Каждое произведение Достоевского являет собой удивительный мир, где каждая мелочь и каждая деталь имеет особое значение, несет в себе глубокий смысл. На страницах романа читатель неоднократно сталкивается с теми или иными символами. Важную роль в «Преступлении и наказании» писатель отдает числам.
С давних пор человек обращался к числам с целью передать сведения или обозначить нравственные явления и понятия. Например, число «три», как равно и «тридцать три» всегда имело большое значение в христианской среде. В частности, Святая Троица символизирует Бога, число 33 означает возраст Христа, а воскресение произошло через три дня после казни. Таким образом, именно с этими числами Достоевский связывает божественные проявления в нашей обыденной реальности.
В «Преступлении и наказании» мы видим, что перед тем, как решиться на убийство старухи, Раскольников мучается три дня. К процентщице он приходил три раза. Число «три» встречается, когда Соня жертвует отцу 30 копеек, и в тот момент Мармеладов чувствует себя предателем Иудой. Здесь не зря проводится параллель с библейской историей. Именно за такую сумму Иуда предал Иисуса Христа.
Интересно, что у Достоевского был собственный экземпляр Евангелия, в котором он отмечал важные с точки зрения философского понимания жизни моменты, в том числе евангельские числа. Помимо божественной сущности этих символов, в них также присутствует и другой смысл – предупреждение о надвигающемся несчастии. Именно поэтому главный герой "Преступления и наказания" оставляет у старухи залог три раза.
Несколько раз в романе упоминается число «одиннадцать», также наделенное библейским значением. В одиннадцать часов Раскольников покидает дом Мармеладовых. Согласно евангельской притче хозяин нанял нескольких работников, первый из которых пришел в третьем часу, второй в шестом, третий в девятом и четвертый в одиннадцатом. Расплатился же с ними хозяин в обратном порядке: первым работником в тот момент оказался последний из всех, тот, что пришел позже остальных. В этом и заключается божественная справедливость. Таким образом, по мнению автора, герой, появившийся в доме последним (в одиннадцатом часу), имеет возможность раскаяться, оказаться первым.
Неоднократно и, пожалуй, чаще других в произведении встречается число «семь», следовательно, писатель придает ему особенную значимость и символичность. Во-первых, «Преступление и наказание» состоит из семи частей, во-вторых, первые две части содержат по семь глав. В-третьих, судьбоносные моменты в жизни главного героя совершаются в семь часов.
Теологи разделяют число «семь» на две части – тройку, обозначающую божественное начало, и четверку, символизирующую миропорядок. Таким образом, данный символ являет собой единение Бога и человека.
Целью числового символизма, к которому так часто прибегает Достоевский, является придание особой значимости и глубины происходящим событиям. Это, в свою очередь, позволяет автору как можно лучше раскрывать личность человека, его душу, которая всегда, - писатель искренне в это верил – стремится быть как можно ближе к Богу.
Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" — очень сложное психологическое произведение, переплетающееся с символикой и мистикой. На протяжении всего романа автор использует несколько цифр, которые имеют определённое значение.
Цифры четыре, семь, одиннадцать и тридцать встречаются в произведении наиболее часто, они взяты из Библейских мотивов. Все эти числа имеют огромное значение в романе. Для того, чтобы понять последовательность и роль цифр в романе, необходимо внимательно прочитать и проанализировать произведение. Рассмотрим каждое число подробнее.
Число четыре — это символ нравственной, духовной смерти героя. В первый раз это число встречается в номере квартиры старухи-процентщицы. После убийства старушки Раскольников прячет все украденный вещи под камнем около четырехэтажного дома. Также цифра перекликается и с Соней, она живёт в квартире под номером четыре, а в этом же доме на четвёртом этаже располагается полиция. Через четыре дня после совершения преступления Раскольников просит Соню прочитать ему Библию.
Пожалуй, самым мистический и загадочным числом является семь. Это число является символом единства Бога и людей. Ровно в семь часов Лизавета должна была покинуть квартиру старухи-процентщицы, то есть примерно в это же время и было совершенно убийство. Во сне про лошадь Родион видел себя семилетним мальчиком, семь лет длилась и каторга героя. Также Марфа прожила со Свидригайловым семь лет. Эти годы можно назвать настоящим адом.
Число одиннадцать в романе символизирует справедливость. Именно в это время Раскольников сознался в совершенном преступлении.
Число тридцать связано с библейской легендой о том, что Иуда продал Иисуса за тридцать монет. Такую же сумму заработала Соня Мармеладова в первый день своей работы, а также затем отдала тридцать монет своему отцу Семену Мармеладову на алкоголь. Также за тридцать тысяч Марфа освободила Свидригайлова, который в конечном итоге её чуть не убил. Таким образом, число тридцать здесь — это символ предательства.
Символика делает роман Достоевского "Преступление и наказание" ещё более глубоким, духовным и нравственным.
Произведение замечательного автора многих известных произведений, Пушкина, всегда наполнены обилием различных персонажей и образов. В своих произведениях практически
Эта глава представляет собой воспоминания Обломова – о детстве и юности. Тут показана его семья, имение, образ жизни, которые и повлияли на формирование Ильи.
Сказ Павла Петровича Бажова Малахитовая шкатулки пронзен одной идеей. Через всю историю проходит малахитовая шкатулка с драгоценностями достойными царицы, подаренная когда-то горняку самой Хозяйкой медной горы.
В литературной критике при обсуждении художественных произведений поднимаются и затрагиваются разные вопросы. При этом в критике существуют такие вопросы, которые чаще обсуждаются применительно к какому-либо определенному
В 1940 году Михаил Юрьевич Лермонтов написал свой знаменитый психологический роман «Герой нашего времени». Главный герой этого произведения Григорий Печорин, житель Петербурга