Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» густо заселен второстепенными персонажами, которые нужны, чтобы дать возможность главным героям проявить те или иные черты, выступить в определенной роли. Фрида оказывается необходима М.Булгакову, чтобы главная героиня его романа Маргарита смогла проявить качество, очень важно для понимания ее характера, - милосердие.
Фрида появляется трижды в романе – в московских главах 23 и 24. На великом балу у Сатаны Маргарита приветствует висельников и убийц, среди которых оказывается и Фрида. Если бы не комментарии Коровьева, Маргарита не узнала бы о ее преступлении. Рассказ о том, как девушка убила невинного младенца, произвел на Маргариту сильное впечатление. Раз Фрида оказалась на балу у Сатаны, значит, ее казнили за преступление. Но казнь продолжилась и после смерти: камеристка тридцать лет продолжает класть на ночной столик носовой платок, который стал причиной смерти ее сына – в лесу она засунула его мальчику в рот, дождалась, пока тот задохнется, и закопала его в землю. Коровьев уточняет, что Фрида все мечтает пожаловаться на свой платок, хотя из уст самой преступницы Маргарита не слышит никаких просьб.
Фрида оказалась единственной из гостей, с кем у Маргариты вышел, пусть и незначительный, но разговор. Четыре раза преступница повторила ей свое имя, которое потом продолжало звенеть у хозяйки бала в голове. Маргарита, на тот момент не зная, чем помочь Фриде, посоветовала ей, узнав, что та любит шампанское, напиться пьяной, чтобы ни о чем не думать.
Так как Коровьев и Бегемот под руки подхватили Фриду и увлекли ее в толпу, Маргарите не удалось продолжить с ней беседу. Второй раз она встретила ее на балу у бассейна с шампанским: на совершенно пьяном лице даже в бессмысленности глаза Фриды показались ей умоляющими.
Свое видение истории Фриды Маргарита проявила, когда поинтересовалась, почему нет на балу хозяина кафе, который совратил девушку, то есть отца этого никому не нужного младенца. Именно его Маргарита этим вопросом определила также виновным в произошедшем преступлении. Бегемот, который с ней не согласился и даже вмешался в разговор - «при чем же здесь хозяин?», «не он же душил младенца в лесу?», был Маргаритой наказан: она ему больно выкрутила ухо. Для свиты Сатаны Фрида – всего лишь «скучная женщина»: в ее преступлении они не видели ничего интересного. На Маргариту же убийство ребенка произвело такое впечатление, что она, когда Воланд предоставил ей возможность в благодарность за проведение бала что-то для себя попросить, она попросила не вернуть ей Мастера, а перестать подавать Фриде платок.
История с Фридой заканчивается тем, что ей было даровано прощение самой Маргаритой, которой Воланд велел сделать это, сославшись, что вопрос этот не в сфере компетенций его ведомства. Когда же Фрида крестом простерлась перед Маргаритой, Воланд все-таки поучаствовал в ее судьбе – махнул рукой, чтобы она пропала из глаз.
Булгаков - непревзойденный исследователь человеческой души, её психофизических состояний. Трагические судьбы человеческой жизни, автор органично объединят в свой рассказ, тем самым, добавляя колоритности сюжету.
Один из реальных образов в романе - образ Фриды, девушки, которая появляется на балу у Дьявола и слёзно просит Маргариту о помощи, об освобождении от долгих лет мучений.
Фрида Келлер - реальная девушка, Булгаков нашёл этот образ в одной из истории болезней швейцарского психиатра. Юную девицу совратил управляющий кафе, плодом невзаимной любви стал ребёнок, которого девушка сдала в приют до пятилетнего возраста. Теряющая рассудок девушка, забрала ребёнка с приюта и удушила его в лесу. Позже была заключена в тюрьму, где отличалась примерным поведением.
Ещё одна история, которая легла в основу создания образа Фриды - юная девушка из Селезии. Она убила новорожденного ребёнка, засунув ему в рот платок.
Так объединение орудия убийства и судеб девушек стало краеугольным камнем для сотворения этого образа мученицы.
В романе “Мастер и Маргарита” автор повествует о Фриде к которой каждую ночь приходит надсмотрщица и кладет платок - доказательство убийства её ребёнка.
Исторический образ правдиво описан Булгаковым, вплоть до соответствия годов происходящего. Свой поступок девушка объясняет, что её подталкивала неведомая сила. Этим искусителем людских душ в романе является Сатана к которому, и приходит узница.
М. Булгаков описывает Фриду, как красивую девушку, лет двадцати, однако подмечает одну деталь: беспокойные и назойливые глаза, которые свидетельствуют о её психической неуравновешенности. И желанием оправдаться в глазах других своим скромным и покладистым поведением.
О психическом заболевании свидетельствует постоянный голос в голове Фриды, который зовет её. Участники бала отмечают, что эта девушка приходит не в первый раз и постоянно ведёт разговор о платке и её несчастье. Женщина не признает своей страшной ошибки, а лишь жалуется на собственные проблемы.
Милосердное сердце Маргариты побуждает её просить о прощении этой женщины. Воланд прощает её, и она исчезает с глаз героев.
В этом образе Булгаков изображает один из пороков людской сущности: жестокость, психические изъяны и желание быть оправданным несмотря ни на что.
Каждый человек напрямую соприкасается с понятием нравственности хоть раз в жизни. Вопрос - "что делать?" встаёт перед каждым ежедневно. Но не всем известно значение слова нравственность
Россия - это изумительная страна, она имеет свою историю и славится разнообразием традиций. Но если речь заходит о красоте, то это, непременно, речь пойдет о природе.
Представить жизнь без мечтаний нельзя. Каждый из нас когда – либо хотел воплотить ту или иную мечту в реальность. В детстве все люди очень любили помечтать, но зачастую их мечты больше напоминают шутки.
Роман «Красное и черное» Стендаля стал первым образцом психологического реализма. Впоследствии это направление в европейской литературе стало доминирующим. Литературоведы много спорили
Подвиг – это, с одной стороны, очень просто… Нужно просто совершить нечто героическое! Как раз тот, кто совершил подвиг, становится героем. Это означает, рискнул своей жизнью, решился на то, что другие бы не смогли сделать.