Тема жизни и смерти является важной и волнующей для каждого человека, в какое бы время он ни жил. Поэтому писатели и поэты часто обращались и обращаются к этой теме. Короткий рассказ Владимира Набокова «Рождество» также повествует о страданиях отца, потерявшего единственного сына.
Все это случилось как раз под Рождество в Петербурге. И вот герой привез тело своего ребенка в деревню, на свою родину. Прошли похороны, и убитый горем отец остается в одиночестве.
Автор поделил свой рассказ на четыре части. События первой части приходятся на вечер. За окном стоит тьма, и такой же мрак присутствует в душе Слепцова. Время для него остановилось, он устал физически и морально, измучен своим страданием и чувством полной безысходности.
Проходит ночь, наступает солнечный зимний день. Слепцов по-прежнему угнетен и подавлен, но красота природы смягчает его боль. Герой вспоминает сына, ведь все вокруг связано с ним. Во второй главе читатели узнают про смерть мальчика, до этого причина скорби Слепцова им была не известна.
Третья глава начинается с поездки героя на кладбище. После возвращения у него появляется желание побывать в комнате сына. Он выдвигает ящики стола и достает из них предметы, которые были дороги его мальчику, рассматривает коллекции бабочек, обращает внимание на коробку с коконом индийского шелкопряда. Воспоминания слегка притупляют его страдание, и Слепцов не хочет расставаться с этими вещами. Он покидает комнату сына и несет ящик с его содержимым к себе во флигель.
Четвертая часть рассказа эмоционально самая яркая и наполненная. Слуга Иван приносит в комнату молодую ель, символ наступающего Рождества. Но Слепцов просит унести ее и начинает читать дневник сына. Оказывается, его мальчик был влюблен, но кем была эта девочка, никто уже никогда не узнает. Героя охватывает отчаяние, он корит себя за то, что так мало знал о своем сыне, о его мыслях и чувствах. И в голове его рождается мысль о смерти, которая избавила бы его от этих мучений. И на мгновение земная жизнь показалась ему горькой, бесцельной и лишенной чудес.
И вдруг прямо на его глазах произошло чудо. Кокон бабочки-шелкопряда, который все считали мертвым, прорвался, и из него выползло непонятное существо размером с мышь. И вот его складки начали расправляться, незаметно появились крылья, и вскоре герой увидел крупную прекрасную бабочку. Это было чудо, случившееся как раз в канун Рождества.
Рассказ заканчивается чудесным рождением бабочки, которое является символом вечной жизни и постоянного обновления. Все это происходит в ту самую ночь, когда родился Спаситель. Для героя это стало поворотом от смерти к жизни.
Основной темой произведения является рассуждение писателя на вечную тему жизни и смерти, используя в рассказе образ главного героя – Слепцова, познавшего сильное человеческое переживание в связи с потерей единственного сына, бывшего для него в качестве самого близкого человека, его надеждой и утешением.
Структура произведения состоит из четырех частей, выражающих определенный этап в состоянии героя, который приближает Слепцова к падению в бездну, и демонстрирующих нарастающий драматизм рассказа. За все время повествование описывается полный день из жизни героя, за который он успевает обдумать вопросы смерти и принять решение о дальнейшей жизни.
Линия смерти представлена в рассказе образом умершего сына Слепцова, воспоминания о котором преследуют героя на протяжении всего произведения, в качестве же линии жизни изображена картина возрождения огромной ночной бабочки, индийского шелкопряда среди множества мертвых насекомых накануне рождественского праздника.
Сюжетную линию рассказа иллюстрируют изображения художественных деталей в виде низкого плюшевого стула, сочувствующего герою, треснувшей восковой капельки, передающей душевный надлом горюющего отца, церковного креста, символизирующего сияние новой жизни и, конечно, образов бабочек, ассоциирующихся со стремительным полетом, красотой и краткостью человеческой судьбы.
Кроме описаний природных явлений, писатель использует временные и пространственные художественные детали, выражающиеся в воспоминаниях героя, перемещении его мыслей о жизни сына в городе, его посещении деревенской усадьбы, вида нежилого флигеля, символизирующего временной разрыв между прошлым счастьем и тоскливым настоящим. Слепцов тонко ощущает запахи, звуки, цвета, которые наполняют окружающее его пространство, осознавая в природе оправдание людской жизни и божественное утешение.
В роли основного символа произведения выступает рождественский христианский праздник, напоминающий герою об обреченном на вечные страдания Иисусе Христе, с неизменным атрибутом в виде зеленой ели, означающей вечную молодость. В душе героя поселяется сознание бесцельности и бесплодности жизненных испытаний, но чудесное превращение из кокона бабочки, заставляет Слепцова изменить свой внутренний душевный настрой в сторону наличия в земной жизни истинных чудес в виде продолжения его ребенка в образе великолепного насекомого, рожденного в преддверие божественного праздника.
Выдающийся римский политик Цицерон сказал: «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни)». Подобное выражение можно расшифровать
Свой небольшой рассказ хочу начать с того, что мне очень сильно повезло. Многие дети просят родителей, чтобы у них родился братик или сестричка, а моя мечта сбылась. И когда я узнала одной из первых, что у нас в семье скоро будет пополнение
Всемирно известная сказка великого писателя Шарля Перро когда-то была народным вымыслом, история которого интересовала и детей, и взрослых. Попав под его перо, она получила несколько иную форму.
Александр Александрович Блок – гениальный русский поэт серебряного века. Он подарил миру очень много хороших произведений, многие из которых знают даже те, кто мало знаком с литературой.
Однажды летом, в теплый день чернорабочий Прошка впазивал в грязном, темном углу хозяйской мастерской. Прошкин хозяин – Ухов Алексей Иванович, злой, жадный хозяин. Он дает Проше мало еды, а также постоянно на него ругается