Опера «Князь Игорь» - уникальное произведение. Его автором был Бородин, достаточно успешный ученый. Сюжет оперы Бородину подсказал Стасов. Основывается музыкальное произведение на знаменитом памятнике древнерусской литературы, найденном в XVIII веке, датированном XII веком.
Бородин проделал огромную работу, изучая древнерусские источники, чтобы лучше понять культуры и быт Древнерусского государства. Он часто заказывал их из-за границы, скрупулёзно выслушивал народные песни. В целом, он подошёл к созданию произведения со свойственной ученому человеку систематикой.
Но, конечно, историческая составляющая оперы – это не главный акцент. На первый план, безусловно, выходит музыка. Ведь в первую очередь опера должна пробуждать чувства. В самом начале мы слышим хор народа, прославляющего своего князя («Славься»). Этот хор отображает силу и мощь русских людей. Оппозиционно звучит диалог Скулы и Ерошки – двух гудошников, скрывающихся от воинской обязанности и очень довольных таким образом собой.
Пугающе звучит ария князя Галицкого, слушатель испытывает некое чувство ненависти и отвращения к нему. Этому способствуют резкие, отрывистые звуки. Мы так же с неудовольствием слушаем и боярский хор, когда мужи высокого ранга приносят недобрые вести княгине, жене Игоря.
Необыкновенно звучит ария Игоря во втором акте. Баритон героя противостоит могучему хору врага. Далее мы слышим лейтмотив Кончака. Идут половецкие пляски, бурные, разбойничьи. Тонко, маняще и даже как-то по-русски звучит хор «Улетай на крыльях ветра». Однако князя сломить никак невозможно, его не устраивают уговоры хана, он готов на побег. В этом ему помогает Овлур. Неожиданна лиричная сцена, в которой отображена любовь Кончковны по отношению к сыну Игоря, «соколику».
Жемчужина оперы – «Плач Ярославны». Тоска княгини захватывает слушателя, мурашки бегут по коже, и хочется вместе с ней упиваться горем. Однако голос Ярославны передают не только её личные страдания, это также и скорбь всей Руси по погибшим воинам.
Опера постепенно подходит к концу, приближается счастливый финал. Народ радостно встречает князя Игоря. Лишь два героя – Скула и Ерошка остаются не у дел. Они нежно называют его «батюшкой», «желанным». Ярославна бросается ему на грудь. Вновь звучит мощный хор. Сильный, как сама Русь. Есть надежда на победу над страшными половецкими силами.
В работах Николая Васильевича Гоголя особое место занимает цикл «Петербургские повести». Этот цикл, конечно же, не будет полным без повести «Невский проспект»
Знакомство с образом одного из главных героев рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий" - с Порфирием - происходит на платформе Николаевского вокзала. Там он случайно встретил своего давнего школьного приятеля Мишу.
Григорий Печорин - сложный и многогранный персонаж произведения М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени. Его нельзя назвать однозначно жестоким и бессердечным человеком, ведь он томился, страдал и даже любил
В произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» имеются два разных героя, с разными характерами, и жизненными целями. Подробно рассмотрим ниже, в чем заключается схожесть и различность Швабрина и Гринева
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала», даже будучи небольшим по содержанию, затрагивает глубокие философские вопросы, касающиеся гуманизма и нравственности.