Эпизод смерти Евгения Базарова, одного из главных героев романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, является не просто одним из ключевых, но и фактически главным эпизодом всего произведения. Именно в самом конце романа, вместе со смертью одного из важнейших персонажей, Иван Сергеевич даёт нам свой ответ на главный вопрос произведения: «Можно ли жить, признавая только разум и холодный расчёт, отвергая все человеческие чувства и многовековые традиции общества?».
После того, как Базаров покидает имение Кирсановых, он отправляется обратно в родительский дом. Жизненная позиция Евгения меняется против его собственной воли, им овладевают некогда презираемые им чувства. Нигилист, который до этого с радостью находился в одиночестве, начинает старательно избегать его, постоянно ища себе компанию и боясь остаться один. Происходит это потому, что в уединении Евгения преследует тоска по вдове Анне Одинцовой, которую за время пребывания у Кирсановых он успел искренне полюбить. Не испытывавший до этого подобных чувств Базаров теряет концентрацию и внимание, становится невнимательным и рассеянным, поскольку все его мысли принадлежат только Одинцовой. Из-за этого он случайно получает небольшой порез, через который заносит себе в кровь смертельную инфекцию.
Опытный и рассудительный врач, Базаров понимает, что жить ему осталось недолго. Осознание этого факта окончательно меняет сознание молодого человека. Весь былой нигилизм и отрицание всех духовных ценностей проходят. Он не сопротивляется родительской заботе и любви, сам начиная проявлять чувства к ним. Базаров не только перестаёт отвергать религиозные взгляды своих родителей, но и просит их помолиться о нём. И, наконец, происходит ключевое изменение в мировоззрении Евгения - он решается признаться в том, что по-настоящему любит Одинцову, не только себе, но и ей самой. Анна приезжает к нему во всём черном, словно на похороны, боязливо общается с ним, опасаясь заразиться, и всем своим видом демонстрирует, что ей безразлична смерть Базарова. В самом же Евгении, наперекор здравому смыслу и разуму, рождается надежда на взаимность его чувств. На прощанье он просит, чтобы она его поцеловала. Одинцова целует его в лоб, словно покойника.
Эпизод смерти Базарова, как и сам факт, что в отличие от презираемых им Кирсановых, он погибает молодым, демонстрирует нам мнение самого писателя. Евгения губит не тиф и его неосторожность. Его губит стремление отказаться от всего того, что делает человека по-настоящему живым: чувств, эмоций, переживаний и, наконец, любви.
Создавая свое произведение, автор старается показать своих героев не только в момент повествования, но часто обращается к их прошлому, описывает детство, юность, семью и место, где они получили воспитание и образование. Делается это для того, чтобы показать как сформировалось их мировоззрение, почему они стали именно теми, кем предстают в момент описываемых событий и почему совершают именно те поступки или придерживаются того мнения, которые сопровождают повествование.
Так кто же такой Базаров? Молодой нигилист, отрицающий общепринятые моральные устои, чувства, искусство и религию. Для него существуют только естественные науки и верит он только в то, что можно объяснить или проверить посредством экспериментов. Евгений продолжает дело своего отца. Но только в силу своей молодости и пылкого характера он более яро отстаивает свою позицию и является настоящим нигилистом, в отличие от своих товарищей Ситникова и Кукшина, для которых эта позиция служит всего лишь маской, прикрывающей их несерьезность и неопределенность в жизни. Главная цель для него — труд во благо общества. Любовь и другие чувства он считает лишь физиологией.
Но по иронии судьбы герой влюбляется. И тот момент он осознает, что все его убеждения расходятся с простыми человеческими чувствами, которые невозможно контролировать. Эта вспышка чувств, в которые он не верил, не смогла без следа пройти в его жизни. Базаров просто не мог отказаться от своей точки зрения, хотя и осознавал, что все, во что он верил, разрушились лицом любви.
Смерть Базарова — логичное завершение произведения. Не только идеалы героя, но и вся его жизнь рухнула, а на смену этому ничего не пришло. Но она не была внезапной и настигшей его в один момент. В конце у Евгения было время, чтобы обдумать все, что с ним произошло. Будучи всю жизнь отстраненным от своей семьи и проявления чувств, перед смертью он хочет только встречи с любимой женщиной, чтобы увидеть ее хотя бы еще раз.
На протяжении всего произведения он предстает перед читателем непоколебимым и верно отстаивающим свою позицию человеком, а в конце мы видим его слабым и чувственным юношей, который еще очень многого не успел в своей жизни. Его смерть — это крах его жизненной позиции, которая не смогла существовать далее, как не смог существовать и он, осознав, что все во что он верил больше ничего не значит.
Одним из положительных героев романа «Преступление и наказание» является Порфирий Петрович. Тридцатипятилетний пристав следственных дел.
В пьесе два главных героя – Сальери и Моцарт. Оба - композиторы, оба обладают высоким интеллектом, но на этом общее между ними заканчивается. Они – полные противоположности.
Большое количество своих коротких рассказов Шукшин посвятил тематике взаимоотношения городского и деревенского типа сознания. Он рассматривал эти отношения в самых разнообразных ипостасях.
Действие рассказа происходит в канун Рождественских праздников. В лютый мороз шестилетний мальчик просит милостыню на улице. Вечером он возвращается в сырой и грязный подвал, где пьяные люди отбирают
Рассказ «Третий сын» появился у Платонова не случайно. Ко времени его написания автор уже пережил смерть матери и имел представление о том, как это хоронить близкого человека. А хоронили маму все 11 ее детей вместе с мужем.