В холодном классе киргизской школы, учительница ведет урок. Она рассказывает детям, которые озябли от холода, об экзотическом острове Цейлоне, где круглый год стоит лето, и растут необыкновенно вкусные фрукты. Мальчик Султанмурат задумался, и совсем не слушает учительницу. Он вспомнил отца и свое беззаботное детство. А сейчас отец на фронте, и он вынужден заменить его.
Из-за нехватки работников, председатель колхоза пришел в школу и попросил у учеников помощи. Им предстоял тяжелый труд на поле, вместе с взрослыми. Они не унывали и с удовольствием принялись за работу. Школьники с нетерпением ждали, когда появится стая ранних журавлей. Их появление означало, что год будет урожайным.
До войны, отец мальчика работал в конюшне, и теперь Султанмурату, нужно было заботиться о лошадях и подготовить их к предстоящей пашне. Ему нравилась эта работа, и лошади его слушались. Султанмурат показал себя с лучшей стороны и за хорошую работу его назначили руководителем отряда. В его обязанность входило забота за лошадями, и держать оборудование в исправности.
Султанмурату нравилась одноклассница Мырзагуль. Атынай соперничал с ним, и тоже интересовался девочкой. Желая привлечь к себе внимание Мырзагуль, Атынай погнал табун на крутой склон, и, гарцуя верхом на лошади, падает. Животное повредило ногу, и захромала. Бригадир очень разозлился и набросился на Султанмурата.
Мать Султанмурата заболела и вся ответственность за семью легла на его плечи. Чтобы помочь семье к ним приехал дядя мальчика.
Мальчик давно не видел Мырзагуль и очень скучал по ней, он написал письмо и попросил брата передать ей. Когда они встретились, мальчик признался ей в своих чувствах, и она ответила взаимностью.
Когда все стало налаживаться, пришло известие о смерти отца Атыная. Султанмурат проявил сочувствие и стал его поддерживать.
Холода никак не отступали, работа в полях была очень тяжелая. И вдруг ребята увидели пролетающих ранних журавлей, вестников весны и богатого урожая.
После тяжелой работы, уставшие ребята, легли спать. Ночью в юрту проникли какие-то люди и связали мальчишек. Они оказались конокрадами и похитили четырех лошадей. Ребятам удалось развязаться, и Султанмурат вскочил на коня и пустился за ними. Ворам удалось подстрелить коня, и Султанмурат свалился на землю. Это был конь отца, и сразу все надежды рухнули. Он мечтал, когда отец будет возвращаться с войну, он встретит его верхом на этом коне, от досады он горько заплакал.
Почуяв свежую кровь, голодный волк приблизился к лошади. Увидев мальчика, волк подошел к нему, и приготовился напасть. Султанмурат был наготове, держа уздечку в руках…
Событие, которое всколыхнуло Петербург, было о том, как далеко подающий большие надежды красавец военный, командир лейб-эскадрона ушел в отставку в монастырь. Причиной стало тому, расторжение помолвки
Дети мои так обращалась Царица Екатерина к немецкому народу. Роман Яхиной получил такое же название.
По жанровой направленности произведение представляет собой социально-психологический роман, ключевая тематика которого заключается в существовании в каждом человеке душевного огня
По жанровой направленности произведение является сказкой для детской читательской аудитории, основной темой которой являются взаимоотношения людей, их характеры, привычки и самооценка.