Таможенный союз и кто в него входит — плюсы и минусы организации

Таможенный союз и кто в него входит: плюсы и минусы организации

Тамо­жен­ный союз созда­ет­ся с целью созда­ния еди­ной тер­ри­то­рии. В пре­де­лах этой зоны будут вве­де­ны раз­лич­ные эко­но­ми­че­ские огра­ни­че­ния и фис­каль­ные сбо­ры в зави­си­мо­сти от спе­ци­фи­ки стран-участ­ниц. Исклю­че­ни­ем в дан­ном слу­чае могут быть толь­ко анти­дем­пин­го­вые, а так­же защит­ные и ком­пен­са­ци­он­ные меры. Соглас­но пра­ви­лам, здесь вво­дит­ся еди­ный тамо­жен­ный тариф и при­ни­ма­ют­ся дру­гие меры по регу­ли­ро­ва­нию пере­се­че­ния това­ров через гра­ни­цы, опре­де­ля­ет­ся стра­те­гия сотруд­ни­че­ства с тре­тьи­ми странами.

1. Что такое таможенный союз простыми словами

Тамо­жен­ный союз (англ. «тамо­жен­ный союз») — объ­еди­не­ние, обра­зо­ван­ное несколь­ки­ми стра­на­ми, вхо­дя­щи­ми в Евразий­ский эко­но­ми­че­ский союз. Он создан для обес­пе­че­ния ком­форт­ных усло­вий тор­гов­ли меж­ду госу­дар­ства­ми, вхо­дя­щи­ми в союз.

Вопрос о фор­ми­ро­ва­нии Тамо­жен­но­го сою­за (ТС) под­ни­мал­ся в нача­ле 1990‑х гг., тогда его основ­ны­ми участ­ни­ка­ми мог­ли стать быв­шие союз­ные рес­пуб­ли­ки, уже неза­ви­си­мые. Посколь­ку эко­но­ми­ки этих стран фор­ми­ро­ва­лись на осно­ве общих эко­но­ми­че­ских схем, после рас­па­да СССР прак­ти­че­ски все они столк­ну­лись с боль­ши­ми про­бле­ма­ми в торговле.

Пер­вы­ми согла­ше­ние под­пи­са­ли Рес­пуб­ли­ка Бела­русь и Рос­сия. Через несколь­ко дней к ним при­со­еди­нил­ся Казах­стан. В то вре­мя руко­во­ди­те­ли госу­дарств пони­ма­ли, что не могут создать такие же усло­вия, кото­рые дей­ство­ва­ли на тер­ри­то­рии СССР, поэто­му вступ­ле­ние в Тамо­жен­ный союз было един­ствен­ной воз­мож­но­стью вве­сти необ­хо­ди­мые общие пра­ви­ла бес­по­шлин­ной торговли.

  • Что такое домаш­нее задание;
  • Что такое импорт;
  • Экс­порт товаров;

Через несколь­ко лет по ини­ци­а­ти­ве Рос­сий­ской Феде­ра­ции была пред­при­ня­та попыт­ка созда­ния Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го сооб­ще­ства. Рос­сия в этом объ­еди­не­нии была бы лиде­ром. Но для при­ня­тия поло­жи­тель­но­го реше­ния необ­хо­ди­мо было набрать 100 голо­сов. В ито­ге 40 потен­ци­аль­ных участ­ни­ков поло­жи­тель­но отклик­ну­лись на предложение.

В 2007 году Казах­стан, Рос­сий­ская Феде­ра­ция и Бела­русь под­пи­са­ли согла­ше­ние о фор­ми­ро­ва­нии усо­вер­шен­ство­ван­ной вер­сии Тамо­жен­но­го сою­за, что спо­соб­ство­ва­ло созда­нию еди­ной тамо­жен­ной тер­ри­то­рии. Имен­но это согла­ше­ние явля­ет­ся наи­бо­лее эффек­тив­ным, так как на его осно­ве были раз­ра­бо­та­ны и заклю­че­ны мно­гие дру­гие согла­ше­ния, не менее важ­ные для торговли.

2. Цели создания таможенного союза

Основ­ная цель тамо­жен­но­го сою­за – под­го­то­вить мак­си­маль­но бла­го­при­ят­ные усло­вия для тор­гов­ли меж­ду стра­на­ми-участ­ни­ца­ми. С помо­щью сою­за мож­но сни­зить финан­со­вую и адми­ни­стра­тив­ную нагруз­ку на тор­гов­лю, что в ито­ге поло­жи­тель­но ска­жет­ся на эко­но­ми­че­ском сотруд­ни­че­стве меж­ду государствами.

Сто­ит учесть, что стра­ны, вхо­дя­щие в Тамо­жен­ный союз, не име­ют воз­мож­но­сти заклю­чать друг с дру­гом инди­ви­ду­аль­ные тор­го­вые кон­трак­ты. Чле­ны ТС часто реша­ют реструк­ту­ри­ро­вать внут­рен­нюю эко­но­ми­че­скую поли­ти­ку и эко­но­ми­ку, что­бы мак­си­ми­зи­ро­вать лич­ную выго­ду в кон­тек­сте член­ства в профсоюзе.

Круп­ней­шим тамо­жен­ным сою­зом в мире на дан­ный момент явля­ет­ся Евро­пей­ский Союз по объ­е­му эко­но­ми­че­ско­го про­из­вод­ства стран-участ­ниц. Несмот­ря на то, что уча­стие в Тамо­жен­ном сою­зе не поз­во­ля­ет сво­бод­но пере­ме­щать людей и това­ры через гра­ни­цы, бла­го­да­ря ему раз­ви­ва­ет­ся тор­гов­ля, кото­рая явля­ет­ся дви­га­те­лем раз­ви­тия эко­но­ми­че­ской интеграции.

Если гово­рить о стра­нах быв­ше­го СССР, то Казах­стан, Рос­сий­ская Феде­ра­ция и Бела­русь объ­еди­ни­ли уси­лия с целью вос­ста­нов­ле­ния вза­и­мо­вы­год­но­го веде­ния биз­не­са. При этом были вве­де­ны еди­ные пра­ви­ла, кото­рые будут дей­ство­вать в пре­де­лах тамо­жен­ной территории.

Были отме­не­ны тамо­жен­ные пошли­ны и не при­ме­ня­лись огра­ни­чи­тель­ные эко­но­ми­че­ские меры. Каж­дая зада­ча и цель Тамо­жен­но­го сою­за на тот момент была чет­ко сфор­му­ли­ро­ва­на и разъ­яс­не­на в доку­мен­тах, основ­ны­ми из них являются:

  • Уста­нов­ле­ние еди­ных про­це­дур и пра­вил, на осно­ва­нии кото­рых будет осу­ществ­лять­ся кон­троль и оформ­ле­ние това­ров на таможне;
  • Созда­ние усло­вий, поз­во­ля­ю­щих исполь­зо­вать уни­фи­ци­ро­ван­ные элек­трон­ные документы;
  • Уста­нов­ле­ние еди­но­го поряд­ка тамо­жен­но­го кон­тро­ля в целях кон­тро­ля това­ров, пере­се­ка­ю­щих границу;
  • Внед­ре­ние пра­вил пере­ме­ще­ния и мар­ки­ров­ки подак­циз­ных товаров;
  • Вве­де­ние общей тамо­жен­ной статистики.

Каж­дая из этих мер была при­ня­та для обес­пе­че­ния сво­бод­но­го пере­ме­ще­ния това­ров через гра­ни­цу. Кро­ме того, стра­ны-участ­ни­цы не забы­ли создать бла­го­при­ят­ные усло­вия для сотруд­ни­че­ства с тре­тьи­ми лицами.

3. Плюсы и минусы таможенного союза

3.1. Положительные стороны

Сре­ди всех пре­иму­ществ Тамо­жен­но­го сою­за мож­но выде­лить три основных:

  • Созда­ние тор­гов­ли и откло­не­ние тор­гов­ли. Эффек­тив­ность ТС мож­но изме­рить с точ­ки зре­ния отвле­че­ния вни­ма­ния и созда­ния тор­гов­ли. Эффект послед­не­го фор­ми­ру­ет­ся в про­цес­се заклю­че­ния сде­лок меж­ду чле­на­ми сою­за, когда более эффек­тив­ные участ­ни­ки про­да­ют това­ры менее эффек­тив­ным. Поэто­му про­ис­хо­дит луч­ший из всех вари­ан­тов рас­пре­де­ле­ния ресур­сов. Необ­хо­ди­мо знать, что пере­на­прав­ле­ние про­ис­хо­дит в тех слу­ча­ях, когда более эффек­тив­ное госу­дар­ство, не явля­ю­ще­е­ся чле­ном, про­да­ет неболь­шое коли­че­ство това­ров стра­нам-чле­нам в кон­тек­сте внеш­них тари­фов. За счет сде­лок тако­го харак­те­ра стра­нам-участ­ни­цам сою­за уда­ет­ся отвлечь выго­ду от соб­ствен­но­го поло­же­ния и сосре­до­то­чить­ся на про­да­жах внут­ри ТС. Если выго­ды от созда­ния тор­гов­ли пере­ве­ши­ва­ют поте­ри от ее перенаправления.
  • Сни­же­ние про­цен­та ком­мер­че­ских отка­зов. Тамо­жен­ный союз все­гда высту­па­ет за согла­ше­ние о сво­бод­ной тор­гов­ле, посколь­ку может столк­нуть­ся с его отка­зом. Такая ситу­а­ция может воз­ник­нуть, когда стра­на, не вхо­дя­щая в союз, про­да­ет свою про­дук­цию в стра­ны с низ­ки­ми тари­фа­ми НАФТА, а затем пере­про­да­ет ее в стра­ны с высо­ки­ми тари­фа­ми. Такое пове­де­ние вызы­ва­ет иска­же­ния в пере­го­во­рах. Бла­го­да­ря еди­но­му внеш­не­му тари­фу, нахо­дя­ще­му­ся внут­ри сою­за, мож­но предот­вра­тить воз­ник­но­ве­ние подоб­ных ситу­а­ций в усло­ви­ях раз­ни­цы в тариф­ной ставке.
  • Сти­му­ли­ро­ва­ние тор­го­вых пото­ков, а так­же эко­но­ми­че­ской инте­гра­ции. Сра­зу после вступ­ле­ния в Тамо­жен­ный союз стра­на ста­но­вит­ся актив­ным участ­ни­ком тор­гов­ли меж­ду дру­ги­ми госу­дар­ства­ми. За счет это­го рас­тет уро­вень адек­ват­но­сти рас­пре­де­ле­ния огра­ни­чен­ных ресур­сов, что так­же поло­жи­тель­но ска­зы­ва­ет­ся на инве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти стра­ны. Кро­ме того, сотруд­ни­че­ство меж­ду стра­на­ми-чле­на­ми ТС поло­жи­тель­но вли­я­ет на мест­ный поли­ти­че­ский кли­мат. Это про­ис­хо­дит в усло­ви­ях созда­ния еди­но­го фис­каль­но­го и валют­но­го сою­за, а так­же обще­го рынка.

3.2. Минусы таможенного союза

Перед вступ­ле­ни­ем в Тамо­жен­ный союз руко­вод­ству госу­дар­ства сле­ду­ет знать о сле­ду­ю­щих недо­стат­ках этой фор­мы сотруд­ни­че­ства с дру­ги­ми странами:

  • Частич­ная поте­ря эко­но­ми­че­ско­го суве­ре­ни­те­та. После вступ­ле­ния в ТС член сою­за обя­зан при необ­хо­ди­мо­сти вести пере­го­во­ры с госу­дар­ства­ми, не явля­ю­щи­ми­ся чле­на­ми, а так­же с рядом орга­ни­за­ций, напри­мер, ВТО. Вам так­же при­дет­ся столк­нуть­ся с под­держ­кой тамо­жен­но­го сою­за. В то же вре­мя неко­то­рые из стран-участ­ниц не могут сво­бод­но совер­шать сдел­ки в обход пра­вил Тамо­жен­но­го сою­за. Так­же, если внут­ри госу­дар­ства появ­ля­ет­ся новая отрасль и руко­вод­ство хочет ее защи­тить, это­го нель­зя сде­лать путем вве­де­ния защит­ных барье­ров, таких как тари­фы. Это невоз­мож­но из-за либе­раль­но­го тор­го­во­го под­хо­да к сотруд­ни­че­ству. В то же вре­мя, если госу­дар­ство захо­чет либе­ра­ли­зо­вать тор­гов­лю вне тамо­жен­но­го сою­за, это будет невоз­мож­но из-за вве­де­ния еди­но­го внеш­не­го тарифа;
  • Слож­ность уста­нов­ки ста­вок. С этой про­бле­мой стал­ки­ва­ют­ся все тамо­жен­ные сою­зы. Это свя­за­но с тем, что этот про­цесс слиш­ком сло­жен и тре­бу­ет боль­ших денеж­ных вли­ва­ний. Чле­нам сою­за нелег­ко отка­зать­ся от про­да­жи опре­де­лен­ных това­ров и услуг, пото­му что неко­то­рые из дру­гих стран про­да­ют их более успеш­но. Это часто явля­ет­ся про­бле­мой в раз­ви­ва­ю­щих­ся странах;
  • Нерав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние тариф­ных дохо­дов. Не все госу­дар­ства, явля­ю­щи­е­ся чле­на­ми тамо­жен­но­го сою­за, могут рас­счи­ты­вать на полу­че­ние спра­вед­ли­вой доли дохо­дов от тари­фов. Око­ло чет­вер­ти при­ро­ста тари­фов при­сва­и­ва­ет­ся стра­ной, кото­рая соби­ра­ет доход.

4. Перспективы членства в ТС

При созда­нии тамо­жен­но­го сою­за почти все­гда речь идет о дости­же­нии соци­аль­но­го и эко­но­ми­че­ско­го про­грес­са. В даль­ней­шем это может при­ве­сти к уве­ли­че­нию объ­е­мов тор­гов. То же самое отно­сит­ся и к рын­ку услуг. Сле­ду­ет отме­тить уве­ли­че­ние коли­че­ства про­даж на ран­них эта­пах сотруд­ни­че­ства в рам­ках Тамо­жен­но­го сою­за за счет сле­ду­ю­щих условий:

  • Внед­ре­ние стан­дар­тов без­опас­но­сти и вве­де­ние еди­ных требований;
  • Исклю­че­ние из тамо­жен­ных про­це­дур слож­ных про­цес­сов, вле­ку­щих за собой поте­рю вре­ме­ни, а так­же пре­се­че­ние прав. Поэто­му про­дук­ция стран-участ­ниц долж­на стать более при­вле­ка­тель­ной для партнеров;
  • Рост това­ро­обо­ро­та за счет упро­ще­ния тамо­жен­но­го кон­тро­ля в пунк­тах пропуска.

5. ТС и Всемирная торговая организация

Зада­чей почти всех тамо­жен­ных сою­зов явля­ет­ся созда­ние набо­ра пре­фе­рен­ций для стран, кото­рые вой­дут в его состав. Так­же созда­ют­ся более бла­го­при­ят­ные усло­вия за счет вве­де­ния льгот по сво­бод­но­му пере­ме­ще­нию това­ров через гра­ни­цы. Если гово­рить о Все­мир­ной тор­го­вой орга­ни­за­ции, то она при­зва­на бороть­ся с нера­вен­ством в тор­гов­ле меж­ду государствами.

Все стра­ны долж­ны нахо­дить­ся в оди­на­ко­вых усло­ви­ях без вве­де­ния каких-либо пре­фе­рен­ций и льгот. Экс­пер­ты ожи­да­ли, что раз­ная поли­ти­ка госу­дарств Тамо­жен­но­го сою­за и ВТО обя­за­тель­но при­ве­дет к про­бле­мам с доку­мен­та­ми и ряду дру­гих слож­но­стей. Так­же сто­ит учи­ты­вать, что согла­ше­ние, под­пи­сан­ное с ВТО, харак­те­ри­зу­ет­ся более широ­ким охва­том гло­баль­ных вопро­сов по срав­не­нию с тамо­жен­ным регулированием.

Для того что­бы быть гото­вым к таким про­бле­мам, были спе­ци­аль­но раз­ра­бо­та­ны воз­мож­ные пути выхо­да из кри­зи­са. Еще до вступ­ле­ния РФ в ВТО руко­во­ди­те­ли стран-участ­ниц Тамо­жен­но­го сою­за реши­ли под­пи­сать спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ное согла­ше­ние, в кото­ром опре­де­лял­ся поря­док реше­ния воз­мож­ных проблем.

Осо­бое вни­ма­ние было уде­ле­но обя­за­тель­ству по вве­де­нию еди­но­го тамо­жен­но­го тари­фа в рам­ках Тамо­жен­но­го сою­за, кото­рый так­же дол­жен был соот­вет­ство­вать тре­бо­ва­ни­ям ВТО. Это допол­ни­тель­ное согла­ше­ние необ­хо­ди­мо было под­пи­сать, посколь­ку чле­ны проф­со­ю­за не могут одно­вре­мен­но всту­пать во Все­мир­ную тор­го­вую организацию.

Исхо­дя из миро­вой прак­ти­ки, чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций в кон­тек­сте вступ­ле­ния стра­ны в ВТО не воз­ни­ка­ет, так как она уже явля­ет­ся частью тамо­жен­но­го сою­за. По-насто­я­ще­му слож­ные зада­чи воз­ни­ка­ли крайне ред­ко. В боль­шин­стве слу­ча­ев они воз­ни­ка­ли не из-за член­ства в ВТО, а из-за ряда несов­ме­сти­мо­стей в тор­го­вой поли­ти­ке само­го госу­дар­ства и чле­нов Все­мир­ной тор­го­вой организации.

6. С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС

Любой тамо­жен­ный союз, в том чис­ле и ЕАЭС, созда­ет­ся для предо­став­ле­ния стра­нам-чле­нам ряда эко­но­ми­че­ских выгод. Но часто воз­ни­ка­ли ситу­а­ции, когда чле­ны проф­со­ю­за пыта­лись навя­зать усло­вия дру­гим госу­дар­ствам, что­бы полу­чить мак­си­маль­ную лич­ную выго­ду. В свя­зи с этим меж­ду сотруд­ни­ча­ю­щи­ми госу­дар­ства­ми часто воз­ни­ка­ют спо­ры и противоречия.

Сре­ди основ­ных про­блем ЕАЭС мож­но выде­лить следующие:

  • Стра­ны часто не могут прий­ти к обще­му реше­нию, когда речь идет о дого­во­рен­но­стях на энер­ге­ти­че­ском рынке;
  • Уста­нов­ка нета­риф­ных огра­ни­че­ний чле­на­ми сою­за, кото­рые пози­ци­о­ни­ру­ют себя как сани­тар­ные нор­мы. На фоне такой ситу­а­ции часто воз­ни­ка­ют «про­до­воль­ствен­ные войны»;
  • Режим льгот в вопро­сах госу­дар­ствен­но­го заказа;
  • Тамо­жен­ные пошли­ны рас­пре­де­ля­ют­ся нерав­но­мер­но. По состо­я­нию на 2020 год доля Рос­сии состав­ля­ет 85,26%.

Спо­ры меж­ду Бела­русью и Рос­си­ей воз­ни­ка­ют чаще все­го. Напри­мер, в 2010 году руко­вод­ству Рес­пуб­ли­ки Бела­русь при­шлось повы­сить тариф на ввоз авто­мо­би­лей (лег­ко­вых авто­мо­би­лей). Но, это было совер­шен­но непро­дук­тив­но для стра­ны, так как в то вре­мя эта сфе­ра про­из­вод­ства была недо­ста­точ­но раз­ви­та. Такие же меры при­шлось при­нять Бела­ру­си и в лег­кой промышленности.

Это озна­ча­ло, что руко­вод­ство долж­но вве­сти обя­за­тель­ную сер­ти­фи­ка­цию про­дук­ции лег­кой про­мыш­лен­но­сти. В резуль­та­те это вызва­ло неболь­шие роз­нич­ные убыт­ки. Через несколь­ко лет Рос­сия отка­за­лась от 400 тысяч тонн мяса из Рес­пуб­ли­ки Бела­русь. Кро­ме того, руко­вод­ство Рос­сий­ской Феде­ра­ции уже­сто­ча­ет кон­троль за про­дук­ци­ей, пере­сек­шей гра­ни­цу с Рес­пуб­ли­кой Беларусь.

Посколь­ку в рам­ках Тамо­жен­но­го сою­за долж­ны при­ме­нять­ся более про­стые пра­ви­ла пере­воз­ки това­ров через гра­ни­цу, такое пове­де­ние не в пол­ной мере соот­вет­ство­ва­ло пра­ви­лам и прин­ци­пам Тамо­жен­но­го сою­за. Через несколь­ко лет меж­ду стра­на­ми вспых­нул кон­фликт, кото­рый при­вел к при­оста­нов­ке поста­вок неф­ти в Рес­пуб­ли­ку Беларусь.

Так­же сто­ит отме­тить, что меж­ду стра­на­ми Тамо­жен­но­го сою­за могут воз­ник­нуть про­ти­во­ре­чия на фоне неста­биль­ной гео­по­ли­ти­че­ской ситу­а­ции. Речь идет о следующем:

  • Кри­зис на Ближ­нем Востоке;
  • Посто­ян­ные санк­ции про­тив РФ, кото­рые вво­дят­ся Евро­со­ю­зом и Америкой;
  • Напря­жен­ная воен­ная обста­нов­ка в Украине.

Каж­дая из пере­чис­лен­ных выше про­блем явля­ет­ся про­во­ка­то­ром про­ти­во­ре­чий и кон­флик­тов в Тамо­жен­ном сою­зе. Одним из вари­ан­тов раз­ре­ше­ния ситу­а­ции явля­ет­ся под­го­тов­ка допол­ни­тель­ных согла­ше­ний для раз­ре­ше­ния отдель­ных слож­ных ситуаций.

Вывод

Созда­ние тамо­жен­но­го сою­за не все­гда явля­ет­ся луч­шим реше­ни­ем для всех потен­ци­аль­ных чле­нов. Поэто­му перед под­пи­са­ни­ем соот­вет­ству­ю­щих согла­ше­ний руко­вод­ство госу­дар­ства долж­но тща­тель­но изу­чить поло­жи­тель­ные и отри­ца­тель­ные сто­ро­ны буду­ще­го сотруд­ни­че­ства. Ино­гда перед вступ­ле­ни­ем в UC необ­хо­ди­мо прой­ти ряд под­го­то­ви­тель­ных шагов. Так­же сто­ит про­ана­ли­зи­ро­вать основ­ные направ­ле­ния, кото­рые при­но­сят наи­боль­шую при­быль госу­дар­ству и мак­си­маль­но точ­но спро­гно­зи­ро­вать его даль­ней­шую судь­бу в слу­чае вступ­ле­ния в Тамо­жен­ный союз.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

10 + 15 =