Произведение по жанровой направленности является литературной сказочной повестью.
Главными героями повести являются брат и сестра Валя и Карик, а также их сосед Иван Гермогенович Енотов, представленный в образе профессора энтомологии.
Карик является храбрым, начитанным, любознательным мальчиком, всегда готовым прийти на помощь другому и найти выход из трудной ситуации, не падая духом. Валя, в отличие от брата, представляет собой спокойную, добрую, отзывчивую девочку, иногда проявляющую излишнюю самостоятельность.
Профессор изобретает эликсир, который позволяет человеку уменьшать свой рост. В один из дней любопытные дети выпивают раствор без ведома Ивана Гермогеновича и становятся размером меньше муравья. В комнату залетает стрекоза и ребята, взобравшись на нее, отправляются в необыкновенное путешествие в природный мир, незаметный глазу обычного человека.
Профессор, вернувшись домой, понимает произошедшее и решает отправиться на поиски детей, также приняв дозу эликсира. При этом он оставляет на берегу озера опознавательные метки в виде длинной палки с красным флажком, а также порошок, с помощью которого можно вернуть свой прежний рост.
В это время Валя с Кариком оказываются в жилище паука, из которого им чудом удается выбраться, отправившись в плавание по луже, казавшимся для них морем. Затем дети попадают в высокую траву, как будто находятся в дремучем лесу, и обнаруживают ягоды, которые им очень хочется скушать. Однако подоспевший профессор предотвращает необдуманный поступок, поскольку плоды оказываются ядовитыми.
Профессор открывает детям тайну своего эликсира, и они отправляются искать дорогу домой. На пути путешественников встречают различные трудности и опасности, при этом ребята постепенно знакомятся с миром насекомых и растений.
Неожиданно их к себе в гнездо уносит огромная оса, а потом они встречаются с личинкой муравьиного льва, покалечившую ногу Карика. Из-за этого путешественникам приходится поселится на время в домике ручейника, гда Валя с профессором придумывают план преодоления реки путем сооружения корабля из листика дерева. Для плавания по реке необходим запас продовольствия и профессор отправляется на его поиски, закончившиеся добытым бочонком со шмелиным медом.
Однако при погружении меда на кораблик он оказывается разлитым и тут же появляется большое количество мух, слетевшихся на сладкое. Путешественникам помогает смекалка и в конце концов они добираются до опознавательной метки.
Но тут обнаруживается, что увеличительного порошка на всех не хватает. Тогда профессор принимает решение отдать лекарство детям. Ребята возвращают свое человеческое обличие и, забрав профессора, отправляются домой.
Образ Агафьи Пшеницыной вызывает много двойственных мыслей, как в наше время, так и во времена Гончарова. Главная черта характера героини – любовь с большой самоотдачей к близким ей людям, которая переплетается с поклонением и смирением.
Взаимопонимание с близкими людьми очень важно. Оно помогает каждому в жизни, поскольку без таких отношений невозможно воплощать интересные и нужные для общества дела, работать и учиться.
Достоевский является не только признанным гением литературы, но и непревзойденным мастером психологического портрета.
С каждым поколением жизнь молодёжи меняется. Но одно остаётся неизменным, это осуждение старшего поколения. Осуждения, нравоучения и поучения родителей, бабушек и дедушек.
Эта сказка о борьбе итальянского народа за справедливость. В завуалированной форме, где люди фрукты-овощи происходят такие же события, как и у настоящих людей. Синьор Помидор немного поднялся над всеми и их же и гнобит. Да говорится «из грязи да в князи».