*В расчетах использованы средние данные по России на момент написания. В каждой статье есть калькулятор прибыльности торговли, который позволит рассчитать ключевые показатели доходности, актуальные на сегодняшний день.
Можно назвать удивительным, что школьных автобусов в России практически нет. Тем не менее, это вполне удобный вид транспорта для организованного подвоза школьников на занятия. Но бюджет большинства учебных заведений не позволяет содержать достаточно дорогой автомобиль, а власти вообще не стремятся развивать это направление.
В этом смысле школьники вынуждены добираться до школы любым удобным для них способом, от поездки на автомобиле родителей до поездки на общественном транспорте или даже пешком. В больших городах родители всегда рискуют, отправляя детей в школу одни, поэтому вождение специального автобуса может показаться довольно прибыльным предприятием.
Однако этот вид бизнеса связан со многими сложностями и особенностями. В любом случае, с экономической точки зрения содержание маршрутки гораздо выгоднее содержания школьного автобуса, поэтому предприниматели не спешат заниматься таким бизнесом. Но для тех, кто хочет совместить прибыль с общественно значимым делом, запуск собственного школьного автобуса может стать удачным предприятием.
В таком бизнесе есть множество вариантов построения собственной концепции его ведения. Однако на данный момент этот вид деятельности подпадает под определение грузовых пассажирских перевозок. В связи с этим, чтобы начать собственное дело, необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта хозяйствования. Регистрация осуществляется в местном отделении налогового органа, оптимально выбрать форму юридического лица, а для пользования УСН рекомендуется выбрать общество с ограниченной ответственностью (ООО). Это позволит передавать государству не более 6 процентов выручки или 15 процентов операционной прибыли. Также необходимо правильно указать код ОКВЭД, а наиболее целесообразно оказание услуг школьного автобуса (ОКПД 2) 49.
Как только вопрос с регистрацией будет решен, можно переходить к получению лицензии на перевозку пассажиров. Выдается предпринимателям, которые занимаются грузоперевозками на транспортных средствах вместимостью более 8 человек. Если вы планируете осуществлять перевозки на транспортных средствах, которые в силу своих технических характеристик не могут перевозить одновременно более восьми человек, лицензия не потребуется. Данная лицензия выдается местным отделением Ространснадзора, она не распространяется на пассажирские перевозки в городском, пригородном или междугородном сообщении. Для рассмотрения заявления о выдаче лицензии в лицензирующие органы направляется пакет документов и квитанция об уплате пошлины, которая составляет 6 тысяч рублей.
Вы можете значительно упростить себе задачу, обратившись в компанию, специализирующуюся на получении лицензий. Это вряд ли сократит время обработки заявки (а оно составляет до 45 дней), но у этого брокера точно есть налаженные связи с этими государственными органами. Конечно, такая компания потребует за свои услуги немалых денег, но поможет предпринимателю значительно сэкономить нервы и время. По закону лицензию на перевозку могут получить индивидуальные предприниматели, но в случае с юридической фирмой лицензирующий орган будет более понимающим. Перечень документов, необходимых для подачи в лицензирующий орган:
-
Свидетельство о государственной регистрации;
-
Свидетельство о постановке на налоговый учет;
-
Письмо;
-
Устав корпорации;
-
Решение о создании общества.
-
Выписка из ЕГРЮЛ;
-
Письмо Росстата;
-
Паспорт транспортного средства и техпаспорт;
-
Сертификаты «Безопасность дорожного движения» и «Профессиональная компетентность» на ответственное лицо в организации;
-
Договор аренды паркинга или документы на право собственности на помещение и землю;
-
Договор на оказание медицинской помощи с организацией, имеющей медицинскую лицензию с видом работ типа «Предрейсовые медицинские осмотры водителей» с копией медицинской лицензии этой организации;
-
Водительское удостоверение (должно быть категории «D»);
-
Трудовые книжки водителей;
-
Справка о состоянии здоровья для водителей;
-
Талон технического осмотра/диагностическая карта;
-
Договор аренды автомобиля или право собственности.
Последним нововведением является необходимость Страхования ответственности пассажиров перевозчика (ОСГПП). На данный момент расчет данной страховки осуществляется по очень сложной тарифной сетке. Поэтому назвать точную стоимость этого вида страхования достаточно сложно. Это связано с принятием Постановления Правительства РФ № 1484 от 30 декабря 2012 г. При расчете страховки учитываются многие факторы, такие как: количество ежедневных рейсов, продолжительность маршрут, количество ожидаемых пассажиров… Кроме того, нельзя забывать о страховании гражданской ответственности (ОСАГО) и, возможно, КАСКО. Второе актуально, если автобусы приобретаются в кредит или лизинг, поскольку кредитная организация не желает рисковать заложенным имуществом. Следует отметить, что ОСГПП страхует только ответственность перед пассажирами, но не перед другими участниками дорожного движения. Вы можете возместить собственный ущерб в случае аварии по своей вине, только если у вас есть необязательный договор КАСКО.
Следует отметить, что перевозка школьников автобусом может осуществляться не только в пределах одного города, но и в междугороднем сообщении (например, между несколькими небольшими населенными пунктами или при перевозке детей, которые учатся в крупном городе, но проживают в городах-спутниках или на периферии). В этом случае процесс перевозки значительно усложняется, так как для перевозки детей в междугороднем сообщении требуется специальное разрешение, наличие в транспортных средствах дежурной медицинской бригады, сопровождение автобуса полицейской машиной трафика. Кроме того, в автобусе должен быть ответственный человек, который организует перевозку группы детей.
Однако в большинстве случаев школьный автобус занимается перевозкой только в одном городе, и сам предприниматель, вероятно, откажется от идеи перевозки детей между городами, ведь условия, налагаемые законодательством, сильно ограничивают эту возможность. Однако вам нужно будет перевозить детей в специально оборудованных транспортных средствах. Как уже отмечалось, лучше использовать автомобили с 8 и более сидячими местами, то есть для этой цели подходят полноценные автобусы, а не маршрутки. Однако, если вам нужно работать только с небольшим количеством школьников, микроавтобус может стать хорошей альтернативой полноразмерным автобусам. Ведь стоимость такой машины намного меньше, она проще в управлении и намного дешевле в обслуживании.
Особые требования предъявляются и к техническому оснащению автомобиля. Прежде всего, конструкция автобуса должна соответствовать техническому регламенту на пассажирские перевозки, не говоря уже о том, что автомобиль должен пройти плановый технический осмотр и быть допущенным к участию в дорожном движении. Автобусу не должно быть больше 10 лет, поэтому покупать списанные или почти неисправные автомобили, как это делают многие автотранспортные компании, и выпускать развалившиеся автобусы на линию в качестве общественного транспорта не получится. Если в процессе своей деятельности та или иная машина устареет, то ее придется использовать для каких-либо других перевозок или даже продать. Согласно действующему законодательству, все транспортные средства должны быть оборудованы спутниковыми навигаторами (ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS) и тахографами.
Далее необходимо найти квалифицированных водителей, имеющих права категории «D» и имеющих стаж не менее 1 года. Водители должны предъявить медицинскую справку, позволяющую работать водителем пассажирского транспорта. Кроме того, автомобили оснащены различными огнетушителями и аптечками. В автобусе всегда должна быть чистая вода, каждое сиденье оборудовано ремнями безопасности, а ответственный должен иметь возможность передвигаться по автобусу, и поездка для него всегда свободна. Вам придется найти этого человека самостоятельно или договориться со школами о предоставлении работника на эту должность. Следует отметить, что если автобусы движутся в колонне более трех машин, то, как и в междугороднем сообщении.
Автомобили должны периодически проходить технический осмотр, а для этого необходимо иметь собственную стоянку с СТО или заключать договор со сторонней организацией на плановый осмотр и техническое обслуживание автомобилей. Чтобы получить такую возможность, лучше всего обращаться в автотранспортные компании. В АТП вы можете рассчитывать на то, что сотрудники этой компании помогут с обслуживанием и окажут услуги связи с автобусом. АТП также имеет связи с Ространснадзором и поэтому может помочь в оформлении и подтверждении маршрута школьного автобуса. Этот момент можно назвать одним из самых сложных в организации бизнеса, так как для этого необходимо согласовать график и маршрут не только с учебными заведениями, но и с государственными органами. Чтобы автобус двигался по специально выделенной полосе, также необходимо получить соответствующие разрешения и согласования в управлении Ространснадзора. Если этого не сделать, школьный автобус будет двигаться вместе с другим транспортом, простаивая в пробках. Далее следуют опоздания на уроки и недовольство потребителей, которыми являются родители учеников школьный автобус будет двигаться вместе с другим транспортом, при этом простаивая в пробках. Далее следуют опоздания на уроки и недовольство потребителей, которыми являются родители учеников школьный автобус будет двигаться вместе с другим транспортом, при этом простаивая в пробках. Далее следуют опоздания на уроки и недовольство потребителей, которыми являются родители учеников.
Немалая сложность заключается в том, что маршрут необходимо согласовывать не только с государственными службами, но и с учебными заведениями и родителями учащихся. Одной машины вряд ли будет достаточно, и для этого потребуется закупить несколько автобусов, способных перевозить учеников разных возрастных групп, у которых занятия начинаются в разное время, и которые приезжают в школу из разных концов города. Требуется много времени, чтобы маршрут был действительно комфортным для всех участников, чтобы не было задержек, чтобы можно было проводить детей до остановки до и после похода в школу. В этом случае можно работать, ориентируясь либо на школу, либо на родителей учеников.
У этого вида бизнеса есть перспектива государственной помощи, но рассчитывать на нее не стоит, поскольку сами коммунальные службы могут предложить бесплатные школьные автобусы. В связи с этим перед началом деятельности необходимо найти школы, заинтересованные в автобусе, администрация образовательного учреждения будет самостоятельно заниматься поиском детей и их родителей, готовых воспользоваться услугами коммерческого школьного автобуса, что значительно упростит работа предпринимателя. Только после того, как все вопросы с администрацией и родителями будут решены, можно приступать к согласованию маршрута с Ространснадзором. При этом движение школьного автобуса не должно мешать движению общественного транспорта.
В настоящее время автобус можно купить как за относительно небольшую цену (около 700–800 тысяч рублей), так и за весьма значительную сумму (более двух миллионов рублей). Так как возраст транспортного средства не должен превышать 10 лет, вам нужно будет покупать автобусы не самой низкой ценовой категории. Автобусы российского производства хорошего качества, поэтому лучше покупать иномарки. Стоит также учитывать стоимость автобусного сообщения.
Стоит подумать о том, чем будут заниматься водители во время студенческих занятий, ведь в их обязанности входит не только развозка школьников до учебных заведений, но и обратный путь по тому же маршруту после школы. Получается, что автобус будет простаивать несколько часов и это экономически нецелесообразно. Как вариант, вы можете рассмотреть вашу доставку в это время как общественный транспорт, но тогда могут быть сложности с предоставлением автобуса в конкретное время. Если есть возможность, можно найти несколько школ или других учебных заведений, которые проводят занятия в разное время, и не забывайте, что во многих школах дети учатся в несколько смен.
В некоторых элитных лицеях и гимназиях услуги школьного автобуса включены в стоимость обучения, но не все учебные заведения хотят иметь собственный парк автобусов. Поэтому вы можете предложить свои услуги недавно открывшимся платным школам, и в этом случае вам не придется искать клиентов среди родителей, а сама школа будет платить строго фиксированную сумму, а водитель будет ездить по согласованному маршруту. Так как подобным бизнесом практически никто не занимается, определить приемлемую стоимость услуг достаточно сложно. Понятно, что в больших городах коммерческий школьный автобус будет намного дороже, чем аналогичный в маленьких поселках и городах. Но в любом случае не рекомендуется устанавливать слишком высокую стоимость, т.к богатые родители.
Услугами школьных автобусов будут пользоваться в первую очередь семьи среднего класса, и эта услуга наиболее актуальна для родителей младших школьников. Из всей школы не будет и половины учеников, которые будут ездить на автобусе, но даже две-три сотни человек дадут возможность вести очень прибыльный и высокодоходный бизнес. С развитием бизнеса одну школу будут обслуживать несколько автобусов, но для начала достаточно двух-трех автомобилей на две-три школы. Это значительно сократит инвестиции.
Этот вид предпринимательства можно отнести к общественно полезным и значимым мероприятиям. Для начала потребуется несколько миллионов рублей, в зависимости от количества автомобилей. Конкуренция на этом рынке практически отсутствует, что позволяет предпринимателю устанавливать максимально выгодную цену на свои услуги.
Коммерческий школьный автобус — это новое и необычное явление, которое большая часть населения поначалу будет бояться использовать. При этом небольшое количество потребителей поначалу быстро сменится постоянно растущим спросом на эту услугу.
Работая в крупном городе, вы можете рассчитывать на кооперацию достаточно большого количества учебных заведений, при этом даже появившиеся конкуренты будут занимать другие школы в других районах, допуская сосуществование различных компаний. Однако бизнес сложен, поскольку имеет множество ограничений и проверок, а также требует получения множества разрешений и лицензий и согласования действий со многими органами.