Причиной возникновения конфликтной ситуации, которую описывает автор, послужила вина бедного зайца. Трусливое, слабое животное, по мнению волка, посмело как-то ослушаться приказа более сильного и за такой поступок волк решает приговорить зайца к смертной казни. Жестокий волк не убивает несчастного зайца в тот же день, а наслаждается его мучением ещё довольно продолжительное время.
Основную часть своего повествования автор направляет на описания того, что испытывает бедный заяц в момент ожидания гибели. Заяц думает не только о наступлении смерти, но и о том, что его зайчиха остаётся совсем одна. Автор вырисовывает весь ряд мученических страданий животного, которое не имеет возможности повлиять на судьбу и вынуждено покорно мириться с неизбежностью всего происходящего.
Главная черта зайца - это рабская покорность. Он полностью повинуется перед зверем, который сильнее его. Таким образом автор рисует психологический портрет жертвы типичной для русского народа.
Заяц даже не пытается что-либо предпринять в свое спасение. Он уже не способен принимать свою жизнь и находясь в состоянии полностью охваченном страхами даже перестает думать о судьбе зайчихи и своих детей.
Автор применяя образные, иронические и юмористическую формы рисует перед читателем давно созревшую необходимость в перестройке личного самосознания, которое оказалось загнанным в жёсткие рамки условных стереотипов и собственных надуманных страхов.
Писатель призывает народ не приспосабливаться под диктаторский режим угнетателей и бороться до последнего отстаивая право на личное мнение и свободу. Чаще всего излишний страх отбивает все желание бороться, он способен парализовать действенный напор и решительность. Люди привыкли подчиняться вышестоящим чинам и даже не пытаясь проявлять собственную индивидуальность, слепо идут на поводу угнетателей. Страх, вот самое страшное, что может возникнуть в самый ответственный и неподходящий момент.
Линия фабулы представляет собой полное раскрытие взаимоотношения хищного зверя и его пойманной жертвы, которые представлены в образе боязливого зайца и злого волка.
Произведение посвящено одной из любимых сатириком тем – бичеванию рабской психологии, глубоко въевшейся в сознание русского народа. Во многих своих произведениях писатель, живший при самодержавном строе, обращал внимание своих читателей на покорность и бесполезные упования на помощь со стороны власти. Салтыков-Щедрин стремился в гротескной форме разрушить существующие у многих стереотипы о «добром барине» или «начальнике, который узнает и всех справедливо рассудит».
Повиновение зайца, показанное в сказке, пересиливает его биологический инстинкт самосохранения. Салтыков-Щедрин таким образом довел ситуацию с проявлением покорности до предела.
В самом названии сказки заключено логическое противоречие. Заяц всегда воспринимался в качестве олицетворения трусости. Это свойство абсолютно не гармонирует с понятием «самоотверженный».
Сделав героями произведения животных-антагонистов: волка и зайца, писатель-сатирик, безусловно, поднимает столь интересную для него социальную тематику. Хищники могут верить в покорность своих жертв, но когда зайцы начинают доверять своим исконным врагам, то это, по мнению автора сказки, противоречит природе.
Салтыков-Щедрин подвергал осмеянию прекраснодушные идеи части либералов о возможности установления социального мира через «правильное и разумное» регулирование отношений в обществе.
Герой произведения создал свое мировоззрение на основе культа обреченности и жертвенности. Писатель в большей степени осуждает даже не саму покорность слабых перед сильными, которую все же можно хотя бы частично оправдать ссылкой на непреодолимые обстоятельства. Сатирик стремится показать саму порочность и вредность направления мыслей своих современников, пытающихся примирить абсолютно противоположные интересы. Писатель заостряет внимание на этом через использование явно гротескных рассуждений персонажа. Действительно, если попытки зайца выслужиться перед волком и внести таким образом в процесс поедания его собратьев хищниками, выглядят абсурдными. В других произведениях (в частности, в сказке о бедном волке) Салтыков-Щедрин подчеркивал кровожадную сущность лесного хищника и олицетворяемой им неограниченной власти.
Критика покорности и чинопочитания в этом произведении сочетается с высмеиванием «друзей народа», лишь сбивающими его с толку своими идеями.
Пушкин – самый любимый писатель, как в России, так и в ближнем зарубежье. Его произведения перечитывают по много раз, стихи легко заучиваются наизусть. С детства нам знаком его портрет: лицо с живыми ясными глазами, курчавые волосы, бакенбарды
Честное слово, уж простите, но не нравится мне эта картина. Ещё её описывать надо. Сам бы никогда не взялся! Она очень мрачная, краски все темные. Погода там, понятно, дождливая-тоскливая.
Жизнь в эпоху общественных трансформаций, нестабильной экономики имеет определенные последствия для людей. Последствия перемен в жизни для человека могут быть как негативными, так и позитивными
Картина Баба Яга была написана как иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная. На ней изображена героиня русских сказок, которая летит в ступе
В повести А.П.Чехова «Палата № 6» затронуты актуальные проблемы общества. В своей повести автор старался найти решение вопроса, касающегося насильственного отношения к личности человека и несправедливости