Свой бизнес: школьный автобус

Свой бизнес: школьный автобус

*В рас­че­тах исполь­зо­ва­ны сред­ние дан­ные по Рос­сии на момент напи­са­ния. В каж­дой ста­тье есть каль­ку­ля­тор при­быль­но­сти тор­гов­ли, кото­рый поз­во­лит рас­счи­тать клю­че­вые пока­за­те­ли доход­но­сти, акту­аль­ные на сего­дняш­ний день.

Мож­но назвать уди­ви­тель­ным, что школь­ных авто­бу­сов в Рос­сии прак­ти­че­ски нет. Тем не менее, это вполне удоб­ный вид транс­пор­та для орга­ни­зо­ван­но­го под­во­за школь­ни­ков на заня­тия. Но бюд­жет боль­шин­ства учеб­ных заве­де­ний не поз­во­ля­ет содер­жать доста­точ­но доро­гой авто­мо­биль, а вла­сти вооб­ще не стре­мят­ся раз­ви­вать это направление. 

В этом смыс­ле школь­ни­ки вынуж­де­ны доби­рать­ся до шко­лы любым удоб­ным для них спо­со­бом, от поезд­ки на авто­мо­би­ле роди­те­лей до поезд­ки на обще­ствен­ном транс­пор­те или даже пеш­ком. В боль­ших горо­дах роди­те­ли все­гда риску­ют, отправ­ляя детей в шко­лу одни, поэто­му вожде­ние спе­ци­аль­но­го авто­бу­са может пока­зать­ся доволь­но при­быль­ным предприятием. 

Одна­ко этот вид биз­не­са свя­зан со мно­ги­ми слож­но­стя­ми и осо­бен­но­стя­ми. В любом слу­чае, с эко­но­ми­че­ской точ­ки зре­ния содер­жа­ние марш­рут­ки гораз­до выгод­нее содер­жа­ния школь­но­го авто­бу­са, поэто­му пред­при­ни­ма­те­ли не спе­шат зани­мать­ся таким биз­не­сом. Но для тех, кто хочет сов­ме­стить при­быль с обще­ствен­но зна­чи­мым делом, запуск соб­ствен­но­го школь­но­го авто­бу­са может стать удач­ным предприятием. 

В таком биз­не­се есть мно­же­ство вари­ан­тов постро­е­ния соб­ствен­ной кон­цеп­ции его веде­ния. Одна­ко на дан­ный момент этот вид дея­тель­но­сти под­па­да­ет под опре­де­ле­ние гру­зо­вых пас­са­жир­ских пере­во­зок. В свя­зи с этим, что­бы начать соб­ствен­ное дело, необ­хо­ди­мо заре­ги­стри­ро­вать­ся в каче­стве субъ­ек­та хозяй­ство­ва­ния. Реги­стра­ция осу­ществ­ля­ет­ся в мест­ном отде­ле­нии нало­го­во­го орга­на, опти­маль­но выбрать фор­му юри­ди­че­ско­го лица, а для поль­зо­ва­ния УСН реко­мен­ду­ет­ся выбрать обще­ство с огра­ни­чен­ной ответ­ствен­но­стью (ООО). Это поз­во­лит пере­да­вать госу­дар­ству не более 6 про­цен­тов выруч­ки или 15 про­цен­тов опе­ра­ци­он­ной при­бы­ли. Так­же необ­хо­ди­мо пра­виль­но ука­зать код ОКВЭД, а наи­бо­лее целе­со­об­раз­но ока­за­ние услуг школь­но­го авто­бу­са (ОКПД 2) 49. 

Как толь­ко вопрос с реги­стра­ци­ей будет решен, мож­но пере­хо­дить к полу­че­нию лицен­зии на пере­воз­ку пас­са­жи­ров. Выда­ет­ся пред­при­ни­ма­те­лям, кото­рые зани­ма­ют­ся гру­зо­пе­ре­воз­ка­ми на транс­порт­ных сред­ствах вме­сти­мо­стью более 8 чело­век. Если вы пла­ни­ру­е­те осу­ществ­лять пере­воз­ки на транс­порт­ных сред­ствах, кото­рые в силу сво­их тех­ни­че­ских харак­те­ри­стик не могут пере­во­зить одно­вре­мен­но более вось­ми чело­век, лицен­зия не потре­бу­ет­ся. Дан­ная лицен­зия выда­ет­ся мест­ным отде­ле­ни­ем Ространс­над­зо­ра, она не рас­про­стра­ня­ет­ся на пас­са­жир­ские пере­воз­ки в город­ском, при­го­род­ном или меж­ду­го­род­ном сооб­ще­нии. Для рас­смот­ре­ния заяв­ле­ния о выда­че лицен­зии в лицен­зи­ру­ю­щие орга­ны направ­ля­ет­ся пакет доку­мен­тов и кви­тан­ция об упла­те пошли­ны, кото­рая состав­ля­ет 6 тысяч рублей. 

Вы може­те зна­чи­тель­но упро­стить себе зада­чу, обра­тив­шись в ком­па­нию, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щу­ю­ся на полу­че­нии лицен­зий. Это вряд ли сокра­тит вре­мя обра­бот­ки заяв­ки (а оно состав­ля­ет до 45 дней), но у это­го бро­ке­ра точ­но есть нала­жен­ные свя­зи с эти­ми госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми. Конеч­но, такая ком­па­ния потре­бу­ет за свои услу­ги нема­лых денег, но помо­жет пред­при­ни­ма­те­лю зна­чи­тель­но сэко­но­мить нер­вы и вре­мя. По зако­ну лицен­зию на пере­воз­ку могут полу­чить инди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, но в слу­чае с юри­ди­че­ской фир­мой лицен­зи­ру­ю­щий орган будет более пони­ма­ю­щим. Пере­чень доку­мен­тов, необ­хо­ди­мых для пода­чи в лицен­зи­ру­ю­щий орган: 

  • Сви­де­тель­ство о госу­дар­ствен­ной регистрации; 

  • Сви­де­тель­ство о поста­нов­ке на нало­го­вый учет; 

  • Письмо; 

  • Устав корпорации; 

  • Реше­ние о созда­нии общества. 

  • Выпис­ка из ЕГРЮЛ; 

  • Пись­мо Росстата; 

  • Пас­порт транс­порт­но­го сред­ства и техпаспорт; 

  • Сер­ти­фи­ка­ты «Без­опас­ность дорож­но­го дви­же­ния» и «Про­фес­си­о­наль­ная ком­пе­тент­ность» на ответ­ствен­ное лицо в организации; 

  • Дого­вор арен­ды пар­кин­га или доку­мен­ты на пра­во соб­ствен­но­сти на поме­ще­ние и землю; 

  • Дого­вор на ока­за­ние меди­цин­ской помо­щи с орга­ни­за­ци­ей, име­ю­щей меди­цин­скую лицен­зию с видом работ типа «Пред­рей­со­вые меди­цин­ские осмот­ры води­те­лей» с копи­ей меди­цин­ской лицен­зии этой организации; 

  • Води­тель­ское удо­сто­ве­ре­ние (долж­но быть кате­го­рии «D»);

  • Тру­до­вые книж­ки водителей; 

  • Справ­ка о состо­я­нии здо­ро­вья для водителей; 

  • Талон тех­ни­че­ско­го осмотра/диагностическая карта; 

  • Дого­вор арен­ды авто­мо­би­ля или пра­во собственности. 

Послед­ним ново­вве­де­ни­ем явля­ет­ся необ­хо­ди­мость Стра­хо­ва­ния ответ­ствен­но­сти пас­са­жи­ров пере­воз­чи­ка (ОСГПП). На дан­ный момент рас­чет дан­ной стра­хов­ки осу­ществ­ля­ет­ся по очень слож­ной тариф­ной сет­ке. Поэто­му назвать точ­ную сто­и­мость это­го вида стра­хо­ва­ния доста­точ­но слож­но. Это свя­за­но с при­ня­ти­ем Поста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ № 1484 от 30 декаб­ря 2012 г. При рас­че­те стра­хов­ки учи­ты­ва­ют­ся мно­гие фак­то­ры, такие как: коли­че­ство еже­днев­ных рей­сов, про­дол­жи­тель­ность марш­рут, коли­че­ство ожи­да­е­мых пас­са­жи­ров… Кро­ме того, нель­зя забы­вать о стра­хо­ва­нии граж­дан­ской ответ­ствен­но­сти (ОСАГО) и, воз­мож­но, КАСКО. Вто­рое акту­аль­но, если авто­бу­сы при­об­ре­та­ют­ся в кре­дит или лизинг, посколь­ку кре­дит­ная орга­ни­за­ция не жела­ет рис­ко­вать зало­жен­ным иму­ще­ством. Сле­ду­ет отме­тить, что ОСГПП страху­ет толь­ко ответ­ствен­ность перед пас­са­жи­ра­ми, но не перед дру­ги­ми участ­ни­ка­ми дорож­но­го дви­же­ния. Вы може­те воз­ме­стить соб­ствен­ный ущерб в слу­чае ава­рии по сво­ей вине, толь­ко если у вас есть необя­за­тель­ный дого­вор КАСКО. 

Сле­ду­ет отме­тить, что пере­воз­ка школь­ни­ков авто­бу­сом может осу­ществ­лять­ся не толь­ко в пре­де­лах одно­го горо­да, но и в меж­ду­го­род­нем сооб­ще­нии (напри­мер, меж­ду несколь­ки­ми неболь­ши­ми насе­лен­ны­ми пунк­та­ми или при пере­воз­ке детей, кото­рые учат­ся в круп­ном горо­де, но про­жи­ва­ют в горо­дах-спут­ни­ках или на пери­фе­рии). В этом слу­чае про­цесс пере­воз­ки зна­чи­тель­но услож­ня­ет­ся, так как для пере­воз­ки детей в меж­ду­го­род­нем сооб­ще­нии тре­бу­ет­ся спе­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние, нали­чие в транс­порт­ных сред­ствах дежур­ной меди­цин­ской бри­га­ды, сопро­вож­де­ние авто­бу­са поли­цей­ской маши­ной тра­фи­ка. Кро­ме того, в авто­бу­се дол­жен быть ответ­ствен­ный чело­век, кото­рый орга­ни­зу­ет пере­воз­ку груп­пы детей. 

Одна­ко в боль­шин­стве слу­ча­ев школь­ный авто­бус зани­ма­ет­ся пере­воз­кой толь­ко в одном горо­де, и сам пред­при­ни­ма­тель, веро­ят­но, отка­жет­ся от идеи пере­воз­ки детей меж­ду горо­да­ми, ведь усло­вия, нала­га­е­мые зако­но­да­тель­ством, силь­но огра­ни­чи­ва­ют эту воз­мож­ность. Одна­ко вам нуж­но будет пере­во­зить детей в спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ных транс­порт­ных сред­ствах. Как уже отме­ча­лось, луч­ше исполь­зо­вать авто­мо­би­ли с 8 и более сидя­чи­ми места­ми, то есть для этой цели под­хо­дят пол­но­цен­ные авто­бу­сы, а не марш­рут­ки. Одна­ко, если вам нуж­но рабо­тать толь­ко с неболь­шим коли­че­ством школь­ни­ков, мик­ро­ав­то­бус может стать хоро­шей аль­тер­на­ти­вой пол­но­раз­мер­ным авто­бу­сам. Ведь сто­и­мость такой маши­ны намно­го мень­ше, она про­ще в управ­ле­нии и намно­го дешев­ле в обслуживании. 

Осо­бые тре­бо­ва­ния предъ­яв­ля­ют­ся и к тех­ни­че­ско­му осна­ще­нию авто­мо­би­ля. Преж­де все­го, кон­струк­ция авто­бу­са долж­на соот­вет­ство­вать тех­ни­че­ско­му регла­мен­ту на пас­са­жир­ские пере­воз­ки, не гово­ря уже о том, что авто­мо­биль дол­жен прой­ти пла­но­вый тех­ни­че­ский осмотр и быть допу­щен­ным к уча­стию в дорож­ном дви­же­нии. Авто­бу­су не долж­но быть боль­ше 10 лет, поэто­му поку­пать спи­сан­ные или почти неис­прав­ные авто­мо­би­ли, как это дела­ют мно­гие авто­транс­порт­ные ком­па­нии, и выпус­кать раз­ва­лив­ши­е­ся авто­бу­сы на линию в каче­стве обще­ствен­но­го транс­пор­та не полу­чит­ся. Если в про­цес­се сво­ей дея­тель­но­сти та или иная маши­на уста­ре­ет, то ее при­дет­ся исполь­зо­вать для каких-либо дру­гих пере­во­зок или даже про­дать. Соглас­но дей­ству­ю­ще­му зако­но­да­тель­ству, все транс­порт­ные сред­ства долж­ны быть обо­ру­до­ва­ны спут­ни­ко­вы­ми нави­га­то­ра­ми (ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS) и тахографами. 

Далее необ­хо­ди­мо най­ти ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных води­те­лей, име­ю­щих пра­ва кате­го­рии «D» и име­ю­щих стаж не менее 1 года. Води­те­ли долж­ны предъ­явить меди­цин­скую справ­ку, поз­во­ля­ю­щую рабо­тать води­те­лем пас­са­жир­ско­го транс­пор­та. Кро­ме того, авто­мо­би­ли осна­ще­ны раз­лич­ны­ми огне­ту­ши­те­ля­ми и аптеч­ка­ми. В авто­бу­се все­гда долж­на быть чистая вода, каж­дое сиде­нье обо­ру­до­ва­но рем­ня­ми без­опас­но­сти, а ответ­ствен­ный дол­жен иметь воз­мож­ность пере­дви­гать­ся по авто­бу­су, и поезд­ка для него все­гда сво­бод­на. Вам при­дет­ся най­ти это­го чело­ве­ка само­сто­я­тель­но или дого­во­рить­ся со шко­ла­ми о предо­став­ле­нии работ­ни­ка на эту долж­ность. Сле­ду­ет отме­тить, что если авто­бу­сы дви­жут­ся в колонне более трех машин, то, как и в меж­ду­го­род­нем сообщении. 

Авто­мо­би­ли долж­ны пери­о­ди­че­ски про­хо­дить тех­ни­че­ский осмотр, а для это­го необ­хо­ди­мо иметь соб­ствен­ную сто­ян­ку с СТО или заклю­чать дого­вор со сто­рон­ней орга­ни­за­ци­ей на пла­но­вый осмотр и тех­ни­че­ское обслу­жи­ва­ние авто­мо­би­лей. Что­бы полу­чить такую ​​воз­мож­ность, луч­ше все­го обра­щать­ся в авто­транс­порт­ные ком­па­нии. В АТП вы може­те рас­счи­ты­вать на то, что сотруд­ни­ки этой ком­па­нии помо­гут с обслу­жи­ва­ни­ем и ока­жут услу­ги свя­зи с авто­бу­сом. АТП так­же име­ет свя­зи с Ространс­над­зо­ром и поэто­му может помочь в оформ­ле­нии и под­твер­жде­нии марш­ру­та школь­но­го авто­бу­са. Этот момент мож­но назвать одним из самых слож­ных в орга­ни­за­ции биз­не­са, так как для это­го необ­хо­ди­мо согла­со­вать гра­фик и марш­рут не толь­ко с учеб­ны­ми заве­де­ни­я­ми, но и с госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми. Что­бы авто­бус дви­гал­ся по спе­ци­аль­но выде­лен­ной поло­се, так­же необ­хо­ди­мо полу­чить соот­вет­ству­ю­щие раз­ре­ше­ния и согла­со­ва­ния в управ­ле­нии Ространс­над­зо­ра. Если это­го не сде­лать, школь­ный авто­бус будет дви­гать­ся вме­сте с дру­гим транс­пор­том, про­ста­и­вая в проб­ках. Далее сле­ду­ют опоз­да­ния на уро­ки и недо­воль­ство потре­би­те­лей, кото­ры­ми явля­ют­ся роди­те­ли уче­ни­ков школь­ный авто­бус будет дви­гать­ся вме­сте с дру­гим транс­пор­том, при этом про­ста­и­вая в проб­ках. Далее сле­ду­ют опоз­да­ния на уро­ки и недо­воль­ство потре­би­те­лей, кото­ры­ми явля­ют­ся роди­те­ли уче­ни­ков школь­ный авто­бус будет дви­гать­ся вме­сте с дру­гим транс­пор­том, при этом про­ста­и­вая в проб­ках. Далее сле­ду­ют опоз­да­ния на уро­ки и недо­воль­ство потре­би­те­лей, кото­ры­ми явля­ют­ся роди­те­ли учеников. 

Нема­лая слож­ность заклю­ча­ет­ся в том, что марш­рут необ­хо­ди­мо согла­со­вы­вать не толь­ко с госу­дар­ствен­ны­ми служ­ба­ми, но и с учеб­ны­ми заве­де­ни­я­ми и роди­те­ля­ми уча­щих­ся. Одной маши­ны вряд ли будет доста­точ­но, и для это­го потре­бу­ет­ся заку­пить несколь­ко авто­бу­сов, спо­соб­ных пере­во­зить уче­ни­ков раз­ных воз­раст­ных групп, у кото­рых заня­тия начи­на­ют­ся в раз­ное вре­мя, и кото­рые при­ез­жа­ют в шко­лу из раз­ных кон­цов горо­да. Тре­бу­ет­ся мно­го вре­ме­ни, что­бы марш­рут был дей­стви­тель­но ком­форт­ным для всех участ­ни­ков, что­бы не было задер­жек, что­бы мож­но было про­во­дить детей до оста­нов­ки до и после похо­да в шко­лу. В этом слу­чае мож­но рабо­тать, ори­ен­ти­ру­ясь либо на шко­лу, либо на роди­те­лей учеников. 

У это­го вида биз­не­са есть пер­спек­ти­ва госу­дар­ствен­ной помо­щи, но рас­счи­ты­вать на нее не сто­ит, посколь­ку сами ком­му­наль­ные служ­бы могут пред­ло­жить бес­плат­ные школь­ные авто­бу­сы. В свя­зи с этим перед нача­лом дея­тель­но­сти необ­хо­ди­мо най­ти шко­лы, заин­те­ре­со­ван­ные в авто­бу­се, адми­ни­стра­ция обра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния будет само­сто­я­тель­но зани­мать­ся поис­ком детей и их роди­те­лей, гото­вых вос­поль­зо­вать­ся услу­га­ми ком­мер­че­ско­го школь­но­го авто­бу­са, что зна­чи­тель­но упро­стит рабо­та пред­при­ни­ма­те­ля. Толь­ко после того, как все вопро­сы с адми­ни­стра­ци­ей и роди­те­ля­ми будут реше­ны, мож­но при­сту­пать к согла­со­ва­нию марш­ру­та с Ространс­над­зо­ром. При этом дви­же­ние школь­но­го авто­бу­са не долж­но мешать дви­же­нию обще­ствен­но­го транспорта. 

В насто­я­щее вре­мя авто­бус мож­но купить как за отно­си­тель­но неболь­шую цену (око­ло 700–800 тысяч руб­лей), так и за весь­ма зна­чи­тель­ную сум­му (более двух мил­ли­о­нов руб­лей). Так как воз­раст транс­порт­но­го сред­ства не дол­жен пре­вы­шать 10 лет, вам нуж­но будет поку­пать авто­бу­сы не самой низ­кой цено­вой кате­го­рии. Авто­бу­сы рос­сий­ско­го про­из­вод­ства хоро­ше­го каче­ства, поэто­му луч­ше поку­пать ино­мар­ки. Сто­ит так­же учи­ты­вать сто­и­мость авто­бус­но­го сообщения. 

Сто­ит поду­мать о том, чем будут зани­мать­ся води­те­ли во вре­мя сту­ден­че­ских заня­тий, ведь в их обя­зан­но­сти вхо­дит не толь­ко раз­воз­ка школь­ни­ков до учеб­ных заве­де­ний, но и обрат­ный путь по тому же марш­ру­ту после шко­лы. Полу­ча­ет­ся, что авто­бус будет про­ста­и­вать несколь­ко часов и это эко­но­ми­че­ски неце­ле­со­об­раз­но. Как вари­ант, вы може­те рас­смот­реть вашу достав­ку в это вре­мя как обще­ствен­ный транс­порт, но тогда могут быть слож­но­сти с предо­став­ле­ни­ем авто­бу­са в кон­крет­ное вре­мя. Если есть воз­мож­ность, мож­но най­ти несколь­ко школ или дру­гих учеб­ных заве­де­ний, кото­рые про­во­дят заня­тия в раз­ное вре­мя, и не забы­вай­те, что во мно­гих шко­лах дети учат­ся в несколь­ко смен. 

В неко­то­рых элит­ных лице­ях и гим­на­зи­ях услу­ги школь­но­го авто­бу­са вклю­че­ны в сто­и­мость обу­че­ния, но не все учеб­ные заве­де­ния хотят иметь соб­ствен­ный парк авто­бу­сов. Поэто­му вы може­те пред­ло­жить свои услу­ги недав­но открыв­шим­ся плат­ным шко­лам, и в этом слу­чае вам не при­дет­ся искать кли­ен­тов сре­ди роди­те­лей, а сама шко­ла будет пла­тить стро­го фик­си­ро­ван­ную сум­му, а води­тель будет ездить по согла­со­ван­но­му марш­ру­ту. Так как подоб­ным биз­не­сом прак­ти­че­ски никто не зани­ма­ет­ся, опре­де­лить при­ем­ле­мую сто­и­мость услуг доста­точ­но слож­но. Понят­но, что в боль­ших горо­дах ком­мер­че­ский школь­ный авто­бус будет намно­го доро­же, чем ана­ло­гич­ный в малень­ких посел­ках и горо­дах. Но в любом слу­чае не реко­мен­ду­ет­ся уста­нав­ли­вать слиш­ком высо­кую сто­и­мость, т.к бога­тые родители. 

Услу­га­ми школь­ных авто­бу­сов будут поль­зо­вать­ся в первую оче­редь семьи сред­не­го клас­са, и эта услу­га наи­бо­лее акту­аль­на для роди­те­лей млад­ших школь­ни­ков. Из всей шко­лы не будет и поло­ви­ны уче­ни­ков, кото­рые будут ездить на авто­бу­се, но даже две-три сот­ни чело­век дадут воз­мож­ность вести очень при­быль­ный и высо­ко­до­ход­ный биз­нес. С раз­ви­ти­ем биз­не­са одну шко­лу будут обслу­жи­вать несколь­ко авто­бу­сов, но для нача­ла доста­точ­но двух-трех авто­мо­би­лей на две-три шко­лы. Это зна­чи­тель­но сокра­тит инвестиции. 

Этот вид пред­при­ни­ма­тель­ства мож­но отне­сти к обще­ствен­но полез­ным и зна­чи­мым меро­при­я­ти­ям. Для нача­ла потре­бу­ет­ся несколь­ко мил­ли­о­нов руб­лей, в зави­си­мо­сти от коли­че­ства авто­мо­би­лей. Кон­ку­рен­ция на этом рын­ке прак­ти­че­ски отсут­ству­ет, что поз­во­ля­ет пред­при­ни­ма­те­лю уста­нав­ли­вать мак­си­маль­но выгод­ную цену на свои услуги. 

Ком­мер­че­ский школь­ный авто­бус — это новое и необыч­ное явле­ние, кото­рое боль­шая часть насе­ле­ния пона­ча­лу будет боять­ся исполь­зо­вать. При этом неболь­шое коли­че­ство потре­би­те­лей пона­ча­лу быст­ро сме­нит­ся посто­ян­но рас­ту­щим спро­сом на эту услугу. 

Рабо­тая в круп­ном горо­де, вы може­те рас­счи­ты­вать на коопе­ра­цию доста­точ­но боль­шо­го коли­че­ства учеб­ных заве­де­ний, при этом даже появив­ши­е­ся кон­ку­рен­ты будут зани­мать дру­гие шко­лы в дру­гих рай­о­нах, допус­кая сосу­ще­ство­ва­ние раз­лич­ных ком­па­ний. Одна­ко биз­нес сло­жен, посколь­ку име­ет мно­же­ство огра­ни­че­ний и про­ве­рок, а так­же тре­бу­ет полу­че­ния мно­же­ства раз­ре­ше­ний и лицен­зий и согла­со­ва­ния дей­ствий со мно­ги­ми органами. 

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

четыре × один =