Раннему периоду творчества Н. В Гоголя характерны ветхозаветные черты готического романа. Наиболее ярко эти черты звучат в повести «Страшная месть», написанной в 1831 году. Она вошла в знаменитый цикл произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор наполнил свое творение разнообразием фольклорных образов, народными поверьями. Эта небольшая повесть заняла значимое место в творческом наследии писателя. В ней переплелись реальная жизнь казаков тех времен и потусторонний мир.
Если говорить о жанре данного произведения, то наиболее полным определением его будет – литературная мистическая сказочная повесть.
В основе сюжета печальная история семьи пана Данило. На праздновании свадьбы сына есаула Горобца, куда были приглашены супруги Данило и Катерина появляется колдун. Возвратившись домой, Данило ссорится с тестем. Отец Катерины оказывается колдуном, который мечтает вступить в отношения с собственной дочерью. За что Данило заточил его в подвале, но, Катерина, сжалившись, выпустила отца. Ляхи нападают на казаков, и в этой битве погибает супруг Катерины от рук колдуна. Нечестивец продолжает свое грязное дело, и, не добившись взаимности, убивает маленького сына Катерины. Затем снова, обратившись в обличье друга Данилы, и не получив своего, убивает Катерину. Бандурист рассказывает легенду о страшном родовом проклятье двух братьев.
Главная тема повести – вечная борьба добра и зла. Ко второстепенным темам можно отнести тему семейных отношений и тему мести. Месть у Гоголя противоречит религиозной морали, автор осуждает поступок одного из братьев.
Каждый герой повести прежде всего яркая личность. Данило Бурульбаш – молодой, храбрый казак, он любит сына и жену. С Катериной он строг, но справедлив, и может пойти на уступки. Данило становится бесстрашен и жесток, если дело касается врагов.
Катерина – не только красивая и добрая молодая женщина, но еще и заботливая, любящая жена и мать. Она пугливая и сострадательна, что в конечном итоге ее и губит. Катерина верна и предана своему мужу, что даже под страхом смерти не поддается на уговоры колдуна. Пережив смерть мужа и сына, она сходит с ума.
Отец Катерины – колдун, соткан только их негативных черт. Он жестокий, беспринципный, коварный старик, ради связи с дочерью готовый на все. В образе колдуна угадывается первая попытка автора описать антихриста. Данило замечает, что тесть не верит во Христа и вообще ведет себя не по-христиански. Колдун умеет менять обличья, но его настоящая внешность страшна – он горбат, с кривым носом и огромным клыком.
Есаул Горобец – близкий друг Бурульбаша, добрый казак, он храбр и всегда готов помочь.
Братья Иван и Петро из рассказа бандуриста. Иван, вместо того чтобы попытаться простить родного брата, предавшего его, придумывает ему страшную месть. Даже Бог считает эту кару слишком жестокой. Петро получает сполна после своей смерти.
Композиция повести ретроспективная – причины происходящих в настоящем событий берут свое начало в далеком прошлом. Финальная история о двух братьях, по смыслу предшествует всему сюжету повести.
Если обратить внимание на ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, то можно увидеть, что в них царят романтические умонастроения, надежду на существование идеального человека, что в мире воцарится справедливость, ведь плохие помыслы ведут к деградации человека.
Роман «Страшная месть» относится как раз к этому времени. Речь ведется о борьбе казаков запорожских против Турции. Роман приурочен к годовщине этих действий. Главное действующее лицо – Данила Бурульбаш, участник этих боевых действий.
Произведение окутано мистицизмом. Он буквально проникает в быт казаков, в окружающую природу и создает мрачные картины, это задает определенное настроение картины в целом, действует устрашающе. Отец Катерины, колдун, в некоторых сценах он не только действующий герой, но и воплощение всего зла на земле, всех самых плохих качеств человека.
Природа, в «Страшной мести» описана очень красочно, и вместе с тем собирательно. Не уточняется к каком именно селе происходит действие, в каком хуторе. Именно это позволяет читателю представить, что это могло случится в любом селе, даже в том в котором он живет. Такой ход дает прочувствовать всё читателю, как если бы это происходило с ним.
Описание героев подробно описывает не только их внешность и характер, но и особенные настроения и нрав. После прочтения в голове формируется колоритный цельный и подробный образ персонажа. Все герои романа передают особенности культуры и быта Украины того времени.
Николай Васильевич мастерски переплетает реальность и мистические явления. Что свойственно для сказок, мифов, рассказываются и анализируются события, происходящие с героями, мы видим их со стороны. Такой стиль написания помогает увидеть, что думает по поводу происходящего сам автор.
Рассматривая произведение, можно увидеть главную мысль – любое причиненное зло, будет наказано, пусть даже оно совершалось с благими намерениями. Человеческая месть рассматривается Гоголем с разных сторон, но неизменно отношение автора к ней.
Интересное открытие сделали символисты в 19-20 веках. Они увидели определенный автобиографизм в повестях Гоголя. Колдун в «Страшной мести» очень похож на самого писателя. Любовь отца-колдуна к своей дочери Катерина – это любовь Николая Васильевича к России. Если рассматривать роман с этой точки рения, то все персонажи и действия приобретают свои образы – символы из реальной жизни.
Вся наша жизнь состоит из мгновений. В ней есть место самым разным чувствам, эмоциям, мыслям и впечатлениям. Что такое мгновение?
Большую роль в «Слове о полку Игореве» играет природа. Она оттеняет настроение героев, создает особые чувства, помогает решить жизненные вопросы.
Жил в одном селе одинокий старик. Пришел он в село давно, и жителям не понаслышке было известно, что испытал он много горя. Волосы старика были седые, пожилой человек был слаб и хром
Но что это за окном? Неужели случилось? Простое чудо природы меняет все течение жизни: выпал первый снег! Белые дома и деревья, улочки без пыли, укрытые нежной снеговой пеленой… Как же это все красиво!
Роман Ивана Гончарова «Обломов» - одно из тех произведений, которое наиболее точно описывает общую картину 19 века, уделяя отдельное внимание социальным и философским вопросам.