Произведение является составной частью авторского прозаического цикла под названием «Человеческая комедия», основной темой которого представляется изображение искренней отцовской любви, не нашедшей места в развращенном французском обществе.
Сюжетная структура романа выстраивается посредством нескольких тематических линий, которые имеет взаимосвязь, но при этом отличаются способностью самостоятельного существования.
Первой сюжетной линией является тематика преданного отцовского отношения, заключающаяся в передаче старым Горио всего состояния своим дочерям и его смерти в нищете и одиночестве. Второй сюжетной линией является тематика честолюбия студента-провинциала Эжена де Растиньяка, который посредством использования связей попадает в высший парижский свет. Третьей линией представляется тематика философии преступления, заключающаяся в сомнениях беглого каторжника Вотрена в добродетельной общественной морали, отстаивая права сильной личности на пренебрежение законом.
Кроме того, в романе описывается тема власти денег по отношению к человеку.
Художественной проблематикой романа являются авторские размышления над общечеловеческим мифом о возможности получения славы и состояния честным путем, которые выражаются в повествовании в истории Эжена де Растиньяка, рассказанной параллельно с историей жизни папаши Горио и его дочерей.
Жизнь отца Горио является фактически надгробной эпитафией для медленно агонизирующего героя, рядовой трагедией, постоянно случающейся в жизни высшего парижского общества.
В образе одного из главных героев романа Эжена де Растиньяка автор изображает чистого, неиспорченного высшим обществом молодого человека, осознающего происходящую мерзкую ситуацию, решающего бросить вызов парижскому свету.
Женские персонажи произведения изображаются писателем в качестве великосветских дам, имеющих любовные отношения на стороне.
Взаимосвязь сюжетных линий в сочетании с кульминацией романа является отличительной особенностью типично бальзаковского творчества, строящегося одновременно и в то же время независимо в параллельном виде.
Центральной темой произведения представляется изображение истории утраченных юношеских иллюзий, описанных автором посредством конфликта и психологических особенностей человека в сочетании с окружающим его миром.
Сегодня трудно сказать что-либо конкретное о деталях создания "Отца Горио", да и вряд ли это будет кому-то интересно, Скорее всего, Бальзак писал его как и другие свои произведения: ценой сотен чашек кофе и недосыпов, с энтузиазмом и желанием удовлетворить кредиторов, приходящих в писательскую каморку всё чаще. Но какую бы цель не преследовал писатель, его роман остаётся литературным самородком, завлекающим и умным, правдивым, возможно даже трагичным.
Эжен де Растиньяк, молодой повеса и сноб поселяется в пансионе вдовы Воке, где самых разных людей объединяет одно: исхудалый кошелёк. Только двое выделяются на обедневшем фоне: некий Вотрен, любимец здешних обитателей, за широкой улыбкой которого таится загадочное прошлое; и господин Горио, весьма почтенный старичок макаронник, чьё брюшко и ясный взгляд выдают человека спокойного, тихого, снимающего комнатку на вернем этаже. Самым же загадочным для жильцов в жизни "папаши" являются визиты к нему двух, поразительно похожих дам, с платьями самого престижного покроя. Но старческий животик начинает спадать, сюртук оскудевать и Горио спускается вниз, на второй этаж. Именно здесь его замечает молодой Эжен.
Судьбы постояльцев переплетаются так, что поступок одного влияет на судьбу другого, совершенно ему постороннего. В центре узла оказывается Растиньяк, ввязавшийся с Вотреном в грязную, но такую притягательную аферу. Как Колобок катится он по пансиону, избегая "лесных" обитателей, каждая из встреч с которыми оставляет липком тесте глубокий след. Он проходит сквозь тёрн авантюр, интрижку, и на мгновение обретает надежду на подлинное счастье, но проваливается в яму, вырытую случаем. Пройдя тропу "жизни", Эжен оказывается в "конце" тропы. Там ярому идеализму суждено охладеть до равнодушия, затем сгнить до жестокого цинизма.
В этой сказке даже есть своя Лиса, правда зовут её "купюрой". Она становиться "единственным" проводником из густого леса, по пути облизывая медные клыки и скалясь на растерянного и обессилевшего юношу. Тот, еле передвигая отяжелевшие ноги, утирая росистое от солёных слёз лицо, волочится за Купюрой. Перед глазами спешной вереницей проносятся картины: арест, алчность, агония... Но не замечает он, как впиваются золотистые зубы в молодую плоть.
Знал ли Оноре де Бальзак, что роман, написанный ради получения той же купюры, наряду с немногими его творениями будет достоянием мировой и ярким представителем французской литературы? Вряд ли. Но не будем мешать Эжену и его отцу в получении желанной монеты, а откроем же книгу, ставшую частью вечности, величины куда более строгой, чем валюта.
Мне кажется, что это одно из самых приятных слов. Оно включает в себя много хорошего… Например, в нём обязательно есть слова: мама, нежность, понимание, забота… В общем, всё хорошее.
Александр Исаевич Солженицын – исследователь человеческой души. Писателя всегда интересовала суть тех или иных поступков людей. Многие его произведения философского характера. Но все они заставляют читателя задумываться о правильности жизненного выбора
Россия... Как много в этом слове. Для кого-то это страна рек, озер, парков и бескрайних лесов, для некоторых это музеи, театры, архитектура и достопримечательности. А некоторые видят в ней большой научный и экономический потенциал
1880 год — Александр Александрович Блок родился 16 октября в семье русских интеллигентов. Его отец был юристом, а мать — писательницей и переводчицей. Будущий поэт провел свое детство в Петербурге.
Особенно часто заметно такое расхождение вкусов и мнений среди людей, которые вынуждены находиться вместе или желают этого. Если это дружеская компания или семья, то расхождение не вызывает значительного раздражения.