Первая публикация произведения была опубликована в «Отечественных записках» в 1849 году с названием «Неточка Незванова». Две части вышли зимой, а третья весной. Автор был арестован за участие в собраниях петрашевцев. Из-за этого писатель не захотел заканчивать написание этой поэмы, изменив начало произведения, убрал части и поделил по главам, и немного изменил сюжет. Продолжил написание 1846 году зимой. Работа над поэмой длилась три года. И вышла в журнале Краевского в 1849г.
Жанр повесть
Повествование о жизни бедной девочки, которая несмотря ни на что не потеряла свои человеческие качества.
Неточка Незванова — главная героиня;
Мать Неточки Незвановой;
Егор Ефимов —отчим главной героини;
Князь X-му — приютивший Неточку князь;
Катя —дочка князя X-му;
Александра Михайловна — сестра Кати;
Петр Александрович — муж Александры Михайловны.
Композиция читатель видит много глав произведения в виде детства Неточки Незвановой, ее новой жизни. Автор ведет повествование в виде дневниковых записей в сочетании с воспоминаниями девочки.
Сюжет произведения разворачивается в старой и грязной коморки Петербурга. Там проживает восьмилетняя девочка по имени Неточка, со своей больной мамой и пьющим отчимом — Егором Ефимовом. Мать зарабатывает на жизнь семьи стиркой и починкой старых вещей, отец, бывший музыкант, ни где не работает, пьет и жалуется на жизнь. В своих бедах он винит свою жену, которая якобы загубила его талант. Та же, несмотря ни на что, продолжает его любить, пусть и своеобразной любовью.
В молодости Егор Ефимов служил со своим другом у доброго помещика в его оркестре. Но после смерти друга, Егор Ефимов начал скитаться по провинции. Только к 30-ти годам он сошелся со своим коллегой Б. в Петербурге, с котором он делил пищу и кров. Б. не отличался особым талантом, но был очень трудолюбивым и искренне хотел добиться успеха. Так оно и случилось, в то время пока Ефимов кутил и пьянствовал, Б. усердно трудился, и спустя время добился большого успеха. Б. никогда не забывал про своего старого друга.
В тот момент Ефимов и женился на матери Неточки (ей к тому моменту было 2 года). Жена Ефимова искренне верила в талант мужа, и готова была всем помогать для, того чтобы тот добился успеха. Не понимая этих странных отношений Неточка горячо полюбила своего отчима.
Спустя какое-то время объявился Б., и предложил Ефимову работу в театре. За время этой работы Ефимов не принес в дом ни копейки. Пьянствовал и вел разгульный образ жизни, а с коллегами общался свысока, из-за чего и был уволен из театра.
Поняв, что падчерица любит его безоговорочно и горячо, Ефимов решает воспользоваться ей, для того, чтобы попасть на концерт скрипач С-ц. Всю жизнь Ефимов мечтал попасть к нему на концерт, чтобы убедиться, что гений С-ц также не дотягивает до уровня Ефимова. Он уговаривает Неточку взять деньги у мамы на продукты и отдать ему. Наивная девочка так и поступает, отдав деньги, врет матери, что потеряла их. Мать понимает, что это Ефимов надоумил ее так сделать и впадает в отчаяние. Этой же ночью она скоропостижно умерла.
Придя домой, Ефимов решается уйти с Неточкой «на встречу успеху», о котором он так часто ей говорил. Однако на пол дороги он бросает ее, девочка, бросившись за ним, слезно умоляет вернуться, но не выдержав, теряет сознание. Как станет позже известно, Ефимов скончался в больнице этой же ночью.
Неточка попадает в богатый дом к доброму князю X-му, там она знакомиться с его дочерью Катей. Избалованная Катя долгое время не принимает сиротку Неточку, жестоко подшучивает над ней и смеется. Неточка успешно отбивается от нападок девочки. Однажды Неточка берет на себя вину Кати перед всеми и после этого момента девочки становиться лучшими подружками. Заметив такие теплые отношения взрослые решают, что по-отдельности им будет лучше. После этого Катя с родителями отправляется в Москву.
Неточка переселяется в дом к сестре Кати — Александре Михайловне, и ее мужу —Петру Александровичу. Женщина полюбила Неточку как родную дочь, занимается ее воспитанием и образованием. Однако, Неточка взрослая не по годам и вскоре замечает, что в отношениях Александры Михайловны и ее мужа есть некоторая странность: муж ведет себя очень отстранено со своей жены, а та выглядит виноватой. Такое поведение дает понять Неточке, что между ними есть какая-то тайна.
Когда Неточке исполняется 13, она обнаруживает страсть к чтению и получает доступ в домашнюю библиотеку. Там она проводит часы на пролет и однажды обнаруживает письмо. Прочтя его, она узнает, что у Александры Михайловны был роман с мелким чиновником. Вскоре об этом романе стало известно общественности и любовникам пришлось расстаться. Муж Александры Михайловны защитил жену от нападок из вне, однако сам хранил свою обиду, несмотря на то, что между любовниками никогда не было ничего не позволительного.
Петр Александрович застает Неточку за чтением этого письма и, желая защитится, обвиняет девочку в непристойности и безнравственности. Александра Михайловна пытается защитить девочку, однако сама Неточка не оправдывается, боясь причинить тем самым не поправимый урон Александре Михайловне. Петр Александрович напоминает жене о неверности, после чего та падает в обморок. Не выдержав такого напора, Неточка обличает Петра Александрович, говоря, что он жесток в попытке выставить себя в наилучшем свете. С этими словами Неточка собирается покинуть дом, но ее останавливает помощник Петра Александровича.
По жанровой направленности произведение является повестью, однако на самом деле представляет собой неоконченный роман писателя, заключающий в себе идею романа-воспитания.
По композиционной структуре повесть состоит из трех частей в виде детства главной героини Неточки Незвановой, ее новой жизни и тайны. Повествование ведется в форме дневниковых записей в сочетании с воспоминаниями девочки.
Сюжетная линия произведения заключается в наблюдении за жизнью девочки, описывая ее развитие, воспитание, проявление новых чувств, тем самым раскрывая особенности героини. В этом состоит главная идея повести в виде изображения развития человеческого характера, начиная с детских лет и заканчивая зрелостью, фоном которых является описание социальной жизни.
Персонажи повести в лице неудавшегося скрипача Ефимова, матери Неточки, самой героини, Александры Михайловны отнесены автором к категории мечтателей, судьбы которых отражают основной конфликт произведения в виде яркой картины социальных контрастов: подневольного положения талантливого музыканта в крепостном театре, нищеты городского населения, символа волшебной сказки – богатого дома, имеющего красные занавески.
Своеобразие произведения заключается в замечательной планируемой четкости повествования, оригинальном композиционном принципе и необычайном драматизме характеристик персонажей.
Кроме того, отличительной особенностью является применение автором аналитического метода, который обнаруживает психологические причудливости и ненормальности внутреннего мира главной героини, которая под воздействием живой жизни имеет возможность преодоления собственной замкнутости, становясь сильным и активным человеком, способным постоять не только за себя, но и за близких ей людей.
Характер главной героини формируется под влиянием атмосферы постоянных и бесплодных мечтаний, которые Неточка преодолевает и выступает в качестве борца против проявления подлости, которое олицетворяет Петр Александрович, являющийся мужем Александры Михайловны.
Смысл повести заключается в изображении детского образа, родившегося в городской мещанской семье, выросшего в нищете и страданиях, получившего раннее развитие, но при этом, несмотря на знание изнанки мира, не растерявшего глубокий и пытливый взор, а также истинных человеческих качеств.
Шукшин Василий Макарович - писатель известный своими произведениями, которые легки в прочтении, но при этом несут духовность и некоторую осмысленность. Одно из его произведений Солнце, старик и девушка, написанное в 1963 году
По моему мнению, благородство показывает, в каком состоянии пребывает душа человека. В человеке либо присутствует благородство, или оно отсутствует. Данное качество начинает формироваться еще с детских лет.
По моему мнению, семейное воспитание обладает одним из основополагающих значений для человека. Конечно, если посмотреть на различные социальные институты, то легко увидеть, что они тоже могут преобразовывать
Полотно «Берёзовая роща» - шедевр девятнадцатого века. Навевает романтические чувства первозданной красоты и свободы природных просторов.
В жизни у каждого человека есть и хорошие, и плохие моменты. Мы все замечаем, что они, похоже, чередуются. В несчастье человек склонен к жалости к себе. Хуже всего то, что чувства и настроения ставят отпечатки на наше мировоззрение