В рассказе Срезал Шукшин описывает манипулятора Глеба Капустина, который является своеобразной знаменитостью у деревенских мужиков. Особенность Капустина заключается в его начитанности и умении собственным напором заставить другого человека чувствовать себя неприятно.
Капустин является необразованным человеком, простым парнем из народа, который работает на пилораме, но Глеб имеет подвешенный язык, который позволяет ему использовать демагогию и простые риторические приемы для того чтобы получить нужный ему эффект.
Мы видим «работу» Капустина на примере общения с учеными людьми, которые приехали в деревню в отпуск. Чета Журавлевых всеми своими повадками и фразами выдают образованных людей, они ведут себя сдержанно, легко посмеиваются над бравадами Капустина и искренне недоумевают над его нелепыми фразами. Капустин в свою очередь не замечает как на него реагируют и по сути хочет достичь только одного эффекта – раздражения.
Он не ищет истины, он хочет только ощутить эмоциональную реакцию. Как сам говорит сделать так чтобы «не поднимались выше ватерлинии», «чтобы не зазнавались». Конечно, в действительности причиной такого поведения является просто зависть самого Капустина, который ничего не добился и хочет самоутвердится таким образом своеобразного унижения более образованного или достойного человека.
Особенностью тут является почитание этого человека простыми деревенскими мужиками, которые легко верят его словам и тоже не особенно занимаются поисками истины и смыслов, но более ориентируются на эмоции и демагогию, которая выглядит приятно внешне, но о содержанию пуста. Такая толпа «фанатов», которая ходит за Капустиным выражает безграмотность деревенских людей. В этом факте заключается глубокая печаль относительно необразованности и примитивности народа, который между пустышкой и чем-то действительно ценным и содержательным выбирает пустышку.
Фигура Глеба довольно-таки коварна, так как он фактически подстрекает деревенских к полному невежеству. Из-за его зависти и напыщенности они приучаются к такому низменному удовольствию как «срезать» достойных людей собственными нелепыми фразами.
В алтайскую деревню Новая к матери в отпуск приезжает Константин Иванович Журавлев, кандидат наук из столицы, с женой и дочкой. Приехал на такси, с кучей чемоданов, с подарками, совершенно нелепыми для деревенских жителей. Им кажется, городские думают, что они все лаптем щи хлебают, едят деревянными ложками, чайников не ведают, халаты для них роскошь. Для городской жизни – это атрибуты деревни, но для деревенского быта - это все бесполезные вещи.
Деревня хоть и небольшая, но немало вышло из этих мест знаменитых людей: полковник, летчики, корреспондент, а теперь появились еще и кандидаты.
Но в деревне есть свой ученый «кандидат» - Глеб Капустин, работающий на лесопильне, лет сорока, толстогубый и белобрысый, ехидный и начитанный. Однажды он уже удачно срезал приехавшего погостить к родне полковника на том, что тот перепутал фамилию причастного к поджогу Москвы в 1812 году графа. Спорили, бегали к местной учительнице за ответом. Глеб насмешливо лишь успокаивал оппонента, унижая тем, что они не в Филях спорят.
Деревенские мужики зазывают Глеба на посиделки к старухе Агафье ради потехи, ведь ему не раз такого городского довелось срезать, доказывая, что в деревне тоже не лыком шиты. Глеб, присматриваясь к заезжим, спрашивает, в какой области они работают. Получив уклончивый ответ про филфак, путая филологию с философией, затевает спор с кандидатами, задавая глупейшие по сути вопросы, которыми ставит Журавлева и его жену в тупик: о стратегической философии, о проблемах шаманства северных народов, о луне, как о творении человеческого разума. Константин Иванович, понимая нелепость этих рассуждений, сначала пробует отшутиться, потом просит просто, по-деревенски, не катить на него бочку. И тогда Глеб налетел на него коршуном, уличив в некультурном поведении, и устраивает для односельчан целое представление, обвиняя кандидатов в недалекости и нескромности. Глебу удалось опять, к удовольствию деревенских, удачно срезать очередного городского ученого.
Расходясь, мужики искренне жалеют кандидатов. Глеб их опять удивил, им все восхищались. Но все-таки его недолюбливали, потому что он слишком жесток, а это качество не в почете у простого человека. Хотя, многое, о чем говорил Глеб, пусть и зло, но справедливо. Человеку, работающему на земле, при его сложной и скудной бытовой жизни, многое не понятно из того, что он читает в газетах или видит по телевизору, оттого не приходит в восторг от КВН или иных увеселений, потому что это чуждая для него жизнь. Интеллигенции, которая ратует о народе, трудно понять его проблемы. Потому и приятно мужикам, что может Глеб щелкнуть по носу городских умников.
В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» идет речь о нравственном явлении, которое принято называть «хамелеонством». Автор пытается привлечь внимание читателя к проблеме чинопочитания.
Классическими становятся такие произведения, которые раскрывают главные темы в жизни людей. Из подобных повестей, рассказов, стихотворений и романов люди получают опыт по решению различных жизненных проблем
Еще с детства мне было интересно изучать наш мир и узнавать что-то новое. Какая самая длинная река, какое озеро самое глубокое и какая гора выше всех? На эти вопросы я мог ответить, не затрудняясь
Николай Николаевич Веденяпин – священник по призванию, работник газеты – по профессии, второстепенный персонаж романа Бориса Пастернака. Является дядей мальчика Юры
Пьеса повествует о яркой истории, зафиксированной между двумя враждующими семьями и двумя будущими любовниками с противоположных сторон этой