Свой новый рассказ, назвав его «Студент», Антон Павлович чехов опубликовал в газете «Русские ведомости» за 1894 год. Жанр произведения писатель определил как рассказ с минимальным количеством действующих лиц и небольшим сюжетом. Действие разворачивается в течение одного дня, взятого из жизни студента Ивана Великопольского.
Название далеко не случайно, действие происходит в страстную неделю в пятницу. А кому как не студенту духовной академии лучше знать подробности страданий Иисуса. Иван Великопольский живет ими и, когда передает вдовам историю отречения апостола Петра, невольно предстает в образе священника, читающего проповедь. Повествование ведет автор, он со стороны наблюдает за происходящим и, как это обыкновенно бывает у Чехова, не спешит с выводами, их делает внимательный читатель.
Рассказ посвящен очень важной проблеме, волнующей писателя: какие силы направляют человеческую жизнь? Для ответа на поставленный вопрос автор обращается к событиям, которым уже более девятнадцати веков. В своем ответе Чехов убедителен как никогда, неслучайно этот рассказ он называл одним из своих любимых. Человеческая жизнь направляется правдой и красотой, Иван воочию убеждается в этом, увидев два конца одной цепи исторических событий.
Сюжет прост, утром Иван отправляется на охоту, привлеченной весенней погодой, которая неожиданно сменяется почти зимним холодом. Студент почувствовал свое одиночество и нарушение установленного в природе порядка вещей. Возвращается в сумерках и видит на вдовьих огородах огонек. Он направляется к нему и видит хозяек огородов – двух вдовых женщин. Погрев руки, Иван вновь обращается к теме, которая его волнует. Он вспоминает отречение апостола Петра от Иисуса. Говорит мягко, но очень убежденно, а когда замолкает, видит слезы на глазах женщин. Делает вывод о том, что события, о которых он рассказал, интересны и им, женщины переживают и сочувствуют Петру. Продолжая свой путь домой, Иван оглядывается, видит огонек, который спокойно мигает, и удивительная радость охватывает его. Он понимает, что человеческая жизнь направляется правдой и красотой, что настоящее неразрывно связано с прошлым. А еще он понимает, что он молод, полон сил и энергии, и у него впереди вся жизнь.
В рассказе три действующих лица: студент Иван Великопольский и вдовы, мать с дочерью, Василиса и Лукерья. Две слушательницы и студент, который рассказывает и комментирует события. Разговор с женщинами - центральный момент в рассказе, который дает пищу для размышлений Ивану. Сам он, конечно, сопереживал переживаемым событиям, но для него стало огромным открытием переживания и слезы слушательниц. Разговор происходит в форме диалога, но своеобразного, который состоит из пространных реплик студента и коротких ответов Василисы. Развязка рассказа, как и положено, в конце повествования. Уже поднявшись на гору, еще раз оглянувшись, Иван остановился, и радость неожиданно заволновалась в его душе.
Читатели любят читать рассказы Чехова, не исключение и рассказ «Студент». Они разделяют мысли писателя о направляющей силе человеческой жизни и том, что молодость – это замечательная пора жизни, когда человек мечтает и строит планы, которые ему предстоит осуществить.
Интересно, что в этом рассказе почти ничего не происходит… Похолодало, жгут костёр, рассказывает человек библейскую притчу, слушатели плачут (одна женщина). Даже не действие тут, а на эмоциях реакция! Но что-то меняется в душах персонажей.
Эта история показывает настоящее сочувствие. Она доказывает, что все страдания тогда были не зря, что даже через тысячи лет они не безразличны людям. И самое важное как раз не произнести «нужные» слова, а искреннее отношение. Слезы ведь и в сказках обладают магическим действием. Например, слезы героини могло снять заклятье. Вообще, в рассказе говорится ещё о единении людей. Герои очень разные, конечно, хотя и у них нашлось вот это общее.
Рассказ приятно читать – ничего лишнего здесь нет. Кроме того, он очень короткий, похож на зарисовку. Его хочется перечитывать, хотя тут нет именно красоты пейзажа или персонажей. Красиво ожидание счастья в конце! Не просто надежа на него, а именно ожидание. Когда ждешь какой-нибудь праздник испытываешь тоже похожее чувство, оно наполняет, веселит.
Написан рассказ хорошим простым языком. Никакой пышности в нём нет, даже в истории о Христе. Вообще, всё творчество Чехова лаконично, он избегал долгих описаний, старался творить в сжатой форме.
Может быть, главный герой тут слишком восторженный?.. Он придаёт очень большое значение слезливости вдовы (Василисы). Но это решать каждому читателю самостоятельно. Лично мне так не показалось! Даже более младшая женщина (Лукерья), хоть и не заплакала, но ощутила всю ту боль.
Думаю, что это заслуга рассказчика, ведь он показал, как Петр и переживал, и следовал за Христом, но по слабости человеческой отрекся от него, даже не заметив этого. Только с криком петуха понял! Раскрыты его чувства, поэтому сопереживаешь. Не говориться, что просто раз – и отрекся… Кстати, герой отрицает, что причина слёз – его талант рассказчика, он говорит о высоком их значении. Но это лишь показывает его скромность! Любую историю можно испортить плохим рассказом, найти ненужные смыслы в ней. Думаю, что он хорошо передаёт важную историю.
Женщины, конечно, более чувствительны к таким рассказам, более открыты, но у этих вдов своё горе, они могли и не вдаваться в историю, которую рассказал их случайный гость. Сейчас, по-моему, люди стараются даже не вслушиваться в истории, берегут свои нервы, возможно. Всё сложней пробить стены между людьми.
Этот рассказ нужно обязательно читать и перечитывать всем, даже атеистам, ведь тут основной вопрос в сочувствии.
Одной из главных тем произведений советских писателей стала тема Великой Отечественной войны. Многие из них были не только военными корреспондентами, но даже принимали непосредственное участие в боевых действиях
Николай Алексеевич Некрасов, является автором произведения Кому на Руси жить хорошо. Произведение было опубликовано в печать свыше 140 лет назад. В нём описывается, насколько была тяжела жизнь
Пьеса «На дне» М. Горького – одно из лучших произведений автора, оно поражает своей глубиной и драматизмом. Это произведение успешно прошло испытание временем
Одной из второстепенных героинь романа "Тихий Дон" является Евдокия Пантелеевна Мелехова или Дуняша, как ее ласково называли родные и односельчане, когда она была нескладным веселым подростком.
Духовно-нравственные ориентиры — ценности и убеждения человека. Также это определенные рамки личности, через которые он не сможет переступить.