*В расчетах использованы средние данные по России на момент написания. В каждой статье есть калькулятор прибыльности торговли, который позволит рассчитать ключевые показатели прибыльности, актуальные на сегодняшний день.
Все женщины хотят выглядеть привлекательно, но не у всех есть возможность и желание тратить много денег на дорогие украшения. В этом случае на помощь приходит бижутерия: этот вид украшений отличается разнообразием дизайнов и расцветок и невысокой ценой. Однако украшения, представленные на российском рынке, сильно различаются по цене. Всего специалисты выделяют три основных ценовых сегмента. Товары низшего ценового сегмента стоят менее 500 рублей за изделие. Украшения средней ценовой категории обойдутся модницам в 1500–2000 рублей за штуку. А так называемые «ювелирные украшения» вполне могут сравниться по стоимости с относительно простыми украшениями из драгоценных металлов (более 1500–2000 рублей). Недорогие украшения пользуются наибольшей популярностью у покупателей. Лидирует по количеству проданных товаров. А в стоимостном выражении выигрывают украшения средней ценовой категории (их продажи составляют чуть меньше половины от общего объема).
Ювелирный рынок России
Импортная продукция доминирует на ювелирном рынке нашей страны. По разным данным, их участие колеблется от 60 до 80%. Однако последняя цифра кажется более правдоподобной. При этом большую часть занимает контрафактная продукция, которая завозится из Китая и Турции. Это дешево, это грубая копия ювелирных изделий известных брендов, и это довольно низкое качество. Также в сегменте дешевых украшений представлены афганские, сирийские и индийские изделия. Наценка на такие украшения достигает 300%. Недорогие украшения продаются в ларьках, небольших магазинчиках и на рынках. Кроме того, их можно приобрести в многочисленных группах в социальных сетях (в основном ВКонтакте).
Продукты среднего класса также в основном производятся в Китае, хотя на этикетках может быть указано иное. Как правило, дизайн таких украшений разрабатывается, по сути, в Италии или Франции, а производится на китайских или корейских фабриках. Кстати, последние могут выпускать коллекции под собственными брендами. Купить такую продукцию можно в торговых центрах, универмагах, специализированных (и брендовых) магазинах, интернет-магазинах. Такие украшения завозят не только из Китая, но и из стран Восточной (Польша) и Западной Европы (Франция, Германия, Швейцария, Италия.
Дорогие украшения производят компании, владеющие дорогими брендами одежды и парфюмерии. Купить их можно только в магазинах компании по цене от нескольких тысяч рублей.
Единственным крупным производителем ювелирных изделий в России является ЗАО «Эталон-Женави». Оборот компании, производственные мощности которой находятся в Санкт-Петербурге, по оценкам экспертов, превышает 35 миллионов долларов в год. 20% продукции экспортируется в страны Европы и 10% в страны СНГ. Ювелирный рынок развивается стремительными темпами – около 35% в год.
Наибольшим спросом у покупателей пользуются аксессуары для волос, браслеты и ожерелья. Несмотря на то, что объем этого рынка уже оценивается экспертами в $3 млрд, он еще далек от насыщения (особенно если речь идет о товарах из средней и высокой ценовых категорий).
Ювелирные изделия выгодно не только продавать, но и производить. Разумеется, суммы, необходимые для открытия бизнеса в первом и втором случаях, будут существенно отличаться друг от друга, как и прибыль и рентабельность.
Материалы для ювелирного производства
Для производства современных украшений используется большое количество различных материалов: стекло, металл, пластик, недрагоценные камни, дерево и даже текстиль. Составляющие большинства украшений, продаваемых в нашей стране: пластик, чешское стекло, ювелирный шнур, бусины (в том числе самые дорогие варианты – шпильки и миллефиори), булавки и заколки, вощеные шнуры, бусины-хомуты, проволока, фетр и фетр, металлическая фурнитура, леска и др. самые распространенные пластиковые украшения. Пластик – это современный синтетический материал, которому с помощью специальных добавок придаются различные свойства. Он отлично окрашивается в массе, поэтому его цветовая гамма практически не ограничена. Кроме того, он относительно прочен, долговечен и недорог.
Чешское стекло используется для производства не только недорогой бижутерии, но и украшений. С применением различных добавок можно изготавливать стеклянные бусины разной степени прозрачности, блеска, разных цветов.
Ювелирный шнур – это основа для украшения (колье или браслета). Представляет собой переплетение большого количества тонких проводов, которые заключены в разноцветную пластиковую оболочку. Кроме того, в качестве основы может использоваться тонкая пластиковая леска, серебряная или золотая металлическая проволока или вощеный шнур – скрученная льняная веревка, пропитанная воском различной толщины и цвета. Войлок изготавливается путем осыпания пуха, а войлок из шерсти.
Последний материал более жесткий. И фетр, и фетр идут на изготовление шляп, сумок, брошей и подвесок.
В украшениях средней ценовой категории используются в основном стеклянные бусины, которые производятся в больших количествах на специализированных фабриках. А в более дорогих изделиях используются различные его разновидности. К ним относятся бусины лэмпворк, которые изготавливаются из венецианского стекла в процессе скручивания в высокотемпературных печах, и бусины миллефиори, которые изготавливаются из гладкого венецианского стекла с использованием стеклянной палочки. Такое производство очень трудоемко, так как осуществляется вручную, поэтому украшения с такими составляющими относительно дороги. Для закрепления бусинок используются булавки – гвоздики с несколькими точками. Элементы из камней (например, циркон), стразы и жемчуг крепятся к серьгам.
Наряду с ювелирной проволокой используются так называемые оправы – скрепляющие бусины, придающие форму изделию (что особенно актуально для браслетов и ожерелий). Как правило, металлическая фурнитура изготавливается из бронзы, латуни, меди и различных сплавов.
Конечно, производители ювелирных украшений обычно не производят все составляющие своей продукции, а закупают их у специализированных оптовых компаний Китая и Европы. Иногда фурнитура из латуни и стали проходит дополнительную обработку (матирование, чернение, золочение, серебро, медь или родирование в натуральном или состаренном виде) в зависимости от оригинального дизайна изделия. В высококачественной бижутерии, состоящей в основном из металлических деталей, используются специальные покрытия (золото, серебро или родий), препятствующие прямому контакту аллергенного металла с кожей человека. Драгоценный металл наносится на основу в основном двумя способами: напылением и гальваническим методом. Напыление придает изделиям красивый блеск и оттенок, но не создает прочного покрытия. Поэтому, такие изделия дешевле и менее долговечны. Гальванический метод позволяет наносить относительно большой слой покрытия, что гарантирует его прочность и долговечность.
В современной ювелирной бижутерии часто используется так называемое родиевое покрытие. Родий — драгоценный металл платиновой группы. Применяется в сплавах с платиной, применяется в качестве покрытия зеркальных поверхностей в приборах. По цене родий дороже платины, однако расход его в ювелирном производстве меньше, так как этот металл является самым твердым среди драгоценных металлов. Китайские производители часто используют токсичный никель для имитации родия, который является сильным аллергеном и его использование запрещено в странах Европы.
Иногда вместо родия для покрытия изделия используют другой драгоценный металл платиновой группы – палладий. Его получают из раствора платины и ее спутников (родия, иридия) при очистке.
Технология производства ювелирных изделий
Покупатели часто сравнивают цены на основные изделия из металла и камня со стоимостью золотых и серебряных украшений и часто удивляются их высокой стоимости. Эксперты объясняют высокую стоимость качественных украшений их дизайном и стилем. В создании украшения участвует большое количество людей, в том числе дизайнеры, стилисты, технологи и другие высокооплачиваемые специалисты. И даже несмотря на это, стоимость самых дорогих украшений все же ниже, чем у украшений аналогичного качества, но более простых на вид. Так как ювелирные изделия изготавливаются из недрагоценных металлов, производители могут не беспокоиться о сокращении отходов производства и могут реализовать любую дизайнерскую идею без существенного удорожания изделия.
Производство таких украшений включает в себя те же основные этапы, что и производство ювелирных изделий: огранка, литье и штамповка. Ручная полировка. Рассмотрим эти этапы более подробно. Как и при изготовлении ювелирных изделий из драгоценных металлов, технологические операции при производстве ювелирных изделий подразделяются на основные и отделочные. К основным из них относятся плавка, литье, штамповка, прокатка, отжиг, волочение проволоки, цепное плетение, обезжиривание, сварка, промывка и сушка. Операции отделки могут различаться в зависимости от типа и конструкции изделия. Например, если речь идет о цепях, то отделочные работы при их изготовлении состоят из скалывания, размягчения, прессования, резки, сборки или доводки.
Кольца шлифуют и полируют, матируют, покрывают различными составами и т.д. Плавка – это технологический процесс, при котором металлические слитки под действием высоких температур переводятся из твердого состояния в расплавленное. В современном производстве для этого используют индукционные печи непрерывного литья заготовок.
Литье – это технологический процесс формования изделия из жидкого сплава в специальную форму. В свою очередь, он состоит из нескольких операций. Сначала изготавливается мастер-модель из цельного металла с температурой плавления более 300 градусов по Цельсию. Получается чуть больше готового изделия, каким и должен быть результат с учетом усадки резиновой формы и отходов, которые образуются при шлифовке и полировке готового изделия. Затем изготавливается сама резиновая форма. Для этого потребуется мастер-модель, формованная сырая резина, вулканизационный пресс и металлический муфель. Затем изготавливается восковая модель. Для этого резиновая форма заполняется специальным расплавленным воском. После этого делается восковая елочка: Восковые модели припаивают к восковому литнику диаметром до 7 мм с помощью электропаяльника. С помощью этого «колышка» изготавливаются формочки. Елку помещают в колбу и заливают смесью из огнеупорного гипса. Затем воск вытапливают из колбы путем нагревания формы. На следующем этапе металл заливается в форму путем вращения формы или вакуумного отсоса. Наконец, отливки очищаются вручную или в ультразвуковой ванне и разбираются металл заливается в форму вращением формы или вакуумным отсосом. Наконец, отливки очищаются вручную или в ультразвуковой ванне и разбираются металл заливается в форму вращением формы или вакуумным отсосом. Наконец, отливки очищаются вручную или в ультразвуковой ванне и разбираются.
Для получения листов или профилированных изделий разной толщины применяют такую операцию, как прокатка или прокатка. При этом металл несколько раз проходит через вращающиеся валки прокатного стана. На этом оборудовании можно изготавливать пластину толщиной около 1 мм и тонкую проволоку круглого и квадратного сечения. Поскольку уменьшение диаметра изменяет структуру сплава, делая его хрупким, для восстановления прочности металла применяют отжиг. Эта процедура, состоящая в нагреве сплава до определенной температуры, выдержке его при этой температуре и охлаждении, применяется после каждого изменения диаметра полуфабриката. Для охлаждения продукт остается в муфельной пластине до полного остывания или вынимается и охлаждается до комнатной температуры.
После отжига пластины отправляются на штамповку, а прутки — на волочение. При штамповке материалы обрабатываются под давлением. Заготовка под штампом деформируется – гравированный узор вдавливается в форму штампа. Изделия сложной формы штампуют в несколько этапов, между которыми проводят отжиг для восстановления прочности металла.
Волочение – это процедура, при которой получается круглая проволока определенного диаметра (обычно менее 0,1 мм). Его протягивают через отверстия в плашках с равномерным натяжением. Матрицы смазываются смесью на масляной основе, поэтому проволока не перегревается и не ломается. В результате должно получиться изделие определенного диаметра, которое затем подвергается отжигу.
Плетеные цепочки и браслеты изготавливаются из проволоки, полученной в отдельном цеху плетения цепей. Существуют специальные станки, позволяющие производить изделия из различных тканей со скоростью до 500 звеньев в минуту. Длинная цепь с несваренными звеньями промывается, обезжиривается и подается на сварку. Для сварки концов цепи используется сварочный аппарат, который оснащен двумя барабанами. Длинная цепь на шпуле сначала обрабатывается специальным порошком, а затем помещается в сварочную печь. Раньше эта процедура производилась вручную, а сегодня умельцы используют ручной паяльник только для соединения отдельных мелких деталей.
Готовые изделия полируются до блеска, при необходимости проходят дополнительную очистку и упаковываются.
Ювелирный бизнес
Большинство европейских компаний, поставляющих бижутерию, размещают свое производство в Китае из-за низкой стоимости рабочей силы в этой стране. С одной стороны, это снижает себестоимость продукции, но приводит к ухудшению качества продукции. Жесткий контроль помогает держать качество на должном уровне, но полностью избежать проблем и трудностей вряд ли удастся. Однако организовывать собственное производство в нашей стране тоже не представляется целесообразным. Хотя в России эта ниша практически пуста. По данным «Финама», национальные продукты составляют менее 10% рынка. Кроме того, большую часть этих десяти процентов составляют мелкие полукустарные компании, уровень производства которых не отличается от дешевой китайской бижутерии по более высокой цене.
Эксперты считают, что даже при необходимых вложениях (а открытие полноценного ювелирного производства в России потребует более десятков миллионов рублей) такое производство не будет рентабельным. Гораздо выгоднее покупать готовые изделия китайских фабрик или производить украшения там же, но по собственным эскизам. В этом случае начать бизнес, по мнению опытных предпринимателей, вполне реально примерно с 500 тысяч рублей. Однако основная сложность заключается не в стартовом капитале, а в поиске талантливых дизайнеров и стилистов, способных «предвидеть» потребительский спрос и предложить именно то, что им нужно. И, конечно, то, как вы продвигаете свою продукцию, очень важно. Известность в фэшн-индустрии (и не только в ней) напрямую влияет на продажи.
Сысоева Лилия