Достоевский это замечательный русский писатель, очень глубокий по своим повествованиям. По своим ранним произведениям он очень похож на Ч. Диккенса, сам он не отрицал, что являлся его подражателем. Но подражание, естественно было лишь по стилю повествования, сами тематики своих произведений он выбирал максимально актуальные для России в его время.
Роман «Преступление и наказание» освещает проблематику, которая всегда будет будоражить ума людей, особенно молодых. Это мировосприятие себя и окружающего мира, восприятия себя и того, что дано тебе Богом, вопрос гордости и смирения.
Главный герой, недовольный собственным социальным и материальным положением юноша, замучил себя вопросом – почему он не имеет право пользоваться нужными ему благами, тогда как это имеют право делать другие, менее достойные на его взгляд. Почему он не имеет право делать то, что хочет? Ведь он достоин, а другие нет. Если сказать коротко, главного героя просто задушила зависть ко всем и ко всему. Зависть - это порождение гордости, гордость порождает внутреннюю неполноценность, так как подобным людям всегда чего-нибудь не хватает.
Так как он возомнил себя вершителем судеб и властителем чужых жизней, он решил убить женщину, которая занималась ростовщичеством и брала немыслимые проценты, кроме того, личностно была ему неприятна. Он решает не просто убить, но и ограбить ее, воспользоваться ее деньгами. Грех убийства влечет за собой грех еще одного убийства и кроме того, наиболее противоестественный грех – убийство беременной женщины.
Что же получает Раскольников в итоге? Он хотел – могущество и деньги, а получает – опустошенность, душевные муки совести. И только тогда он понимает, что есть на этом свете то, что дороже денег, власти и могущества, это чистая и спокойная совесть. Он понимает это слишком поздно.
Для сравнения Достоевский описывает падение еще одного человека, девушки, но до чего ее падение можно оправдать, а его нельзя! Их пара, которая образовалась в дальнейшем, так как они были вместе на каторге, это союз двух людей, которые с абсолютной точностью, до наоборот, отражают друг друга, как в зеркале. Она в итоге становиться настолько чистой, насколько он – морально павшим.
Достоевский – удивительный писатель, читать его не просто, из-за своеобразности выражения мыслей, но когда удается постигнуть суть написанного, оторваться от чтения не представляется возможным. Он прав, в какой-то степени его можно назвать пророком.
"Преступление и наказание" – роман Фёдора Михайловича Достоевского, в котором описывается трудное для России время. Рушились старые устои – новые не формировались. Человек попадал под власть новых идей, не вызывающих никакого доверия. Масло в огонь подливала крестьянская реформа: крестьяне, хоть и стали независимыми, были на полвека обременены непосильными платежами.
Одна из таких идей вселилась в душу петербургского студента Родиона Романовича Раскольникова. Эта теория заключалась в том, что люди делились на тех, кто безропотно подчинялся новому порядку и восставал против него. Человек обладал силой, сравнимой с Божьей, и был вправе вершить судьбы людей, нарушать закон, быть с Богом наравне. Можно жертвовать сотнями, чтобы спасти тысячи…
Под влиянием таких утверждений Раскольников идёт на роковой шаг убивает старушку-процентщицу Алёну Ивановну, у которой . Этот эпизод является одним из главных в романе и потому заслуживает особенного внимания. Описывается он в седьмой главе, в последней из первой части (это тоже немаловажно, но об этом поразмышляем позже).
Прежде всего, стоит вспомнить, как Раскольников решился на этот шаг. Он не сам пришёл к нему, а подслушал слова студента, стоящего рядом и разговаривавшего с товарищем, об убийстве и его выгоде: "Одна смерть и сто жизней взамен ‒ да ведь тут арифметика!". Эти слова сильно взволновали Родиона, но нашли отклик в его душе. Он был такого же мнения, и слова студента для него были будто "предопределение", "указание" действовать, реализовать то, что он уже задумал.
Теперь проанализируем сам эпизод убийства. Каждую секунду Раскольникова охватывало невероятной силы волнение, он не контролировал себя: "Ум его как бы померкал мгновениями, а тела своего он почти и не чувствовал на себе…". Он испытывал противоположные эмоции: то ему было страшно, то он говорил уверенно, даже с раздражением. А как Раскольников убил её?
"Взмахнул обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила".
Эти противоречивые моменты будут прослеживаться на протяжении всего преступления. Конечно, это ещё не конец. Герой убил старуху, но от его рук погибла Елизавета, её сестра. В эти секунды он действовал решительно: "Он бросился на неё". Убит ни в чём не повинный человек, оказавшийся, как говорится, не в то время и не в том месте…
Какое место занимает этот эпизод в композиции романа? В первой части было описано преступление: то, как Раскольников решил пойти на убийство. как планировал, организовывал его и как совершил. Связывая композицию с названием произведения, можно сказать, что дальнейшие части – наказание. А этот эпизод – своеобразная точка отсчёта.
Драма и психологизм вечные спутники историй Ф.М. Достоевского. «Белые ночи» резко выделяются на фоне остальных произведений автора. Здесь лирический герой не убийца или революционер. Но это не значит, что его не мучают противоречия.
Любые поступки, совершаемые человеком, условно можно разделить на две категории, к которым они могут принадлежать. Это категория Хочу и категория Надо.
Новый месяц, неделя, год, день, час — это все начало чего-то нового: новых возможностей, новых событий, новой жизни. Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны межу собой.
В биографии Афанасия Афанасьевича Фета есть много противоречивых фактов. Поэт много времени посвятил службе в армии и исполнению государственных обязанностей.
«Герой нашего времени» - произведение сложное и неоднозначное. В каждой его главе раскрывается отдельная небольшая история, вплетённая в общую канву повествования. Поэтому, помимо основных идей романа