Сатирические произведения – это произведения, которые высмеивают дурные поступки и пороки человека. Произведение «Недоросль» относится к комедии, наполненный сатирическими замечаниями, клишированными героями, олицетворяющими человеческие пороки и глупость.
Сатирическими являются не только герои Фонвизина, но и сам сюжет, который представляет собой борьбу невежественных и жадных людей за богатую невесту. Ни Скотинин, ни Митрофан не влюблены в Софью, но их жажда наживы гораздо выше человеческих чувств и страстей. Они готовы далеко пойти ради денег невесты. Пытаясь понравиться Софьи, они невольно обнажают свое невежество и глупость, особенно Митрофан, который полностью избегает учение и в свои 16 лет является бесполезным, глупым человеком, лишенным собственной воли.
Митрофан – самый сатирический и карикатурный персонаж во всем произведении. Он привык прятаться за спиной своей матери и подчиняться ей. Его ничего не интересует, у него нет никаких представлений о жизни, он не знает и не думает о том, чем будет заниматься в дальнейшем. Его дни беззаботны, и он хочет прожить всю жизнь ничего не делая и ни о чем не думая.
Карикатурным персонажем получился не только Митрофан, хотя ему отводится центральное место в произведении. Не менее отталкивающим и неприятным получился образ Скотинина и Простаковой. Фамилии персонажей олицетворяют своих персонажей. Простакова – это указание на невежество и глупость персонажей, неспособность их широко мыслить и глубоко чувствовать. При том сама Простакова считает себя умным и воспитанным человеком, представителем старого уклада жизни. Она грубая женщина, решающая вопросы варварскими способами – наказанием невиноватых и побоями. Простакову не волнует, может ли человек выполнить её указание, если она так сказала, что всё должно быть сделано. Скотинин – это грубость и скотское поведение. Даже его интересы связаны с домашним скотом.
Фонвизин высмеивает через комичное поведение своих персонажей жадность, глупость, невежество и грубость. Его отрицательные герои вызывают неприязнь своими суждениями и поступками. Они противопоставляются положительным героям – Правдину, Стародуму, которые вели честный образ жизни, ценили правду и мораль. Тот же Стародум не был способен зарабатывать деньги нечестным трудом, в то время как Скотинин и Митрофан готовы были жениться только ради наживы.
«Недоросль» показывает типичные портеры того времени, высмеивая их в надежде, что умные люди будут избегать ошибок глупцов. Это произведение как бы мотивирует делать все, чтобы не стать такими, как отрицательные герои Фонвизина.
О том, что произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль» относится к жанру комедии, свидетельствует присутствие в ней сатиры. Сатира – это то оружие в руках писателя, которое позволяет выявить настоящие человеческие пороки и дать им оценку.
На первый взгляд, образ одного из главных героев - Митрофанушки выглядит только смешным и глупым, наводит на мысль о бесполезности в произведении. Создается впечатление, что он является отрицательным ненужным героем. Однако именно в нем сосредоточено много сатиры, благодаря которой читатель понимает, на какие ошибки в поступках и мыслях этого героя указывает автор произведения. Стремление жениться, не имея образования, желания учиться, лень – основная его характеристика. Митрофан выглядит глупым, неуклюжим. Его пороки, на которых автор акцентирует внимание с помощью смеха, является примером того, как не нужно поступать в жизни, чего нужно избегать.
Родители Митрофанушки также наделены теми качествами, которых автор предлагает избегать. Он неустанно высмеивает стремление госпожи Простаковой иметь власть над окружающими, что делает ее поступки и речь нелепой. Отсутствие воспитания проявляется в ее грубой речи и неуважении женщины к тем, кто ее окружает.
Постоянное заискивание супруга Простаковой вызывает неприязнь к этому герою, заставляя высмеивать его манеры поведения. Указывая на жажду к наживе Скотинина, автор делает его посмешищем, так как вместо искренней любви к девушке он стремится лишь завоевать ее состояние.
Работая над образами героев, автор комедии разоблачает их недостатки, подчеркивает не веселую атмосферу, а трагическое положение дел. Писатель старается показать, что за смехом скрывается настоящая тирания, невежество и жадность. Все эти качества процветают в героях из-за отсутствия образования. Для этого автор использует фразы, говорящие фамилии, манеры, чтобы вызвать у читателя смех, заинтересованность, заставить задуматься.
Таким образом, Д. И. Фонвизин предлагает читателю окунуться в мир смеха, после чего получить представление о пороках главных и второстепенных героев. Именно так работает использование сатирических приемов, благодаря которым в героях выявляется отсутствие интереса к образованию, воспитанию, стремление к наживе. Все это позволяет читателю оценить развитие общества той эпохи, уровень образованности людей, исправить ошибки.
Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» относится к направлению классицизм, в рамках которого написано много сатирических произведений. «Недоросль» — одно из них. Сатира в классицизме была мощным инструментом, который позволял изображать отрицательные моральные качества и отличать их от положительных. Таким образом, сатира была важным инструментом, выполняющим воспитательную функцию.
Один из элементов сатиры в произведении — это говорящие имена и фамилии. Например, фамилия главной героини — Простакова. И действительно, она была очень простой женщиной. Госпожа Простакова была необразованной и не считала получение образования чем-то важным. В обучении сына она руководствовалась лишь тем, что в моде. Кроме этого, госпожа Простакова была очень хитрой. Это выражается в ее общении со слугами, с сыном, с уважаемыми гостями. Это говорит о том, что женщина не имела никаких моральных принципов.
Ее брат, Скотинин, очень любил домашних животных, что и выражено в его фамилии. Он мечтал жениться на Софье, чтобы разводить поросят.
Имя сына госпожи Простаковой — Митрофан, что означает «подобный матери». Митрофан действительно очень на нее похож. Он такой же глупый и пустой человек. Ему ничего не интересно. Митрофан хочет жениться, а учиться не считает нужным. К родителям он также относится без уважения, грубит матери, которая его очень опекает и все прощает.
Говорящие имена есть и у положительных героев произведения. Например, имя Софья означает «мудрость». И правда, Софья — одна из самых разумных героев пьесы. Этот прием помогает читателю заранее узнать отношение автора к героям и разделяет их на положительных и отрицательных.
Сатира автора выражается не только в говорящих именах, поступках и речи героев. Сатира прежде всего выражена в конце комедии, где она особенно едкая, острая. Положительные герои отстояли справедливость и стали счастливы, а отрицательные получили наказание. Прежде всего это касается, конечно же, госпожи Простаковой. Ее сын, которого она боготворила, бросил в адрес матери грубые слова и предал ее. Госпожа Простакова осталась у «разбитого корыта». Не достиг своей цели и ее брат, Скотинин. Софья стала женой Милона, которого она очень любила.
«Недоросль» считается образцом комедии эпохи классицизма, ведь в нем выражены все ее свойства. Самым ярким из них является сатира, которая превращает комедию-воспитание в произведение, которое затрагивает острые социальные темы.
Автор, используя в своем произведении сатирический прием, высмеивает зло настоящего или нелепость прошлого, порицает не только значимые пороки, но и мелочи, которые не дают человеку спокойно жить. Сущностью сатиры является обличение и смех, опираясь на них автор высмеивает человеческие недостатки, пороки. Сатирик видит в окружающих то, что в его понимании выходит за рамки принятых норм. И несмотря на то, что представление об идеале у каждого свое, существует некий, одинаковый для всех идеал правильной жизни.
«Недоросль» -это комедия, обличающая человеческую слабость и глупость, высмеивающая жадных и невежественных людей. Олицетворяют главных героев их фамилии. Скотинин грубый, невежда, способный на скотское поведение, все, что его интересует так это домашний скот. Простакова –глупая ограниченная бабенка, которая может только бить и наказывать, если не выполняются ее распоряжения, ей и в голову не приходит, что может у человек нет возможности исполнить приказ.
Автор очень красочно и живо описывает своих персонажей и их характеры. Читатель сразу проникается неприязнью ко всем отрицательным героям, и с удовольствием может над ними посмеяться, а вот положительные личности вызывают симпатию и сочувствие. Тот же Правдин, который вел честный образ жизнь, ценил всегда правду. Стародум с его честностью, бедный, не сумевший заработать капиталов, но гордый своей кристальной честностью.
Самый карикатурный персонаж в произведении - Митрофан. Его ничего не интересует, он не знает и не думает о том, как будет жить, он туп, глуп и беззаботен, но жаден. Именно стремление к наживе заставляет его желать свадьбы с богатой невестой, при этом он совершенно равнодушен к девушке, ему никакого дела нет до чувств и желаний Софьи. Нелепая попытка произвести благоприятное впечатление на невесту оборачивается провалом, Митрофан и Скотинин во всей красе обнажают свое невежество.
Автор, как и следует выбранному жанру, не доказывает, а лишь указывает на пороки героев, не объясняет зло, а демонстрирует читателю, что за смехом скрываются жестокость, жадность, и беспросветная глупость из-за отсутствия образования.
В конце произведения Фонвизин особенно язвительно потешается над героями, каждый получает по заслугам. Все положительные герои счастливы, а отрицательные наказаны.
М.М. Пришвин - писатель, чье творчество у читателя ассоциируется с миром природы. Мастер литературного пейзажа, автор с необыкновенной тонкостью и простотой описывал сюжет каждого своего творения
Конечно! Всё может причинить вред, особенно доброта. И она может сделать это по-разному… То есть может причинить вред и самому добряку, и людям, которым он старается помочь.
Произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» написано в конце 18 века. История о двух влюбленных не могла не привлечь внимание современников.
Главный герой рассказа – десятилетний мальчик Петька. Он младший помощник в парикмахерской. Ему не особо нравится однообразная, «грязная» жизнь в городе, где он рано начинает видеть всю неприглядную сторону мира,
Андрей Гаврилович является дворянином, отцом главного героя романа, другом Троекурова.