Таможенный союз создается с целью создания единой территории. В пределах этой зоны будут введены различные экономические ограничения и фискальные сборы в зависимости от специфики стран-участниц. Исключением в данном случае могут быть только антидемпинговые, а также защитные и компенсационные меры. Согласно правилам, здесь вводится единый таможенный тариф и принимаются другие меры по регулированию пересечения товаров через границы, определяется стратегия сотрудничества с третьими странами.
- 1. Что такое таможенный союз простыми словами
- 2. Цели создания таможенного союза
- 3. Плюсы и минусы таможенного союза
- 3.1. Положительные стороны
- 3.2. Минусы таможенного союза
- 4. Перспективы членства в ТС
- 5. ТС и Всемирная торговая организация
- 6. С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС
1. Что такое таможенный союз простыми словами
Таможенный союз (англ. «таможенный союз») — объединение, образованное несколькими странами, входящими в Евразийский экономический союз. Он создан для обеспечения комфортных условий торговли между государствами, входящими в союз.
Вопрос о формировании Таможенного союза (ТС) поднимался в начале 1990‑х гг., тогда его основными участниками могли стать бывшие союзные республики, уже независимые. Поскольку экономики этих стран формировались на основе общих экономических схем, после распада СССР практически все они столкнулись с большими проблемами в торговле.
Первыми соглашение подписали Республика Беларусь и Россия. Через несколько дней к ним присоединился Казахстан. В то время руководители государств понимали, что не могут создать такие же условия, которые действовали на территории СССР, поэтому вступление в Таможенный союз было единственной возможностью ввести необходимые общие правила беспошлинной торговли.
- Что такое домашнее задание;
- Что такое импорт;
- Экспорт товаров;
Через несколько лет по инициативе Российской Федерации была предпринята попытка создания Евразийского экономического сообщества. Россия в этом объединении была бы лидером. Но для принятия положительного решения необходимо было набрать 100 голосов. В итоге 40 потенциальных участников положительно откликнулись на предложение.
В 2007 году Казахстан, Российская Федерация и Беларусь подписали соглашение о формировании усовершенствованной версии Таможенного союза, что способствовало созданию единой таможенной территории. Именно это соглашение является наиболее эффективным, так как на его основе были разработаны и заключены многие другие соглашения, не менее важные для торговли.
2. Цели создания таможенного союза
Основная цель таможенного союза – подготовить максимально благоприятные условия для торговли между странами-участницами. С помощью союза можно снизить финансовую и административную нагрузку на торговлю, что в итоге положительно скажется на экономическом сотрудничестве между государствами.
Стоит учесть, что страны, входящие в Таможенный союз, не имеют возможности заключать друг с другом индивидуальные торговые контракты. Члены ТС часто решают реструктурировать внутреннюю экономическую политику и экономику, чтобы максимизировать личную выгоду в контексте членства в профсоюзе.
Крупнейшим таможенным союзом в мире на данный момент является Европейский Союз по объему экономического производства стран-участниц. Несмотря на то, что участие в Таможенном союзе не позволяет свободно перемещать людей и товары через границы, благодаря ему развивается торговля, которая является двигателем развития экономической интеграции.
Если говорить о странах бывшего СССР, то Казахстан, Российская Федерация и Беларусь объединили усилия с целью восстановления взаимовыгодного ведения бизнеса. При этом были введены единые правила, которые будут действовать в пределах таможенной территории.
Были отменены таможенные пошлины и не применялись ограничительные экономические меры. Каждая задача и цель Таможенного союза на тот момент была четко сформулирована и разъяснена в документах, основными из них являются:
- Установление единых процедур и правил, на основании которых будет осуществляться контроль и оформление товаров на таможне;
- Создание условий, позволяющих использовать унифицированные электронные документы;
- Установление единого порядка таможенного контроля в целях контроля товаров, пересекающих границу;
- Внедрение правил перемещения и маркировки подакцизных товаров;
- Введение общей таможенной статистики.
Каждая из этих мер была принята для обеспечения свободного перемещения товаров через границу. Кроме того, страны-участницы не забыли создать благоприятные условия для сотрудничества с третьими лицами.
3. Плюсы и минусы таможенного союза
3.1. Положительные стороны
Среди всех преимуществ Таможенного союза можно выделить три основных:
- Создание торговли и отклонение торговли. Эффективность ТС можно измерить с точки зрения отвлечения внимания и создания торговли. Эффект последнего формируется в процессе заключения сделок между членами союза, когда более эффективные участники продают товары менее эффективным. Поэтому происходит лучший из всех вариантов распределения ресурсов. Необходимо знать, что перенаправление происходит в тех случаях, когда более эффективное государство, не являющееся членом, продает небольшое количество товаров странам-членам в контексте внешних тарифов. За счет сделок такого характера странам-участницам союза удается отвлечь выгоду от собственного положения и сосредоточиться на продажах внутри ТС. Если выгоды от создания торговли перевешивают потери от ее перенаправления.
- Снижение процента коммерческих отказов. Таможенный союз всегда выступает за соглашение о свободной торговле, поскольку может столкнуться с его отказом. Такая ситуация может возникнуть, когда страна, не входящая в союз, продает свою продукцию в страны с низкими тарифами НАФТА, а затем перепродает ее в страны с высокими тарифами. Такое поведение вызывает искажения в переговорах. Благодаря единому внешнему тарифу, находящемуся внутри союза, можно предотвратить возникновение подобных ситуаций в условиях разницы в тарифной ставке.
- Стимулирование торговых потоков, а также экономической интеграции. Сразу после вступления в Таможенный союз страна становится активным участником торговли между другими государствами. За счет этого растет уровень адекватности распределения ограниченных ресурсов, что также положительно сказывается на инвестиционной привлекательности страны. Кроме того, сотрудничество между странами-членами ТС положительно влияет на местный политический климат. Это происходит в условиях создания единого фискального и валютного союза, а также общего рынка.
3.2. Минусы таможенного союза
Перед вступлением в Таможенный союз руководству государства следует знать о следующих недостатках этой формы сотрудничества с другими странами:
- Частичная потеря экономического суверенитета. После вступления в ТС член союза обязан при необходимости вести переговоры с государствами, не являющимися членами, а также с рядом организаций, например, ВТО. Вам также придется столкнуться с поддержкой таможенного союза. В то же время некоторые из стран-участниц не могут свободно совершать сделки в обход правил Таможенного союза. Также, если внутри государства появляется новая отрасль и руководство хочет ее защитить, этого нельзя сделать путем введения защитных барьеров, таких как тарифы. Это невозможно из-за либерального торгового подхода к сотрудничеству. В то же время, если государство захочет либерализовать торговлю вне таможенного союза, это будет невозможно из-за введения единого внешнего тарифа;
- Сложность установки ставок. С этой проблемой сталкиваются все таможенные союзы. Это связано с тем, что этот процесс слишком сложен и требует больших денежных вливаний. Членам союза нелегко отказаться от продажи определенных товаров и услуг, потому что некоторые из других стран продают их более успешно. Это часто является проблемой в развивающихся странах;
- Неравномерное распределение тарифных доходов. Не все государства, являющиеся членами таможенного союза, могут рассчитывать на получение справедливой доли доходов от тарифов. Около четверти прироста тарифов присваивается страной, которая собирает доход.
4. Перспективы членства в ТС
При создании таможенного союза почти всегда речь идет о достижении социального и экономического прогресса. В дальнейшем это может привести к увеличению объемов торгов. То же самое относится и к рынку услуг. Следует отметить увеличение количества продаж на ранних этапах сотрудничества в рамках Таможенного союза за счет следующих условий:
- Внедрение стандартов безопасности и введение единых требований;
- Исключение из таможенных процедур сложных процессов, влекущих за собой потерю времени, а также пресечение прав. Поэтому продукция стран-участниц должна стать более привлекательной для партнеров;
- Рост товарооборота за счет упрощения таможенного контроля в пунктах пропуска.
5. ТС и Всемирная торговая организация
Задачей почти всех таможенных союзов является создание набора преференций для стран, которые войдут в его состав. Также создаются более благоприятные условия за счет введения льгот по свободному перемещению товаров через границы. Если говорить о Всемирной торговой организации, то она призвана бороться с неравенством в торговле между государствами.
Все страны должны находиться в одинаковых условиях без введения каких-либо преференций и льгот. Эксперты ожидали, что разная политика государств Таможенного союза и ВТО обязательно приведет к проблемам с документами и ряду других сложностей. Также стоит учитывать, что соглашение, подписанное с ВТО, характеризуется более широким охватом глобальных вопросов по сравнению с таможенным регулированием.
Для того чтобы быть готовым к таким проблемам, были специально разработаны возможные пути выхода из кризиса. Еще до вступления РФ в ВТО руководители стран-участниц Таможенного союза решили подписать специально подготовленное соглашение, в котором определялся порядок решения возможных проблем.
Особое внимание было уделено обязательству по введению единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза, который также должен был соответствовать требованиям ВТО. Это дополнительное соглашение необходимо было подписать, поскольку члены профсоюза не могут одновременно вступать во Всемирную торговую организацию.
Исходя из мировой практики, чрезвычайных ситуаций в контексте вступления страны в ВТО не возникает, так как она уже является частью таможенного союза. По-настоящему сложные задачи возникали крайне редко. В большинстве случаев они возникали не из-за членства в ВТО, а из-за ряда несовместимостей в торговой политике самого государства и членов Всемирной торговой организации.
6. С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС
Любой таможенный союз, в том числе и ЕАЭС, создается для предоставления странам-членам ряда экономических выгод. Но часто возникали ситуации, когда члены профсоюза пытались навязать условия другим государствам, чтобы получить максимальную личную выгоду. В связи с этим между сотрудничающими государствами часто возникают споры и противоречия.
Среди основных проблем ЕАЭС можно выделить следующие:
- Страны часто не могут прийти к общему решению, когда речь идет о договоренностях на энергетическом рынке;
- Установка нетарифных ограничений членами союза, которые позиционируют себя как санитарные нормы. На фоне такой ситуации часто возникают «продовольственные войны»;
- Режим льгот в вопросах государственного заказа;
- Таможенные пошлины распределяются неравномерно. По состоянию на 2020 год доля России составляет 85,26%.
Споры между Беларусью и Россией возникают чаще всего. Например, в 2010 году руководству Республики Беларусь пришлось повысить тариф на ввоз автомобилей (легковых автомобилей). Но, это было совершенно непродуктивно для страны, так как в то время эта сфера производства была недостаточно развита. Такие же меры пришлось принять Беларуси и в легкой промышленности.
Это означало, что руководство должно ввести обязательную сертификацию продукции легкой промышленности. В результате это вызвало небольшие розничные убытки. Через несколько лет Россия отказалась от 400 тысяч тонн мяса из Республики Беларусь. Кроме того, руководство Российской Федерации ужесточает контроль за продукцией, пересекшей границу с Республикой Беларусь.
Поскольку в рамках Таможенного союза должны применяться более простые правила перевозки товаров через границу, такое поведение не в полной мере соответствовало правилам и принципам Таможенного союза. Через несколько лет между странами вспыхнул конфликт, который привел к приостановке поставок нефти в Республику Беларусь.
Также стоит отметить, что между странами Таможенного союза могут возникнуть противоречия на фоне нестабильной геополитической ситуации. Речь идет о следующем:
- Кризис на Ближнем Востоке;
- Постоянные санкции против РФ, которые вводятся Евросоюзом и Америкой;
- Напряженная военная обстановка в Украине.
Каждая из перечисленных выше проблем является провокатором противоречий и конфликтов в Таможенном союзе. Одним из вариантов разрешения ситуации является подготовка дополнительных соглашений для разрешения отдельных сложных ситуаций.
Вывод
Создание таможенного союза не всегда является лучшим решением для всех потенциальных членов. Поэтому перед подписанием соответствующих соглашений руководство государства должно тщательно изучить положительные и отрицательные стороны будущего сотрудничества. Иногда перед вступлением в UC необходимо пройти ряд подготовительных шагов. Также стоит проанализировать основные направления, которые приносят наибольшую прибыль государству и максимально точно спрогнозировать его дальнейшую судьбу в случае вступления в Таможенный союз.