*В расчетах использованы средние данные по России на момент написания. В каждой статье есть калькулятор прибыльности торговли, который позволит рассчитать ключевые показатели доходности, актуальные на сегодняшний день.
Существует два основных типа карандашей: гладкие и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет, в зависимости от твердости графита, серым цветом, от светлого до почти черного. Простые карандаши различаются по твердости грифеля, что обозначается буквами М (или В в английской версии) — soft, и T (или H) — hard. Обычный – твердый и мягкий карандаш маркируется буквами ТМ или НИ (иногда обозначается также буквой Ф). Этот знак наносится на корпус карандаша. Если карандаш никак не помечен, значит, он твердо-мягкий. Также есть различные виды цветных карандашей: классические цвета (односторонние и двусторонние), восковые, пастельные, акварельные и др
Хотя графитный карандаш в народе называют «простым», технология его производства значительно сложнее технологии изготовления цветных карандашей, так как, в отличие от последних, требует дополнительного обжига.
Грифель простых карандашей делается из белой глины – каолина и графита, а стержень цветных карандашей состоит из каолина с цветными пигментами. При этом сами пигменты могут быть как синтетическими, так и натуральными. Стилус, в состав которого входят натуральные компоненты, более удобен в использовании, обеспечивает гладкое нанесение, дает яркие насыщенные цвета, не выгорающие даже под прямыми солнечными лучами. В грифель акварельных карандашей добавляют специальные эмульсии, которые растворяются при контакте с водой, создавая ровный слой краски на бумаге, так называемый эффект акварели.
Грифели пастельных карандашей изготавливаются путем прессования натуральных пигментов и льняного масла. А в состав грифеля восковых карандашей в качестве вяжущего входит, как следует из названия, воск. Создает прочную фиксацию поводка, оставляет широкий маслянистый след и обеспечивает лучшее скольжение по бумаге.
Процесс производства карандашей с деревянной гильзой полностью автоматизирован и состоит из нескольких этапов: изготовление иглы, платы, соединение компонентов и обработка заготовок. В первую очередь из смеси глины и графита делают грифель будущих карандашей. Пропорции компонентов на этапе смешивания графита и глины определяют твердость будущего свинца. Чем больше графита будет добавлено в свинец, тем мягче будет его структура. Если в грифе преобладает каолин, карандаш будет тверже.
Глина предварительно очищается. Для этого сырье сначала измельчают в дробилках, затем смешивают с теплой водой в специальных мельницах. Разведенную в воде глину заливают жидким стеклом для удаления примесей – песка и т.п. Затем в глину добавляют графит, согласно рецепту, и связующее, которое вываривают из крахмала.
Основная масса должна находиться при определенной температуре и влажности. Малейшее отклонение от нормы приведет к порче сырья. Например, если смесь высохнет, она станет слишком твердой, что может повредить оборудование. Тщательно замешанное «тесто» из графита и глины попадает в шнековый пресс. Там он формуется посредством роликов с тремя разными зазорами. В результате этой процедуры масса измельчается, становится однородной, удаляются пузырьки воздуха и лишняя влага. Толщина теста при каждой переработке постепенно уменьшается – от 1 мм до 0,25 мм.
Затем тесто пропускают через матрицу с отверстиями, после чего оно становится так называемой «лапшой». Его формуют в цилиндры, из которых на прессе выдавливается стержень нужной длины и диаметра. Стержни должны быть сухими. Проводится в сушильных шкафах с непрерывным вращением в течение 15–16 часов. Влажность готового стержня не должна превышать 0,5%. После сушки прутки прокаливают в специальных тиглях в печи. В процессе обжига связующее вещество прожигает сердцевину, а спеченная глина образует каркас иглы.
Помимо доли глины, на степень твердости готового карандаша влияет также температура и продолжительность обжига, а также компоненты, входящие в состав так называемой жирующей ванночки. Обжиг свинца в зависимости от желаемой градации осуществляется при температуре от 800 до 1200 градусов по Цельсию. После варки прутья помещают в специальную жировую ванну. В результате этой операции поры, образовавшиеся в графите после обжига связующего, заполняются жиром, стеарином или воском под давлением при определенной температуре.
Иногда в качестве сырья могут использоваться пищевые и кондитерские жиры, а также дополнительные связующие вещества (например, на основе крахмала). Выбор вещества для смазки зависит от твердости стержня. Например, кондитерский жир используется для мягких карандашей, а воск — для твердого. Стеарин для жирования применяют для изготовления лидов промежуточной твердости (например, жестко-мягких). Стержни большого диаметра изготавливаются на вертикальных кладочных прессах.
Грифели цветных карандашей делаются несколько иначе. Они включают пигменты, наполнители, связующие и жирообразующие вещества. Глина (каолин) является основным сырьем. В него добавляют пигменты, вяжущие и, в некоторых случаях, жировые добавки. У каждого производителя есть свой рецепт изготовления кабелей, который держится в строжайшем секрете. Многие фабрики используют другие добавки, включая красители, натуральные наполнители, воски и связующие вещества на основе целлюлозы.
После смешивания всех компонентов смесь прессуют с помощью пресса, получая на выходе стержни нужного диаметра. Их нарезают на куски заданной длины, а затем сушат при комнатной температуре. Как мы упоминали ранее, закаляются только графитовые стержни. Стержни цветных карандашей не подвергаются термической обработке, так как под воздействием высоких температур цветные пигменты разрушаются (если речь идет о компонентах природного происхождения) или значительно меняют цвет (это касается, в первую очередь, неорганических компонентов).
На этапе добавления жира, который дает цветной след и удерживает окрашенные частицы на бумаге, можно использовать две разные технологии: так называемую холодную или горячую «подготовку». При холодном заваривании жир добавляется в смесь в процессе смешивания компонентов. Как правило, эта технология используется при производстве недорогих карандашей среднего качества, грифель которых состоит из органических пигментов, которым, в свою очередь, противопоказаны высокие температуры.
Горячая подготовка осуществляется сразу после сушки стержней. В результате этой процедуры тросы смачиваются горячей смазкой. Этот метод используется при производстве качественных художественных карандашей (особенно акварельных). Состав такой ванны — один из главных коммерческих секретов фабрики, но в любом случае она содержит высококачественные органические жиры (например, кокосовое или подсолнечное масло).
Все цветные карандаши условно делятся на школьные (качественные, бюджетные и дешевые) и художественные. Последние отличаются высочайшим качеством и обладают хорошими красящими свойствами. Но в любом случае, независимо от ценовой категории, карандашные палочки, как простые, так и цветные, должны пройти несколько этапов контроля качества, если, конечно, компания-производитель заботится о своей репутации.
Одновременно с производством стержней выпускаются и пеналы. Корпус карандаша изготовлен из различных пород деревьев, что определяет качество готового изделия. Так, например, низкокачественной считается древесина ольхи и тополя. Для достижения удовлетворительного качества кузова этот материал требует дорогостоящей обработки, которую не могут себе позволить мелкие производители, выбирающие такую древесину. Липа считается удовлетворительной по качеству. Чаще всего используется для производства недорогих школьных карандашей. Древесина сосны, джелутонга и кедра (сибирского и калифорнийского) считается высококачественной, дорогой и используется для изготовления специальных художественных карандашей.
Процесс изготовления деревянного пенала состоит из нескольких этапов. В первую очередь вам понадобятся подготовленные деревянные бруски. Дорисовывают по будущим карандашам с припусками на механическую обработку и усадку. Заготовки из дерева разрезают на отдельные доски на многопильном станке и пропитывают парафином в автоклавах для улучшения механических свойств готового изделия. Толщина каждой планки составляет половину толщины готового изделия. При обработке паром с досок удаляются смолы, а древесина приобретает светло-коричневый цвет с розовым оттенком.
После этого доски сушат в «ямах», где их сгибают на станке. Используемый метод размещения позволяет увеличить площадь доски, контактирующей с горячим паром. С одной стороны, это оптимизирует производственный процесс, а с другой — позволяет максимально удалить влагу из сырья. «Колодцы» перемещаются в сушильные камеры, где остаются на 72 часа. Затем доски вынимают и сортируют. При сортировке удаляются брак (расколотые куски, неправильно распиленные доски и т.п.). Плиты, пропитанные различными составами и высушенные, классифицируют и калибруют по размерам.
На каждой плате делают прорези или прорези для стилуса, а затем равномерно наносят клей ПВА. После этого карандаш собирается: в одну из двух дощечек вставляется грифель, а затем накрывается второй доской. При этом сам стержень не приклеивается к доске, а держится за счет натяжения «скорлупы».
Так как диаметр стержня немного больше диаметра паза, большое значение имеет правильное обжатие доски в специальном приспособлении – струбцине, куда приклеиваются карандаши. По технологии производства для карандашей определенного размера и типа используется разное давление прессования. Отклонение от рекомендуемых показателей приводит к большому количеству отказов – карандаши просто ломаются под давлением.
Полученные блоки поступают на шлифовальную линию, где ножами разделяются на карандаши. Тип ножа определяет форму будущего карандаша: граненый, овальный или круглый. Почти готовые карандаши затем отправляются на сортировку на конвейерной ленте. Сортировщики проверяют каждый карандаш, выявляя и конфискуя бракованные изделия.
Заготовки, полученные в результате опрессовки, вырезают по карандашу, выравнивают, ошкуривают, грунтуют и покрывают лакокрасочными материалами. Поверхность карандаша вскрывают краской и лаком методом прорисовки (выдавливания), а его концы – окунанием. В первом случае карандаш проводят по грунтовке. Сначала он движется в одном направлении при нанесении лака или краски, а затем на другом конце конвейера разворачивается и возвращается обратно. Это помогает создать ровное покрытие.
Карандаши темного цвета покрываются краской не менее пяти слоев, а лаком – четырьмя. В светлых тонах карандаш окрашивается не менее чем семью слоями краски и четырьмя лаками. Но в идеале, чтобы поверхность карандаша была ровной, без пятен и «заусенцев», общее количество слоев лака должно быть не менее семи-восьми (чем больше слоев, тем дороже готовое изделие). Максимальное количество слоев — 18.
Так называемая окунающая машина используется для окрашивания кончиков карандашей. С их помощью рамка с карандашами аккуратно опускается в емкость с краской. Но в некоторых случаях не требуется ни краски, ни лака. Например, карандаши с корпусом из кедра поступают в продажу без дополнительной обработки древесины. Сама текстура дерева считается довольно красивой и не требует ни покраски, ни покрытия лаком. Обозначение твердости грифеля наносится на карандаш методом горячего тиснения цветной фольгированной лентой.
Карандаши продаются двух видов: заостренные и тупые. Продукция первого типа упаковывается в коробки исключительно вручную, а второго – вручную и с помощью специального автоматического и полуавтоматического оборудования. На полуавтомате можно упаковать около 15 тысяч карандашей за смену, на автомате — более чем в десять раз больше. Машины упаковывают коробки по шесть или двенадцать карандашей в каждой. Производительность машины для упаковки карандашей в среднем составляет 350–550 упаковок в час.
Поэтому на качество, а соответственно и на стоимость готового изделия влияет точное соблюдение технологического процесса при производстве иглы и корпуса и при сборке. Стержень карандаша должен располагаться строго по центру корпуса. Если будет нарушена центровка карандаша, то его заточка будет резать его неравномерно, и рисовать таким карандашом будет невозможно.
При заточке карандаша также важен тип используемой древесины. Некачественный материал крошится, а древесина липы, сосны или кедра дает ровную чистую стружку при заточке изделия. Большое значение имеет качественная двойная склейка иглы. Предохраняет стержень от деформации внутри кожуха. Такой карандаш не боится падения даже с большой высоты. «Правило восьми слоев» обеспечивает не только эстетичный вид изделия из ольхи, липы или тополя, но и защищает от заноз. И, конечно же, особое значение имеет безопасность используемых в производстве материалов, от дерева до лакокрасочных материалов. В частности, для производства карандашей используется только безопасный лак на водной основе.
Общая стоимость оборудования, необходимого для производства карандашей и цветных карандашей, начинается от 2,5 млн рублей. Именно столько будет стоить самая дешевая б/у линия (скорее всего, в неполной комплектации). Добавьте к этому расходы на аренду производственных помещений (не менее 50 квадратных метров для небольшого производства), оплату коммунальных услуг и зарплату сотрудников.
Сушилка для стержней, смеситель, стержневая дробилка, карандашный штамп. Конечно, точное количество и типы специалистов
Готовая продукция реализуется, как правило, через оптовые компании. Выпускаемые партии карандашей настолько велики, что производителям нецелесообразно работать напрямую с торговыми сетями.
Трудно назвать точный срок окупаемости бизнеса по производству карандашей. В первую очередь они зависят от объема производства и первоначального начального капитала. Кроме того, в первое время, скорее всего, вся прибыль будет вкладываться в продвижение своей продукции на рынке, так как конкуренция между производителями карандашей и цветных карандашей очень высока (особенно среди западных производителей, с учетом того, что отечественные фабрики не могут еще конкурировать в плане качества своих продуктов) свои продукты). Минимальный срок окупаемости, по некоторым данным, 2–3 года (для малого бизнеса).
Лилия сысоева
(с) www.openbusiness.ru – портал бизнес-планов и руководств