*В расчетах использованы средние данные по России на момент написания. В каждой статье есть калькулятор прибыльности торговли, который позволит рассчитать ключевые показатели прибыльности, актуальные на сегодняшний день.
В массовом сознании логистика ассоциируется с экспедиторскими и транспортными услугами в целом, иногда со складскими операциями. Однако следует отметить, что логистика – это область знаний, которая направлена на изучение возможностей оптимизации всего процесса движения материальных, финансовых и информационных потоков, то есть затрагивает огромное количество бизнес-процессов и представляет собой интегрированную процессная система управления предприятием в целом. В Российской Федерации это понимает относительно небольшое количество предпринимателей, в связи с чем под услугами логистического провайдера непосредственно понимаются услуги транспортно-экспедиторской компании. Однако в условиях современной экономики
Поставщик логистических услуг, по сути, является аутсорсинговой компанией, которая берет на себя часть обязанностей по ведению бизнеса своего клиента. Несмотря на потенциал значительной экономии за счет передачи своих некоммерческих бизнес-процессов внешней компании, услугами логистических провайдеров в России пользуется относительно небольшое количество компаний. Это связано с тем, что многие предприниматели ведут бизнес, не доверяя свои вопросы другой организации и не веря в возможность этой экономии. В этом смысле спрос на рынке логистических услуг нельзя признать высоким, многие компании время от времени обращаются к другим компаниям только в случае необходимости, но о полном аутсорсинге говорить не приходится. Простыми словами, эта часть экономики в России совсем не развита, особенно по сравнению с экономически развитыми странами, где более половины крупных компаний тесно сотрудничают с логистическими провайдерами. Рано или поздно эта тенденция будет наблюдаться и в этой стране, только начиная бизнес сейчас есть риск, что не будет достаточного количества клиентов. В связи с этим лучше начать свой бизнес с организации простой транспортной компании, которая также предлагает достаточно широкий спектр дополнительных услуг, в этом случае вы сможете постепенно развивать свое взаимодействие с компаниями, повышая свою уверенность в себе где более половины крупных компаний тесно сотрудничают с поставщиками логистических услуг. Рано или поздно эта тенденция будет наблюдаться и в этой стране, только начиная бизнес сейчас есть риск, что не будет достаточного количества клиентов. В связи с этим лучше начать свой бизнес с организации простой транспортной компании, которая также предлагает достаточно широкий спектр дополнительных услуг, в этом случае вы сможете постепенно развивать свое взаимодействие с компаниями, повышая свою уверенность в себе где более половины крупных компаний тесно сотрудничают с поставщиками логистических услуг. Рано или поздно эта тенденция будет наблюдаться и в этой стране, только начиная бизнес сейчас есть риск, что не будет достаточного количества клиентов. В связи с этим лучше начать свой бизнес с организации простой транспортной компании, которая также предлагает достаточно широкий спектр дополнительных услуг, в этом случае вы сможете постепенно развивать свое взаимодействие с компаниями, повышая свою уверенность в себе.
В условиях конкуренции в этой сфере современный подход к ведению бизнеса в сфере логистических услуг дает мощное конкурентное преимущество, если его правильно представить, ведь достойными конкурентами является небольшое количество других провайдеров, которые действительно понимают, что логистика – это не только об экспедировании грузов. Часто найти современный подход можно только в компаниях, которые работают только в крупнейших городах, а их количество не критично для возможностей выхода новой компании на рынок. То есть бизнес в сфере логистических услуг сегодня в России это ведь сначала просто перевозки и склад, а потом уже все остальное, но учитывая, что в итоге предпринимателей будет интересовать более широкий спектр услуг.
С юридической точки зрения поставщик логистических услуг почти наверняка должен быть юридическим лицом. Это связано не с ограничениями закона, а с особенностями управления такой крупной компанией и особенностями ее деятельности. Все-таки вам придется сотрудничать с большим количеством компаний, а в идеале вы сами не раз будете обращаться в сторонние организации, работать с иностранными компаниями и их представительствами в России. Нельзя забывать и о транспортной лицензии, которая может понадобиться, если компания работает как 3PL-провайдер (подробнее об этом ниже) и при этом занимается перевозкой отдельных категорий товаров (например, алкоголя или просто опасных) грузов), если вы занимаетесь международными перевозками на коммерческой основе.
На этапе регистрации вашей компании неплохо иметь грамотного юриста и налогового консультанта, которые помогут вам оформиться с учетом всех особенностей работы. В любом случае их услуги потребуются в будущем, а здесь можно работать на аутсорсе, не нанимая специалистов в свой штат. Сама деятельность компании может подпадать под разные определения, в целом наиболее развитый и современный логистический провайдер работает скорее как консультант, как управляющая компания: речь идет о так называемом 4PL провайдере (или вообще 5PL), которых много Иногда даже не имеет материальной базы, а осуществляет те же перевозки через своих посредников. Его деятельность (ОКПД 2) 70.22 Консультационные услуги в области управления бизнесом.
Для более точного описания организации компании, передающей логистические услуги на аутсорсинг, рассмотрим классификацию поставщиков, которая в настоящее время является общепринятой среди экономистов и бизнесменов. В настоящее время существует 4 (иногда 5) уровня логистического сервиса, они называются «партийная логистика», то есть 1PL, 2PL, 3PL, 4PL и 5PL провайдеры. Начнем по порядку, от простого к сложному.
1PL провайдер. Это небольшая компания, которая вообще мало связана с логистикой, если воспринимать ее не только как транспортировку, но и как оптимизационную деятельность. Упомянутая компания работает с ограниченными мощностями, как правило, посвященными одному виду деятельности. Это могут быть исключительно и исключительно грузовые перевозки, только экспедиторская деятельность, таможенные операции (таможенный брокер), юридическая консультация или экономист транспорта, хотя это более сложная и совершенная услуга. Таких компаний в России довольно много, но их количество постоянно сокращается, так как экономически нецелесообразно действовать локально и только в своей нише, поэтому многие из этих провайдеров перешли на новый уровень (и поэтому остановились, от прошло). У такой компании практически нет логистических услуг, она выполняет задание по своему плану, поэтому о, например, экспресс-перевозке речи быть не может. Такое предприятие обычно является материальным, т е имеет собственный флот для перевозки грузов, но занимается ими исключительно без сопутствующих услуг и без оптимизации своей деятельности. Это фактически устаревший вид бизнеса, который не может предложить конкурентоспособные услуги на современном рынке. Но, учитывая ситуацию в России, такая компания вполне может существовать, особенно в регионах, но заниматься ими исключительно без сопутствующих услуг и без оптимизации своей деятельности. Это фактически устаревший вид бизнеса, который не может предложить конкурентоспособные услуги на современном рынке. Но, учитывая ситуацию в России, такая компания вполне может существовать, особенно в провинции, но относится к ним исключительно без сопутствующих услуг и без оптимизации их деятельности. Это фактически устаревший вид бизнеса, который не может предложить конкурентоспособные услуги на современном рынке. Но, учитывая ситуацию в России, такая компания вполне может существовать, особенно в провинции.
2PL провайдер. В России они наиболее распространены. Это тот же перевозчик и/или экспедитор в понимании большинства организаций. Кроме того, концепция этого провайдера безнадежно устарела, что не мешает ему успешно работать и даже как-то развиваться, только экстенсивно, но не интенсивно. Мир постепенно заменяется лучшими компаниями, такими как провайдеры 3PL, потому что они предлагают ограниченный спектр услуг. 2PL провайдер должен иметь достаточную мощность для осуществления своей деятельности: это большой автопарк с достаточно большой грузоподъемностью, автомобили, оборудованные для перевозки различных категорий товаров. Провайдер 2PL иногда может выступать посредником между некоторыми компаниями, также занимается оформлением и предоставлением транспорта, выполняет достаточно большое количество операций, но пока не в состоянии управлять процессом, оптимизировать их, полностью контролировать их выполнение, то есть не предлагает полноценного логистического сервиса, а значит что такие компании больше не работают в соответствии с современным подходом. Логистический сервис чужд компаниям данного типа, хотя в некоторых случаях, особенно на «рынках вендоров», целесообразно работать как 2PL провайдер. В целом организация такой компании может быть выгодным направлением для вашего бизнеса в России, но, скорее всего, это будет только временное, потому что в скором времени вам предстоит развиваться, совершенствоваться и со временем переквалифицироваться в действующую компанию следующего уровня, т.е не предлагает полный логистический сервис, а это означает, что такие компании больше не работают в соответствии с современным подходом. Логистический сервис чужд компаниям данного типа, хотя в некоторых случаях, особенно на «рынках вендоров», целесообразно работать как 2PL провайдер. В целом организация такой компании может быть выгодным направлением для вашего бизнеса в России, но, скорее всего, это будет только временное, потому что в скором времени вам предстоит развиваться, совершенствоваться и со временем переквалифицироваться в действующую компанию следующего уровня, которая то есть он не предлагает полный логистический сервис, а это означает, что эти компании больше не работают в соответствии с современным подходом. Служба логистики чужда компаниям этого типа, хотя в некоторых случаях особенно на «рынках продавца» желательно работать в формате 2PL провайдера. В целом организация такой компании может быть выгодным направлением для вашего бизнеса в России, но скорее всего это будет только временное, так как в скором времени вам предстоит развиваться, совершенствоваться и со временем переквалифицироваться в действующую компанию следующего уровня особенно на «рынках продавца» целесообразно работать в формате 2PL-провайдера. В целом организация такой компании может быть выгодным направлением для вашего бизнеса в России, но скорее всего это будет только временное, т.к в скором времени вам предстоит развиваться, совершенствоваться и со временем переквалифицироваться в действующую компанию следующего уровня особенно в.
3PL провайдер. В настоящее время именно на этом уровне работает большинство логистических провайдеров (но не в России, которая отстает в своем развитии). По сути, это ваша самая современная компания, которая оказывает самостоятельные транспортные услуги и даже в какой-то степени занимается логистической деятельностью. Указанный провайдер больше не требует от своего клиента выполнения каких-либо функций и не ограничивает его каким-либо образом; теперь весь бизнес-процесс осуществляется этим оператором, а заказчику остается только платить за услуги. Такая компания берет на себя ответственность за доставку груза, а сама занимается страхованием, судится при необходимости со сторонними компаниями, не исполнившими свои обязательства, передает груз и осуществляет погрузочно-разгрузочные работы. Провайдер 3PL обладает значительной властью, стоимость основных средств может исчисляться миллионами долларов, а иногда и десятками миллионов. Такая компания имеет большой и разнообразный парк транспортных средств, имеет вспомогательные устройства, часто осуществляет доставку не только автомобильным, но и другими видами транспорта, а более развитые компании могут иметь свой авиатранспорт и договоры на использование железной дороги. Здесь работает большое количество людей, в том числе специалисты по логистике, закупкам/закупкам, налоговые и юридические консультанты, то есть те, кто напрямую влияет на качество предоставляемых услуг, на аутсорсинг передается только то, что не связано с основной деятельностью (тот же бухгалтерский учет, хотя обычно целесообразнее вести его внутри компании). Главной отличительной чертой такой компании является полная ответственность за взятые на себя обязательства, то есть, что бы ни случилось, например, с грузом во время перевозки, ответственность в любом случае будет нести оператор. Именно организация такой компании может превратиться в прибыльный и конкурентоспособный вид бизнеса, ведь сегодня столь высокий уровень логистических услуг в России предлагает очень небольшое количество компаний.
4PL провайдер. Гипотетически ее существование на российском рынке возможно, на самом деле найти такую компанию в этой стране нереально. Открывать компанию на таком уровне однозначно рискованно: рынок не готов. Однако именно компанию такого уровня можно назвать настоящим и полноценным поставщиком логистических услуг. Интересно, что сумма первоначальных инвестиций для открытия такой компании может быть даже меньше, чем для открытия операционной компании более низкого уровня. Это связано с тем, что 4PL-провайдер действует скорее как консалтинговая компания, которая работает со знанием дела, анализирует и собирает статистику, находит исполнителей для выполнения различных задач. Для открытия такого предприятия не обязательно иметь большие возможности, серьезную материальную базу, но крайне необходимо найти на работу специалистов своего профиля – логистика. А также сотрудников, которые будут выполнять все остальные задачи, от налогового консультанта и таможенного агента до юриста и маркетолога. Принцип работы основан на том, что оператор, к которому обращается клиент, находит операторов нижнего уровня (2PL, 3PL) для передачи им задачи, а сам 4PL провайдер только контролирует, управляет и оптимизирует. В этом бизнесе важно сотрудничать с большим количеством компаний, открыть такую компанию сразу обычно сложно, она требует постепенного развития с самого начала. В противном случае вам придется искать художников, посредников, клиентов; учитывая особенности работы каждой из компаний, возможно передача задач каждого клиентам или оптимизация уже не в рамках компании, а выстроенной цепочки в целом. Самый простой пример – консолидация грузов.
5PL провайдер. Это скорее маркетинговая стратегия, потому что в мире практически нет компаний, работающих на таком уровне, единственное, чего удалось добиться, так это некоторого улучшения принципов 4PL. По другим оценкам, 5PL-провайдеры уже существуют, но все это деление настолько условно, что точно определить истину не представляется возможным. Пятый уровень можно рассматривать как возможность дальнейшего развития этой области.
Как можно понять из всего вышеизложенного, для открытия компании, оказывающей услуги логистического провайдера, может потребоваться слишком разное количество денежных средств, а в некоторых случаях возможность открытия такой компании определяется особенностями рынка. В России удобнее начать свою работу со второго уровня, открыв, по сути, простую транспортно-экспедиторскую компанию, которая нацелена только на постоянное развитие. Организации необходимо будет найти место с выгодным географическим положением, включая крупные города, являющиеся крупными транспортными узлами. Для компании потребуется очень большая площадь, ведь требуется выделить место непосредственно под организацию административного подразделения, управляющего организацией, и автопарк на достаточно большое количество автомобилей, а также в некоторых случаях организовать склады. Участок можно арендовать, но тогда придется ежемесячно считаться с очень значительным расходом — территория такой компании редко занимает меньше нескольких земельных участков. Если вы покупаете земельный участок в собственность, вы должны иметь достаточно большие средства, стоимость земли и зданий или строительных работ сильно различается в зависимости от региона, но вы также должны рассчитывать на несколько миллионов рублей. Автопарк также станет очень важным элементом затрат, ведь минимальная стоимость грузовика составляет 1 млн рублей, и это только для относительно небольших автомобилей, в среднем грузовик стоит в несколько раз дороже. Опять же, точную цифру назвать сложно.
Когда вы организуете транспортную компанию, можно приступать к поиску клиентов. Компания, нуждающаяся в транспортных услугах, всегда стремится сэкономить, поэтому необходимо не только снижать цену, чтобы привлечь своих клиентов, но и нанимать специалистов, способных оптимизировать процесс перевозки. Таким образом, компания постепенно выйдет на новый уровень логистического сервиса, когда будет снижать не только затраты клиента, но и свои собственные. На этом уровне уже будет полная ответственность за груз, в связи с чем нужны юристы. Штат будет расширен за счет привлечения специалистов нового профиля; прежде всего, это сами логисты, способные полностью упорядочить всю деятельность компании. Уже на этом этапе, поставщик может получить доступ к управлению некоторыми процессами в компании клиента: если он убедит его в эффективности своей работы, то будет только рад избавиться от сложных для него бизнес-процессов, что сократит его затраты и улучшить производительность. Сюда входят не только транспортные и сопутствующие услуги, но и анализ, сбор статистики и выведение итоговой оценки деятельности ассоциированной компании. После этого вы сможете начать участвовать в сбытовой и дистрибьюторской деятельности вашего клиента, имея доступ к информации и имея для этого достаточно ресурсов, вы уже сможете оптимизировать работу всей организации с большей точностью и эффективностью. Сюда входят не только транспортные и сопутствующие услуги, но и анализ, сбор статистики и выведение итоговой оценки деятельности ассоциированной компании. После этого вы сможете начать участвовать в сбытовой и дистрибьюторской деятельности вашего клиента, имея доступ к информации и имея для этого достаточно ресурсов, вы уже сможете оптимизировать работу всей организации с большей точностью и эффективностью. Сюда входят не только транспортные и сопутствующие услуги, но и анализ, сбор статистики и выведение итоговой оценки деятельности ассоциированной компании. После этого вы сможете начать участвовать в сбытовой и дистрибьюторской деятельности вашего клиента, имея доступ к информации и имея для этого достаточно ресурсов, вы уже сможете оптимизировать работу всей организации с большей точностью и эффективностью.
Таким образом, возможен переход на четвертый уровень, когда внутренние навыки уже не нужны и компания начинает ориентироваться исключительно на консалтинг и управленческую деятельность. Организовав собственные цепочки поставок, регулируя работу различных организаций, координируя их действия и оптимизируя весь процесс, можно пойти на то, что в штате будут только специалисты по логистике и смежным дисциплинам, вся самая простая работа отдается на аутсорсинг. Компания в основном занимается управлением логистикой. Как уже отмечалось, начать можно сразу с четвертого уровня, но с учетом специфики российского рынка почти наверняка не удастся привлечь достаточное количество клиентов и партнеров, поскольку они не заинтересованы в передаче важных функций управления сторонней организации. Чтобы заниматься такой деятельностью, нужна очень хорошая репутация, рынок сразу не примет такого трейдера, вам нужно будет стать частью этого рынка, чтобы влиять на него. Здесь также важно иметь в штате не только специалистов, но и профессионалов своего дела, здесь особенно важен человеческий фактор, если не все зависит от сотрудников.
Открытие компании логистического провайдера в России – сложный процесс, ведь работать в формате простой транспортной компании может быть невыгодно и нецелесообразно; Основной причиной этого является достаточно высокий уровень конкуренции и отсутствие существенного конкурентного преимущества (в глазах неосведомленного покупателя). Работа провайдера более сложная, и при ведении переговоров с потенциальными клиентами необходимо уметь передавать информацию о том, что компания готова решать более сложные вопросы, предоставлять более качественный и продвинутый сервис. Постепенно люди заинтересуются этим, и вы действительно сможете стать первой компанией на своем местном рынке, работающей всеми самыми современными методами. Да, клиенты пока редко рассматривают предложения такого типа, желание найти только одну транспортную компанию, но рано или поздно осознание того, что логистика ведет к существенному снижению затрат, приведет к серьезному спросу на услуги логистических провайдеров. Если вы правильно организуете свою работу, то, естественно, сможете дать толчок развитию экономики вашего региона.
Матиас Лауданум
© www.openbusiness.ru – портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса