В статье Финансовая болезнь для ваших детей [Советы родителям] разгорелась бурная дискуссия о том, стоит ли платить ребенку за хорошие оценки в школе и помощь по дому?
Кто-то говорит, что это правильно, а кто-то говорит, что это ведет к прямой торговле и детскому шантажу.
Решил не отписываться в комментариях, а дать более полный и развернутый ответ отдельным постом.
Все родители хотели бы видеть своих детей здоровыми, богатыми и счастливыми. Для этого мы стараемся дать детям самое лучшее. И в глубине души каждый отец надеется, что его сын живет лучше, чем он.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал успешным, когда вырастет, вам нужно начать работать над этим с самого раннего возраста.
И одна из первых вещей, которым нужно научить ребенка, это то, что в жизни нет ничего бесплатного. В большинстве случаев все происходит наоборот, ребенку дается все самое лучшее, вкусное и красивое абсолютно даром. Таким образом мы приучаем ребенка к тому, что родители ему что-то должны или что-то ему должны.
Мы не приучаем ребенка к ответственности, а, наоборот, приучаем его к безответственности. Мы учим ребенка, что есть отец и мать, которые в таком случае решат любую проблему и получат все необходимое.
Я не призываю вас во всем отказывать своим детям. Но понимание того, что очередную новую куклу или машинку надо заработать, надо прививать с раннего детства. Кроме того, он учит малышей тому, что «подарки» — это плохо, как и легкие деньги.
- Как этого добиться?
- Когда стоит привлекать ребенка к помощи по хозяйству?
- За что стоит поощрять своего ребенка?
- Примеры платных поручений
- Здесь разумнее придерживаться некоего равновесия. Что-то можно подарить, а что-то НУЖНО заработать самостоятельно. Нельзя только лишь делать подарки ребенку.
- Взрослый принцип детской неполноценности
- Подводя итоги
Как этого добиться?
Прежде чем приступить к своим экспериментам, хочу донести следующую важную мысль: Обязательно обсудите и объясните свои действия и донесите до ребенка, почему вы делаете именно так, а не иначе.
Кроме того, это должно быть сделано в спокойной и дружественной обстановке. Очень часто можно увидеть такой образ, как мать, которая кричит на своего ребенка в магазине, который просит еще игрушку.
Итак, необходимо в первую очередь учитывать время, когда у каждого члена семьи есть определенные обязанности. Например, отец – кормилец в семье, его основная задача – приносить домой деньги. Мать – хранительница домашнего очага, решает проблемы, связанные со стиркой, приготовлением пищи и другими бытовыми проблемами. Мальчик помощник.
Когда стоит привлекать ребенка к помощи по хозяйству?
Во многом это зависит от уровня развития вашего ребенка. В среднем до 3–5 лет не стоит рассматривать своего отпрыска как помощника. В это время ребенок часто является полной противоположностью помощника. И это нормально.
Стоит постепенно приучать ребенка к домашним делам, начиная с нескольких простых заданий. Предложите ему собрать разбросанные игрушки. Постепенно усложняйте задачи и делайте это регулярно. Например, попросить вынести мусор или сходить за хлебом.
Как уже отмечалось, здесь важна регулярность, чтобы это вошло у ребенка в привычку.
За что стоит поощрять своего ребенка?
Значит, необходимо ввести систему важности тех или иных порядков. То есть должны быть «бесплатные» задания, обязательные для конкретной роли, и «платные» задания”.
В нашем случае это роли: отца-победителя, матери-хранительницы домашнего очага и ребенка-помощника.
Взрослых, конечно, тоже нужно поощрять и давать бонусы. Для взрослых, например, примером халявных поручений может быть следующее: семья пошла в супермаркет, а отец несет домой тяжелые сумки и пакеты, оберегая мать и ребенка от тягот. Это норма и здесь нет ничего необычного.
Или мать, которая убиралась в доме, мыла полы и вытирала пол шваброй. Это тоже норма, к которой мы, взрослые, привыкли и обходимся без лишних напоминаний и без выпрашивания леденца или новой игрушки.
А теперь рассмотрим на примере ребенка
Например, заправить постель или собрать игрушки — обычные задачи для каждого ребенка. Но, различную работу можно сделать хорошо, а можно и небрежно. На этого ребенка необходимо обращать внимание, поощрять хорошо выполненную работу и указывать на некачественно выполненную работу.
То есть, если в течение недели ребенок без ваших напоминаний заправляет за собой постель, убирает игрушки и следит за порядком в комнате, в конце недели это можно поощрять. Купите ему мороженое или отведите в цирк и подчеркните, что он этого заслуживает, примерным поведением.
В то же время, если ребенок выполнял свои обязанности, но без усердия и его напоминаний, это не значит, что в конце недели его не следует баловать. Вы также можете купить ему мороженое или отвести его в цирк, но вы будете делать это не из поощрения, а просто из любви к своему ребенку. В этом случае вам не нужно говорить, что он это заслужил, просто позвольте себе и ему почувствовать себя хорошо.
Наконец, если он хулиганил в течение недели и не выполнял свои обязанности, то можно лишить его воскресного развлечения, объяснив причину наказания и предложив вариант. Пусть он сам решит, чего хочет на следующих выходных: остаться дома или пойти в кино про мороженое.
Очень важно научить ребенка ответственности и выбору. Нельзя позволять родителям решать все за тебя. Выбор должен быть всегда, и важно, чтобы ребенок научился чувствовать и видеть результаты своих действий, своего выбора.
Примеры платных поручений
Теперь давайте обсудим задачи или поручения, которые должны быть «премированы». Также приз не обязательно должен быть денежным. Возьмем один из самых распространенных примеров: оценки в школе.
Если вы хотите видеть в своем ребенке хорошие оценки и знать, что у него есть потенциал, то вы можете поставить перед ребенком цель, что если он получит тот или иной уровень оценок, вы сделаете ему какой-то ценный подарок.
Только не ставьте перед собой цель получить все пять за квартал или год. Будет лучше, если вы нацелитесь на все пятерки, но допускается и несколько четверок.
Ребенка нужно с детства приучать к мотивации, которая может быть отрицательной и положительной. Отрицательной мотивацией может быть получение двоек и последующее наказание. Положительной мотивацией будет получение какого-либо вознаграждения в случае достижения цели, то есть хороших оценок.
Вот еще один пример. Вы хотите привлечь сына к сбору картошки на огороде. Помощь родителям – это обязанность ребенка. Но также нужно учитывать тот факт, что брать ребенка за картошку не учитывает его интересы.
«Лично я в детстве никогда не любил собирать картошку. Во-первых, это скучно. Во-вторых, держится весь день. В‑третьих, они лишили меня удовольствия проводить выходные с друзьями за игрой в футбол”
Поэтому такие процессы, как уборка картофеля, должны быть организованы правильно. Ущемляя ребенка одним способом, нужно компенсировать другим способом. Окупаемость в данном примере желательна. Но вам просто нужно сделать это правильно. Не нужно подкупать ребенка.
Будет лучше, если вы предоставите ребенку право выбора. Вы можете сделать следующее. Вы говорите, что вам нужно собирать картошку. Но родителям будет сложно сделать это в одиночку. Поэтому вам нужны помощники.
На эти бюджетные работы было выделено 1000 рублей. Эти деньги могут достаться ребенку, если он поучаствует в сборе картофеля. Или эти тысячи рублей уйдут кому-то другому, например, наемному работнику, который поможет вам выкопать картошку.
Поэтому мы призываем ребенка искать возможности составить список своих желаний. Ваш сын хочет дорогой велосипед? Вы можете дать это ему. И вы можете помочь выиграть его.
Здесь разумнее придерживаться некоего равновесия. Что-то можно подарить, а что-то НУЖНО заработать самостоятельно. Нельзя только лишь делать подарки ребенку.
Вы окажете гораздо более полезную и ценную услугу, если с детства научите его зарабатывать деньги и достигать целей своим трудом, своими усилиями и своими действиями.
Любовь к ребенку не только в обилии подарков с вашей стороны. Ваша задача вырастить ребенка готовым к жизни, достойным представителем общества.
По-настоящему любящий родитель должен очень гармонично подходить к процессу воспитания. Помимо ласки и заботы, ваш ребенок должен получить еще и хорошую жизненную закалку, которая поможет ему легко справляться с любыми трудностями.
А закалка — это всегда сочетание черного и белого, мягкого и жесткого, теплого и холодного, положительного и отрицательного.
Взрослый принцип детской неполноценности
Одна из типичных ошибок, с которой сталкиваются практически все родители, заключается в том, что, будучи взрослыми, мы хотим дать ребенку все то, чего сами были лишены в детстве.
Такие родители начинают заваливать ребенка разнообразными игрушками, модной одеждой, разнообразными подарками, шикарными каникулами, дорогими развлечениями. Это и хорошо и плохо.
Ну, потому что вы показываете своему ребенку любовь, ласку и заботу. Это плохо, потому что этим вы портите ребенка. Вы превращаете его в потребителя, привыкшего иметь все самое лучшее и самое лучшее и получать это легко и просто.
Здесь есть еще одна скрытая проблема, заключающаяся в том, что обилие подарков – это не всегда любовь и забота со стороны родителей. Часто бывает, что отец просто платит и компенсирует дорогими подарками свою вечную занятость и невнимание к ребенку.
Иногда гораздо лучше провести с ребенком целый день, гуляя по парку, играя и общаясь с ним, вместо кучи дорогих, но неживых игрушек.
Все это делается для того, чтобы вы были честны с собой и со своим ребенком. Родительская любовь будет более рациональной и необходимой, если вы поможете ребенку вырасти готовым к жизни.
И здесь дело не в обилии подарков, количестве купленного мороженого или многочисленных походах в цирк и кино. Гораздо важнее то, какие навыки вы прививаете своим потомкам и как готовите их к жизни.
Окружить малыша любовью и заботой можно без использования каких-либо вспомогательных средств в виде игрушек и сладостей.
Подводя итоги
Считаю, что приучать ребенка к труду и заработку нужно с раннего детства. А помочь могут только родители. Если в 13–16 лет подросток может самостоятельно найти какую-то подработку на лето (продажа газет, уборка территории и т д.), то детей старшего возраста рано привязать к расставанию проблематично. ‑часовая работа.
Поэтому подработку можно преодолеть и в быту, выплачивая ребенку 5–12 лет денежное вознаграждение за достижение какой-либо цели.
Очень часто в семьях можно наблюдать такой образ, когда ребенок становится рабом своих родителей, выполняя всю работу по дому (уборка, готовка, глажка, уход за младшими братьями и сестрами). У этих детей просто нет времени на себя.
Да, бывают случаи, когда необходимо заставить ребенка что-то сделать. Но делать это постоянно, то бишь насильно, категорически нельзя.
У ребенка развивается негативность как по отношению к тому, что он делает, так и по отношению к своим родителям.
Правильнее дать ребенку возможность выбора и научить его самостоятельно добиваться поставленных целей.
Каждая работа должна как-то вознаграждаться. Наградой может быть сколько угодно денег в виде шоколадок, мороженого, игрушек, похода в кино и даже добрых слов.
Что Вы думаете об этом?