Как и все произведения А.П.Чехова, рассказ «Человек в футляре» не лишён глубокого смысла жизни человека. Этот рассказ, как и другие творения автора, выделяется точным описанием человеческих пороков. Автору мастерски и точно удалось показать ограниченность общества в провинциальном городке той эпохи.
Чехов, рассуждая о судьбе человека, обращается к внутреннему миру своих героев. Имея способность глубоко разбираться в нюансах человеческой психологии, автор в этом коротком рассказе, раскрыл внутренний мир главных героев, продемонстрировав конфликт мировоззрений.
Судьба учителя латинского и греческого языка Беликова, забитого и даже немного страшного, который боится жить полноценной и радостной жизнью, словно закрываясь «футляром» от внешнего мира, противопоставляется весёлой хохотушке Варе и любящему свободу Коваленко.
Беликов живёт в страхе ожидания внезапного происшествия, которое повлияет на его устоявшуюся жизнь. Поэтому он поднимает воротник плаща, носит с собой зонт в солнечные дни, закрывает глаза темными очками и никогда не снимает калош. Беликова раздражает реальность, и он ненавидит всё происходящее. Облачившись в одежду как в «футляр», Беликов закрывается от внешнего мира.
Живя прошлым, он восхваляет его. Даже преподавание древних иностранных языков, показывает его страх и отвращение перед всем новым. Запреты и ограничения Беликов создаёт себе сам, осуждая и боясь любых отклонений в поведении своём и других жителей городка.
Всё население маленького городка боялось его. Подчиняясь запретам в газетных статьях и циркулярам, Беликов осуждает свободолюбивых учителей и жителей, жалуется на них и оказывает давление на окружающих своим нытьём, вздохами, маленьким лицом, как у хорька. Всё население маленького городка старалось держаться от него подальше.
Находясь в постоянной тревоге, как бы чего не вышло: как бы воры не забрались, как бы Афанасий не зарезал, Беликов прячется от действительной жизни. Он не был готов открыться для эмоций и новых знакомств. И поэтому даже одежду использует для того, чтобы создать вокруг себя «футляр».
Любовь, которая могла случиться между Варенькой и Беликовым, не состоялась из-за его верности своим жизненным законам, запретам и условностям. Обитатель укромного мирка живёт по своим правилам, и другому человеку нет там места. Поэтому, люди, живущие в плену условностей, обречёны на одиночество.
Название произведения очень точно характеризует Беликова, которому комфортно проживать в своём «футляре». Смысл названия и главная мысль рассказа заключается в том, что именно такие ограниченные люди тормозят перемены к лучшему и не могут радоваться простым вещам. Своим рассказом А.П. Чехов призывает проживать каждый момент своей жизни с радостью, наслаждением, стремиться развить свои таланты, улучшать душевные качества. Тем самым человек вносит свой вклад в улучшение жизни общества. Это и есть предназначение человека.
Главный герой одного из самых известных произведений Антона Чехова, рассказа "Человек в футляре", - учитель греческого языка Беликов. Его неизменный атрибут - плащ, застегнутый на все пуговицы, в котором он ходит даже летом. В любую погоду, даже когда на небе ни облачка и светит яркое солнце, Беликов надевает галоши и берет с собой зонтик.
Таким образом этот человек хочет оградить себя от непредвиденных обстоятельств, обезопаситься от всего, от чего только можно обезопаситься. То есть, человек добровольно, по собственному желанию создает вокруг себя этакий "кокон", "футляр", погружает себя в него.
И предпочтение таких внешних атрибутов жизни не может не сказаться на психологическом состоянии человека. Впрочем, скорее всего, именно психологическое состояние, извращенное восприятие окружающей действительности и стало первопричиной создания Беликовым "футляра", возведение его в ранг единственно возможной для этого человека зоны комфорта и постоянного пребывания в ней.
Жизнь Беликова строжайшим образом регламентирована, это своего рода "человек дождя". Он живет по раз и навсегда разработанным для себя правилам и для него просто конец света - хотя бы малейшее отступление от этого регламента.
Но самое опасное в Беликове то, что он заражает своим извращенным мироощущением всех окружающих: в городке перестали читать книги, танцевать, ходить в гости, так как люди боятся его осуждения. То есть, практичеси ничего не представляющий из себя человек вдруг стал арбитром нравов, мерилом достоинства и добродетели. Ситуация дошла до абсурда. Беликов посадил в свой "футляр" фактически вест город. Все окружающие Беликова люди начинают жить по его принципу "как бы чего не вышло".
Но Чехов не был бы Чеховым, ограничься он только частностями и выйди на обобщения. Вот и этот рассказ - не о Беликове как таковом, не о причудах отдельного человека, вдруг по странной прихоти Провидения оказавшего сильное влияние на весь город. Ведь даже после смерти Беликова в городке жизнь кардинально не меняется, не наблюдается существенных улучшений. То есть, Беликов просто, говоря современным языком, "попал в струю" и создал "мейнстрим". И в итоге автор приходит к очень неутешительному выводу о том, что почти все люди живут в "футлярах" собственных страхов и предрассудков, которые возводятся в ранг "жизненных принципов", колоссально обедняя человека духовно и колоссально обедняя для человека этот мир.
Вначале своего сочинения по теме Доктор Живаго необходимо подчеркнуть, что помимо Пастернака упоминают тему личности и революции другие писатели. Эта проблематика тревожила всех литераторов двадцатого столетия.
Воспоминания о беззаботном детстве появляются вовремя чтения очередного рассказа детского писателя Николая Носова. В его произведении содержатся элементы воспитания и нравоучения
Один из центральных персонажей пьесы – Борис, племянник купца Дикого. Островский скупо описывает внешность Бориса. Известно лишь, что молодой человек приехал в город Калинов из самой Москвы.
Как труден любой выбор. Как не любить Валерия Борзова. Он всю свою спортивную жизнь боролся с собой и американскими бегунами за «выход» из десяти секунд на стометровой дистанции
В основу произведения положены реальные события о трагической судьбе русского человека, пережившего тяготы военного времени.