарский дух Аркадия, кажется, перешел к нему от его отца, такого же нежного и мягкого- Николая Петровича. Это чистый человек, до сих пор живущий идеалами романтического средневековья. Любящий всю жизнь одну женщину, он глубоко и долго переживал ее смерть, храня в себе спокойную и тоскливую скорбь, перенеся любовь на сына. Это самый добрый и незлопамятный человек, с восхищением погружаясь в сочинения Пушкина. Его женитьбы на бедной и молодой девушке, являющейся горничной в его доме, не может вызвать фривольного толкования. Здесь нет ни пошлости, ни прихоти, которой он захотел последовать на закате своих лет, а есть только бесконечная нежность к девушке и желание помочь ей.
Павел Петрович Кирсанов
Особого внимания также заслуживает и его брат, Павел Петрович, замыкающий вереницу главных персонажей. Мы видим самолюбивого и европеизированного человека, считающего себя либералом и приверженцем исключительно аристократического образа жизни. Мы видим, насколько щепетильно он относится к своему внешнему виду, обращая внимание, например, на его гардероб, который состоит из голландских рубашек.
Павел Петрович, считая себя либералом, является на самом деле глубоким консерватором, о чем можно судить по его непринятию мнения Базарова, о его оценке социальной и политической действительности, в том числе, насчет отмены крепостного права. Он похож на Базарова некими чертами, присущими всем мизантропам, он сух и горделив, и, наверное, именно из-за похожести их натур они не смогли понять друг друга, что в итоге привело к дуэли. Внимательный читатель может заметить, что изначально это был живой и энергичный юноша, но сейчас он словно абстрагировался от общества и жизненных тенденций. Но, подобно Евгению, он был поражен любовью, также неудачной, что вынудило его замкнуться в себе, стать скептиком и вести уединенную жизнь.
Родители Евгения
Если говорить о второстепенных персонажах, то несомненного внимания заслуживают родители Евгения- Василий Иванович и Арина Власьевна. Это удивительные, чисто деревенские люди, но обладающие пусть простой, но глубокой жизненной философией. Арина Власьевна живет судьбой своего сына, каждый день молится за его счастье и благополучие. Как и все любящие матери, она тоскует от разлуки с сыном. Интересно. Что родители Базарова, хотя и не понимая жизни своего сына, принимают его как свое чадо, любя его по поддерживая во всем, даже если его мысли и жизненный путь кардинально расходился с их миропониманием. Василий Иванович, несмотря на свой возраст, продолжает заниматься врачеванием, безвозмездно помогая тем, кто приходит за помощью. Это любящие родители, живущие счастьем своего сына. Смерть Евгения, увядание его молодости становится страшным ударом для стариков. В конце книги мы видим их, горько плачущих на могиле сына.
Анна Сергеевна
Не стоит забывать и о той, ради которой Евгений был готов поступиться своими принципами - это Анна Сергеевна. Красивая, изящная, о которой Евгений в самом начале сказал, что она «на других баб не похожа». За ее женственностью скрывается, однако, холодный расчет, ведь эта женщина никогда никого не любила, а замуж вышла по соображениям прагматизма. Возможно, не стоит все же укорять ее за это, ведь у нее было необычное детство, проведенное с отцом-аферистом, которое, скорее всего, наложило на нее отпечаток
Катерина
Такой же противоположностью, как Аркадий Евгению, является для Анны ее сестра Катерина. Воспитанная в строгости, она становится очень скромной, даже закрытой девушкой, живя в своих юных грезах. Не случайно Аркадий полюбил Катерину, которая понимала его идеалы и также создавала романтические образы
Герои многогранны, в каждом есть своя слабость и несокрушимая сила, и это делает их вечно живущими в литературе и сознании читателей.
Основным персонажем произведения, раскрывающего тему проблемных взаимоотношений между старым и современным поколением, является Евгений Васильевич Базаров, представленный писателем в образе молодого тридцатилетнего мужчины, отличающегося критическими нигилистическими взглядами на жизненное существование.
Базаров характеризуется в романе в качестве холодного и порой жестокого человека, гордящегося происхождением из народа, обучающемся на медицинском факультете университета и увлекающегося естественными науками. Судьба главного героя представляется трагичной, поскольку в финале произведения он заболевает тифозной болезнью и впоследствии погибает.
Одним из центральных персонажей романа является друг Базарова, представленный в образе Аркадия Кирсанова, молодого двадцати трехлетнего дворянина, попавшего под влияние нигилистических взглядов Евгения, но отличающегося романтическим отношением к жизни, а также добротой и лаской, обожающего искусство и окружающую природу.
Старшее поколение представлено в произведении в образе Николая Петровича Кирсанова, отца Аркадия, изображенного в качестве вдовствующего помещика, добродушного человека, любящего музыкальное искусство и литературу, с трепетом относящегося к сыну. Кроме того, мир отцов изображается и на примере Павла Петровича Кирсанова, дядюшки Аркадия, представленного в виде аристократичного мужчины, отличающегося манерной изысканностью, самовлюбленностью, заносчивостью и гордостью.
В качестве ключевой женской героини писатель представляет Анну Сергеевну Одинцову, молодую вдовствующую состоятельную помещицу, обладающую красивой внешностью, а также умом и независимостью, ценящую комфортное и спокойное существование, но при этом характеризующуюся холодностью и неспособностью на искренние, истинные чувства.
Кроме того, женские персонажи изображаются в романе в образах Фенечки, молодой необразованной крестьянки, ставшей гражданской женой Николая Петровича Кирсанова и подарившей ему сына Митю, знакомой главного героя Евдоксии Никитишны Кукшиной, молодой некрасивой помещицы, пропагандирующей прогрессивные взгляды на права русских женщин, а также княгини Нелли Р., возлюбленной Аркадиного дяди, с которой у них не сложились отношения и Екатерины Локтевой, младшей сестры Анны Одинцовой, миловидной девушки.
Второстепенными героями произведения являются отец Базарова, Василий Иванович, пожилой военный доктор, находящийся в отставке, характеризующийся в качестве простого, болтливого и энергичного старичка, любящего сына, мать Евгения в образе доброй, неглупой женщины, дворянки, являющейся хорошей хозяйкой, а также слуга Павла Кирсанова Петр, отличающийся глупостью и самовлюбленностью.
Используя в романе многочисленную систему персонажей, обладающих разнообразными характерными чертами, писатель демонстрирует на примерах героев извечный конфликт между разными человеческими поколениями.
Роман Тургенева “Отцы и дети" является самой известной его работой. Роман известен по всему миру, он поднимает фундаментальные вопросы о вечном недопонимании между людьми из разных поколений, кроме того в произведении хорошо выражено течение нигилизма.
Главный герой Евгений Базаров довольно молод, ему всего тридцать лет, он ярый нигилист. Он отрицает принятые в обществе ценности: дружбу, любовь, любовь к Родине. В его мыслях преобладает лишь холодный счет, факты и доказательства. Герой гордится тем, что родом из простой семьи, жизнь решил посвятить медицине, дворян он недолюбливает, ведь по его мнению, дворянство не делает ничего полезного для общества. Правда, в дальнейшем Базаров пожалеет о том, что отрицал ценности человека, так как влюбится в Анну Одинцову. К сожалению, герой погибнет от тифа из-за своей неосторожности во время вскрытия трупа.
Аркадий Кирсанов является преданным товарищем Базарова. Он им сильно вдохновился, его идеями нигилизма, но Аркадий все-таки не смог отречься от своего истинного я. В реальности Аркадий обычный молодой человек двадцати трёх лет, довольно мягкий, романтичный. Он всем сердцем любит и почитает искусство и окружающий мир.
Павел Петрович Кирсанов типичный дворянин, он дядя Аркадия Кирсанова, ему сорок пять лет, но он выглядел гораздо моложе своих лет. Аристократу был присущ острый и ясный ум, высокий уровень интеллекта, изящность во всем, кроме того Павел Петрович придерживался либеральных взглядов. В юности пережил серьёзную драму в личной жизни, ведь у него не сложились отношения с женщиной, ради которой он был готов абсолютно на все. Павел Петрович множество раз вступал в конфликт и спор с Базаровым. Дворянину категорически не нравился подход к жизни у Евгения. Кроме того, аристократ был сильно оскорблен утверждением нигилиста о бесполезности дворянского общества.
Княжна Анна Одинцова смогла растопить сердце нигилиста. Она молода, ей было всего двадцать восемь лет, она была вдовой, героине был присущ высокий уровень интеллекта, кроме того, ей была присуща излишняя гордость, излишнее хладнокровие, княжна было почти невозможно кого-то полюбить. Базаров был влюблён в нее без памяти, но она не чувствовала практически ничего к нему. Внутренняя и внешняя бстабильность былы очень важны для героини, поэтому она всячески избегала проявление чувств, ведь тогда ее стабильность пошатнулась. Когда Базаров на смертном одре признавался ей в чувствах, она ничего не ответила, даже в такой момент она осталась полностью равнодушной. Но Одинцова не понимала, что без любви жизнь человека теряет всякий смысл. А Базаров понял это слишком поздно.
Роман Тургенева безусловно будет актуален во все времена. Он уже много лет будоражит умы читателей, критиков. Проблемы, поднятые в произведении, не устареют никогда. Благодаря данному произведению каждое новое поколение сможет найти ответы на многие вопросы касательно отношений с родителями.
Роман Тургенева рассказывает о конфликте взаимоотношений старого и нового поколений.
Главным, противоборствующим представителем современности в романе является Евгений Базаров. Это молодой человек около 30 лет из скромной семьи лекаря. Базаров гордится своим происхождением из народа. Он учится на медицинском факультете. По убеждениям Евгений – нигилист, то есть отрицает все понятия и нормы, принятые в обществе. Он относится ко всему критически, прагматично и не склоняется перед авторитетами. Внешнему виду Евгений тоже не придаёт значения - одевается небрежно. В общении он ведёт себя дерзко, даже - развязно. В тоже время, Базаров легко находит общий язык с обслугой, бесплатно их лечит. Герой способен и на благородные поступки, так например, оказывает помощь раненному в дуэли противнику. Базаров отрицает любовь между мужчиной и женщиной. Однако, вопреки своим убеждениям, красавица Одинцова смогла пробудить в Евгении неведомые для него чувства, с которыми он не смог справиться. Базаров в отчаянии признаётся ей в любви, хотя прекрасно понимает, что они никогда не будут вместе. Ради науки Евгений подвергает себя смертельной опасности: вскрывает труп умершего от тифа мужика. Заразившись от него, он внезапно умирает.
Жизненную позицию Базарова поддерживает его преданный друг - Аркадий Кирсанов. По характеру он добрый романтик, но во всём подражает учителю и скрывает настоящие чувства. Познакомившись с сестрой Одинцовой - Катей, Аркадий постепенно возвращается к своей истинной сущности. Молодых людей сблизят общие интересы – музыка, чтение и другие занятия. Встреча с Катей отдалит Аркадия от своего друга, и они расстанутся.
Павел Петрович Кирсанов - дядюшка Аркадия и ярый противник Базарова. Он одинокий холостяк, живёт в имении со своим братом. Образ Павла Петровича - полная противоположность внешности Базарова. Он - аристократ с изысканными манерами, всегда безупречно одет. Взгляды Павла Петровича также отличаются от жизненной позиции Евгения. Взаимное неприятие приводит их к дуэли. После этого случая Павел Петрович просит брата, чтобы тот официально женился на своей сожительнице Фенечке.
В отличие от брата, Николай Петрович Кирсанов – мягкий и добрый человек. Он долго хранил верность своей любимой жене, которая умерла. Позже Николай Петрович стал жить с девушкой Фенечкой, которую опекал после смерти её матери и проникся к ней нежностью. В этих отношениях у него родился сын. Николай Петрович неловко себя чувствует в данной ситуации перед родными и очень рад, когда они приняли его новую семью. Отец Аркадия пытается найти контакт с его другом Базаровым, переживает за невозможность взаимопонимания между стариками и молодыми.
Фенечка – очень милая скромная женщина. Она унаследовала от своей матери порядок и аккуратность во всём. Фенечка благодарна Николаю Петровичу за его доброту, нежность, заботу о ней. Павлу Петровичу она напомнила любовь всей его жизни, с которой он расстался, но забыть так и не смог. Базаров тоже с симпатией относится к привлекательной молодой особе. Оба противника уделяют ей знаки внимания. Фенечка стала причиной дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым.
Анна Сергеевна Одинцова – красивая молодая богатая вдова. Она обладает холодным и прагматичным умом, любит во всём порядок. Базаров понравился ей своей неординарностью, но независимая гордячка остаётся верна своим принципам. Для неё важнее стабильность.
Родители Базарова Василий Иванович и Арина Власьевна – удивительно добрые простые люди, но обладающие житейской мудростью. Они принимают и любят Евгения таким, какой есть, со всеми его недостатками.
Смерть единственного сына для них невосполнимая потеря, крушение всех их надежд.
Своим романом автор ставит вопрос перед каждым, что важнее для развития жизни – борьба за новое или простое созерцание.
Одна душа в двух телах – так часто выражаются, когда хотят рассказать про союз двух людей противоположного пола. Такая двойственность, единство противоположностей, которое будто является самой лучшей иллюстрацией концепции
Соня Мармеладова – далеко не единственная героиня, которая в романе обладает собственной «правдой». Носителем оной является и Раскольников. Только вот понятия этих героев об обществе
Так для меня, например, ничего удивительного в том, что этот герой был отвергнут обществом… И даже не так важно, что фамусовским. ОН был бы отвергнут любым обществом!
Хлестаков, главный герой произведения Гоголя, является одним из самых узнаваемых литературных образов. Он запомнился читателям не добрыми качествами души, а дурными манерами, враньём и чрезмерным хвастовством.
В. Маяковский, один из самых ярких представителей футуризма 20 века. Считается что благодаря ему футуризм получил известность. Так же Маяковский был известен как автор советских плакатов и лозунгов