Степан Лиходеев – один из героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
Степан является директором московского театра «Варьете», того самого театра, в котором давали представления Воланд со своей свитой. Герой не выполняет свои обязанности в роли директора и ведет весьма разгульный образ жизни. Но в отличии от Берлиоза он не приносит никакого вреда Мастеру. Роль Степана в сюжете романа не велика, но, как и у всякого персонажа книги, его образ яркий и запоминающийся.
Лиходеев живет на Садовой по соседству с Берлиозом. Однажды утром проснувшись после весело и бурно проведенной ночи, он обнаруживает у себя странного человека, который утверждает, что вчера он заключил контракт с директором «Вариете». Степан, плохо помнивший вчерашний день, выходит в коридор, чтобы уточнить о предстоящих гастролях артиста. Видя запечатанную квартиру Берлиоза, в его голове мелькают нехорошие мыслишки об аресте соседа. О смерти Берлиоза Лиходеев и не думает. Судьбы соседа не трогает душу Степана.
Вернувшись себе в квартиру, Лиходеев застает неприятного человека в треснувшем песне. Но больше всего его поражает черный кот лихо выпивающий и закусывающий. Характеристика Лиходеева дана именно Коровьевым и Бегемотом. При помощи их реплик читатель понимает, кем на сомом деле является сосед трагически погибшего Берлиоза.
Лиходеев не выполняет свои должностные обязанности, ведет распутный образ жизни. Степан не делает ничего, потому что, по словам Коровьева, ничего делать и не умеет. В характере директора «Вариете» преобладают такие отрицательные черты как лживость, лень, хитрость, безответственность.
Лиходеева отправляют в Ялту, где он начинает сходить с ума. Осознание того, что он только что был у себя на квартире, а через мгновение оказался в Ялте наносят свой отпечаток на психику героя. Степан Лиходеев попадает в клинику для душевнобольных и там проводит восемь дней. Впоследствии, как сообщает писатель, он получает должность заведующего в гастрономическом магазине Ростова.
Сатиристическое описание Лиходеева отражает душевную настоятельность героя. Идя по легкому пути весело жизни, он начинает терять остатки человечности в себе.
Степу Лиходеева мы впервые встречаем в главе «Нехорошая квартира». Впечатление этот персонаж производит довольно неприятное. Проснувшись после бурно проведенной ночи, в состоянии жутчайшего похмелья, Степан выглядит омерзительно: лохматый, с отекшей физиономией, опухшими мутными глазами, обильной щетиной. Одет в грязную сорочку, хотя и при галстуке, но в кальсонах и носках.
Он не в состоянии вспомнить ни который час, ни какое сегодня число, с трудом узнает собственную квартиру. Да еще разбужен он незнакомцем, которому якобы назначил встречу, что ему крайне неприятно. Но визитер учтиво предлагает «подлечиться», указывая на сервированный водкой и изысканной закуской поднос. Опохмелившись, Степан приходит в себя, выясняет цель визита. Гость словно читает все его мысли, даже о его приятеле Хустове, с которым вчера пил, называя его приспособленцем, подхалимом и склочником. Оказывается, он, как директор театра Варьете, заключил с профессором черной магии Воландом контракт. Как хитрый и ловкий чиновник, он скрывает свою некомпетентность, но на всякий случай выходит в прихожую позвонить в театр, перепроверяя информацию. Вернувшись в комнату, видит помимо профессора еще странного субъекта в пенсне и огромного черного кота, выпивающих и закусывающих. Присутствующих Воланд представляет, как свою свиту.
На свою беду Лиходеев проживает в квартире, которая необходима Воланду на время его пребывания в Москве. Эта квартира имела нехорошую репутацию, потому что из нее и раньше пропадали жильцы. Вот и дверь соседа Берлиоза тоже вдруг оказалась опечатанной, что Степу поразило. Свите нужно место, а поэтому быстро вершится своеобразное правосудие над ставшим лишним хозяином жилплощади. Коровьев, как прокурор, быстро перечисляет все Степины грехи: свинячит очень, блудит, используя свое служебное положение, занимается очковтирательством, ничего не умеет делать. Интересно, что говорит он об обвиняемом во множественном числе, словно обобщает: таких много. Бегемот дополняет, что казенную машину не по назначению использует. И внезапно появившийся рыжий клыкастый тип подводит итог: Степа такой же директор, как он архиерей. Исполняя приговор, его ссылают в Ялту.
В принципе Степа безобидный, не причиняющий никому зла, обыватель. Обычный театральный чиновник, который свое место получил благодаря многочисленным связям. Он паразитирует на своей должности, она для него лишь источник беззаботного существования. Далекий от театра и искусства, бездарный, бестолковый руководитель. Для своих подчиненных он только создает проблемы. После его исчезновения, получив тревожную телеграмму, Римский, зная склонность к загулам и легкомыслие Лиходеева, решает, что это очередная выходка шефа. Степа, «вернувшись» из Ялты, куда, возможно, и не улетал, подлечившись в психиатрической клинике, находит себе новое тепленькое местечко. Его, благодаря связям, пристраивают на должность директора большого гастронома в Ростове. Только после пережитого он стал молчаливее, осторожнее со спиртным и женщинами, словно опасаясь новых потрясений.
Лиходеев — директор Варьете, молодой человек, очень популярный в творческих кругах Москвы. Он ведет праздный образ жизни: кутит, пьет, гуляет. На первый взгляд, совершенно безобидный малый, никого вроде не обманул, ничего не украл, никаких жутких грехов за ним не наблюдалось, Чем же он так заинтересовал Воланда и его свиту?
Степан Богданович обратил на себя внимание своей никчемностью, беззаботностью, безответственностью, Человек, не разбирающийся в искусстве, не имеющий никакого понятия о деле, которым руководит, занимает директорское кресло и бессовестно пользуется служебным положением. Всю работу за него выполняют подчиненные, он же лишь волочится за дамочками, при том, что женат, и предается кутежам.
Очнувшись однажды после очередного, весело проведенного вечера, и увидев перед собой незнакомца, он очень огорчен, что свидетелем его безобразия стал иностранец, но его нисколько не тревожит обстоятельство, что он абсолютно ничего из того, что происходило накануне, не помнит.
Такой, на первый взгляд, безобидный и никчемный человечишка, занимающий руководящую должность, на самом деле может являться сильнейшим злом для людей талантливых, творческих. Булгаков в образе Лиходеева раскрывает тип людей, творящих произвол при полной своей некомпетентности, занимающих не свое место. Кому, как ни автору романа, знать вредоносность лиходеевых, он на себе испытал все последствия активных действий чинуш от искусства.
Воланд выбирает довольно мягкое наказание для такого паразита общества: он отправляет его на курорт, в теплый живописный уголок Ялты. Вроде известный, имеющий множество приятелей, а пустой человек, никому не интересный, никто не торопится вернуть Лиходеева домой. Ни в какой Ялте, по факту, Степан и не был, все его скитания оказались обманом и происками нечистой силы.
Этот эпизод наглядно продемонстрировал силу гипноза, которым обладала компания Воланда. И читатель осознает, насколько велика эта сила, способная подчинять себе целые группы людей, находящиеся не только в одном помещении, но и на огромном расстоянии.
По возвращении из своего таинственного путешествия герой попадает в уже известную читателю психиатрическую клинику, к профессору Стравинскому. Происшедшее меняет Степана Богдановича в лучшую сторону: он становится тише и степеннее, практически не злоупотребляет спиртным, а женщин так вообще сторонится. Он все так же руководящий работник, только уже никак не связан с искусством.
Во время спектакля с Иваном Червяковым происходит неприятная ситуация. Он чихает и случайно пачкает слюной лысину статского генерала Бризжалова.
Патриотизм это чувство не только любви к своей Родине, но и способность встать на ее защиту в любое время. Человек любит всю жизнь те места, где он родился, свою улицу, свой поселок, свою страну.
У солдата закончился срок службы. Решил он на родину возвратиться, хотя там его никто не ждал. Повстречался ему на дороге нечистый, разговор с ним завёл и предложил за щедрую награду покараулить соколов в клетях. Солдат подумал и согласился.
В жизни каждого человека есть такие минуты, когда сердце начинает ликовать от ощущения счастья, хочется благодарить природу-матушку за возможность созерцать ее незабываемые пейзажи. Представляя, как один из лучших поэтов-пейзажистов
Главным героем одной из повестей Федора Михайловича Достоевского «Двойник» является Яков Петрович Голядкин. Образ героя стал очень противоречивым, из-за чего автор получил много критики в свою сторону.