Психологизм в литературе – изображение внутреннего мира героя, его чувств, мыслей, переживаний. Каждый писатель демонстрирует душу человека, используя при этом различные способы: внутренний монолог, сны, дневники, речь и мимика, внешний вид героя, его обстановка, интерьер. Через эти приемы автор показывает состояние героя, то, что его тревожит. У каждого писателя свой способ показать психотип героя. Каков же он в прозе у Тургенева?
Психологизм у этого писателя не явный, скрытый. Он показывает внутренний мир героя через его мимику, жесты, одежду и речь. Так, в романе «Отцы и дети» мы сразу понимаем, кто такой Базаров только по внешнему виду: «Длинное и худое, с широким лбом … заостренным носом, большими зеленоватыми глазами … оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Эти черты говорят о его хладнокровии, гордости, резкости. Свободный крой одежды, балахон – это все свидетельствует о его самоуверенности и беспечности касательно внешнего вида. А его необдуманно сказанные слова говорят об упрямстве и нигилизме: «Любовь … ведь это чувство напускное…». Его отрицание любви, жизненных ценностей и искусства раскрывает нам внутренний мир. Не так явно, но все же мы видим этот психологизм и понимаем, что же творится в душе Базарова.
Еще одним ярким примером является произведение «Ася». Эту повесть считают глубокой и очень тонкой в раскрытии внутреннего мира персонажей. Уже с первых строк мы замечаем повествование от первого лица. Это еще один прием психологизма. Он нам дает понять все то, о чем думает рассказчик в данный момент, какие переживания его настигли. Мы сразу понимаем, что рассказчик - человек, который тонко чувствует природу, ищет себя, размышляет. Поведение же самой Аси у рассказчика вызывает вопрос: то она бегает, смеется, то сидит молча и вышивает. Через такие весьма странные жесты мы можем понять, что эта девушка хочет любви, но она не знает, как себя вести, как показать это чувство. И ее поведение – самый точный показатель ее души. Таким образом, психологизм в этом произведении показан за счет монолога и поведения героев.
В заключение хочется отметить, что психологизм Тургенева сильно отличается от других писателей. Он тайный, скрытый. Не сразу становится понятна личность героя и его душа. Сам автор оставляет загадкой внутренний мир персонажей, не раскрывает до конца их характеров, что заставляет нас, читателей, додумывать самостоятельно. Эта тайная психология показывает мастерство Ивана Сергеевича и всю необычность его произведений.
Психологизм в литературе – это такой способ и подход к написанию художественного произведения, при котором автор предпринимает попытку раскрыть внутренний мир и духовную составляющую личности своего персонаж через описание его чувств, переживаний, эмоций и мыслей. Зачастую для этого писателю приходится сформулировать и прямо описать с помощью различных художественных средств сложную гамму чувств, которые испытывают его герои.
Но иногда автор создаёт картину внутреннего мира персонажей не описывая прямо его чувства и переживания. Тогда такой психологизм иногда называется «тайным» из-за своей неочевидности. Главным примером такого «тайного психологизма» можно назвать творчество классика русской литературы и драматургии Ивана Сергеевича Тургенева.
В своих произведениях Тургенев редко пишет о конкретных эмоциях, чувствах и переживаниях, которые испытывают его герои, ограничиваясь в основном самыми важными и необходимыми чертами внутреннего мира персонажа, его особенностями и характерными чертами. О большей части чувств тургеневских персонажей мы узнаём главным образом через изменение их поведения, а так же через их реальные действия.
Причём в описании поведения Тургенев стремится максимально точно передать невербальные способы общения (мимику, тон, изменение черт лица и жесты) между персонажами. Большое внимание автор обращает на дыхание, сердцебиение и те другие тонкие черты, которые не дают нам точной информации, какие чувства непосредственно испытывает герой, они лишь намекают о них. Всё это используется не только из-за того, что Тургенев стремится к максимальному реализму в своих произведениях, но и по двум другим причинам. Первая это то, что Тургенев стремится запечатлеть тем тонкие и зыбкие впечатления и настроения, которые возникают у героев в тот момент, когда что-то происходит в их жизни, и их разум, их рациональное мышление еще не обработало происходящее. Таким образом, перед нами предстают не обдуманные и осмысленные впечатления, а самая первая, наиболее искренняя и важная реакция героев. Вторая причина связана с первой – Тургенев, будучи психологом и чутким исследователем человеческой души по своей натуре, стремится передать свои навыки читателю, научить его ловить тончайшие изменения в поведении людей, а уже через это прочувствовать его духовный мир и понять, о чём он думает в этот момент.
Иногда его герои и сами не понимают своих чувств, но при этом, будучи людьми, невольно, инстинктивно продолжают как-то действовать и изменять своё поведение. Тогда умение тонко чувствовать человеческую душу просто необходимо, чтобы понять и воспринять сюжет так, как это задумывает автор. Самым ярким примером героя, который не понимает своих собственных чувств, является Евгений Базаров, который не понимает и не может логически объяснить, что за новые и непонятные ему чувства он испытывает. И лишь мы, ведомые Тургеневым, понимаем, что он впервые влюбился, причем влюбился по-настоящему, бесконтрольно и нерационально.
Прохор Ильич внешне может показаться неуклюжим человеком, но на самом деле это вызвано его военной карьерой и немолодым возрастом. Тимохин достаточно подтянутый, стройный мужчина.
Название комедии уже значимо. Для людей, которые ставят знания превыше всего, ум равносилен счастью. Но, как мы знаем, великие умы во все времена подвергались серьезным испытаниям
Иван Жилин – главный герой рассказа Кавказский пленник. Служит офицером на Кавказе. Сам небогатый дворянин, невысокого роста, но может постоять за себя.
Семья у меня большая – бабушка, мама, папа, я и две моих сестренки. Вы, наверное, заметили, что первой в этом семейном списке я назвал бабушку? А знаете почему? Потому что она в нашей семье самая главная!
Сильвио является главным героем повести Белкина «Выстрел». Он являлся отставным офицером, на момент повествования он проживал в захолустье