Произведение по жанровой направленности представляется реалистичным, поскольку повествует о действительности во всех ее многообразных проявлениях в виде хроникальности, сурового историзма мышления, философичности. С точки зрения многочисленных критиков произведение является роман-пророчеством, отражающим не только проблемы того периода времени, но и вопросы будущего.
Композиционная структура романа заключается в авторских размышлениях на несколько актуальных тематик в виде отношения отцов и детей, нигилизма, отсутствия единых нравственных ориентиров, религиозности и атеизма, реальности и мистики.
Главной мыслью произведения является авторская уверенность в отрицательном влиянии нигилистических настроений на русскую общественность, выраженная в виде человеческого беснования и хаоса вокруг людей.
Отличительной особенностью романа представляется использование писателем эпиграфов в виде отрывка пушкинского стихотворения «Бесы» и притчи из Евангелия от Луки, которые являются непосредственным отражением концептуальной составляющей произведения.
Сюжетная линия романа разворачивается в провинциальном российском городке, где проживает помещица Варвара Петровна Ставрогина, являющаяся влиятельной женщиной в губернии, высокомерной и деспотичной.
Систем образов романа выстраивается вокруг разгадки тайны главного героя, который представляется в образе Николая Ставрогина, единственного сына Варвары Петровны, поскольку его душевное смятение и раздвоенность захватывают всех окружающих, начиная с нескольких его учеников и заканчивая целым городом.
Распад личности главного героя представляется автором в виде религиозного кризиса, переживаемого в России.
Личность Николая Ставрогина концентрирует вокруг себя всех героев романа в лице Степана Трофимовича Верховенского, духовного отца главного героя, представленного в экспозиции произведения, четырех женщин, возникающих в трагической судьбе Николая Лизы Тушиной, Даши, Марьи Тимофеевны, жены Шатова, четырех мужчин, символизирующих идеи Ставрогина, начавших новую жизнь Шатова, Кириллова, Петра Верховенского, Шигалева и, собственно, порожденных Ставрогиным мелких бесов Виргинских, Липутина, Лебядкина, Эркеля, Лямшина.
Смысл романа заключается в необходимости духовного оздоровления общества, зависящее от его морального благосостояния и выражения человеческого тепла и любви.
Произведение «Бесы» раскрывает вопрос о том, как Россия шла свой путь, то как внутри ведется политическая борьба, которая является достаточно широкой, ведь вопрос насильственных преобразований встает перед Россией достаточно остро. Здесь можно отследить и отсылку к «Отцам и детям», который был написан Тургеневым.
Он открывает тему нигилизма, которая становится в России, не только популярной, но и на самом деле актуальной и востребованной. Герои Тургенева и герои Достоевского раскрываются в идеологических спорах, которые показывают читателю, как могут развиваться события в произведении.
Он связывает свое произведение с стихотворением «Бесы», которое было создано Пушкиным, он тоже передает мысль о тех людях, которые сбились с пути и нуждаются в наставлении, они затерялись в обществе, которое похоже на вихрь и метели, полностью завоевавшими в обществе.
Тургенев тоже передает мысль о том, что общество российское больно, ему приходится переносить множество социальных трудностей. Все пытаются искоренить данные политические противоречия, но пытаются сделать это насильственным путем.
Автор поднимает мысль о том, что в принципе общество находится в трагическом и упадническом состоянии. Он пытается разобраться и с тем, почему общество не может прийти к успеху в целом. Оно старается справиться с существующими проблемами, но все равно сталкивается с такими же проблемами.
Главный герой Ставрогин – он уверен, что сможет быть сверхчеловеком и выбирает именно такой путь. Он человек двойственный, то он становится представителем значительных идей и вдохновляет окружающих молодых парней на то, чтобы бороться за свой народ.
То он буквально развращает окружающих своими мыслями.
Его двойственность свойственна и всему окружающему народу. Все живут именно так. С одной стороны, они готовы бороться за русский народ, а с другой стороны они готовы в любой момент отказаться от происходящего, так как необходимо приложить дополнительные усилия, пойти против собственных стереотипов и бороться за свое счастье.
Но наступит ли переломный момент в государственной политике? Или же время смуты не закончиться?
Федор Михайлович Достоевский отдал в печать лишь вторую версию своего романа «Бесы». Первая была нещадно уничтожена после очередного эпилептического припадка. Достоевский, очень требовательный к себе человек, готов был задержать сроки сдачи романа в печать и жить с семьей впроголодь, но «сырой» на его взгляд материал, сдать не мог.
Идеей произведения послужила небольшая газетная вырезка о громком на то время преступлении, произошедшем в Москве в 1869 году. Члены одного революционного кружка, организатором которого был студент Нечаев, убили одного из своих соратников, Иванова, пожелавшего выйти из их тайного общества.
Это преступление огромным катком прокатилось по стране. Именно из этого происшествия получилось глубокое философское произведение, получившее признание, сначала за рубежом, а после распада советского союза, и в нашей стране.
Это не принятое в свое время произведение было построено на идее нигилизма, отрицания не конкретного, а всего сразу, без разбора и на подряд.
Главный герой, Верховенский, показан в романе крайне мерзким человеком, не останавливающимся ни перед чем для достижения своей главной идеи.
Революционные идеи, о которых он рассказывает своим соратникам, являются только средством к достижению главной цели – власти. Он трезво оценивает себя и свои силы и понимает, что «мелковат» для поста властителя голов и мыслей, поэтому ставленником своим делает Ставрогина Николая.
Ставрогин же, просто наслаждается своим верховенством, не понимая для чего ему это, да и не желает напрягаться и понимать это. Черная дыра, в которую, шаг за шагом, затягиваются люди, постепенно поглощает всех участников тайного общества. Один за другим погибают его члены.
В конце романа Ставрогин кончает с собой, что видится совершенно логичным, учитывая его предсмертное письмо, в котором и раскрывается его гнилостная черная сущность.
Растлитель малолетней девочки Матреши, клятвопреступник, насильник и, наконец, убийца, Ставрогин получает заслуженный конец. Проданная душа забирает с собой и тело.
Только Степану Трофимовичу Верховенскому, отцу Петра, Достоевский позволяет открыть путь спасения своей страны, погрязшей в бредовых идеях социализма, безверии, мечущейся между придуманным богом, попытками верить в него и бесконечными доказательствами того, что бога не существует через самоубийства.
В поэме показана тяжелая жизнь ещё одного «счастливчика». Тут говорится о том, что и богатырское здоровье, большая физическая сила и выносливость не делают человека счастливым. По крайней мере, в России тех времен.
Произведение, в свойственной 18-19 веку назидательной манере, высмеивает человеческие недостатки, выраженные в форме простого рассказа.
Я всю свою жизнь мечтал о собаке, но мне не разрешали ее заводить. Родители говорили, что я слишком маленький и не смогу за ней ухаживать. У многих моих одноклассников были собаки
Наиболее полно показан портрет Печорина в главе «Максим Максимыч» через восприятие рассказчика, который близок герою по многим качествам – возрасту, происхождению, отношению к жизни.
Однажды в Лондон приехал зоопарк. Чтобы попасть туда, нужно было заплатить деньги или принести маленькое животное на корм зверям.