В произведении Гоголя «Мёртвые души» Манилов открывает галерею помещичьих образов. К нему первому едет Чичиков для реализации своей бизнес-идеи. На первый взгляд, это довольно безобидный образ простого помещика, который ничего вредного не делает, никому не мешает. Но, приглядевшись, читатель видит за ним образ жизни, отличительными чертами которого являются лень, пустословие, безликость и бездеятельность. Вместе эти качества обладают такой же разрушительной силой, как и выявленные пороки остальных помещиков.
Во внешности Манилова автор не отмечает ничего особенного: блондин с приятной наружностью, но не более того. Его милые привычки – трогательное отношение к жене, мечтательность, чрезмерная гостеприимность и вежливость – поначалу нравятся, а потом раздражают гостя и читателя. Его бесхозяйственность и лень наложили отпечаток и на его хозяйство. Всё пришло в запустение. Но Манилов продолжает смотреть на мир сквозь «розовые очки», предпочитая строить пустые планы вместо того, чтобы заняться настоящими делами, давно требующими крепкой хозяйской руки. Такие люди опасны для общества: они ничего не созидают, сами тонут в болоте и других туда тянут.
Прямой противоположностью образу Манилова является помещица Коробочка. Она со своего небольшого имения в восемьдесят душ стремится получить максимальную выгоду. Деловитость и практичность хозяйки проявляются во всём: она продаёт всё, что можно продать. Главная забота Коробочки – ни в чём не продешевить. Любые спорные вопросы она решает через суд. Деньги – её самоцель, их помещица копит, но не тратит. Сбережения в мешочках согревают ей душу.
Коробочка нисколько не удивилась странному предложению Чичикова. Предприимчивая помещица хочет оттянуть заключение сделки, чтобы порасспросить в городе, почём нынче мёртвые души. Она собирается продать их как можно выгоднее. Гоголь подобрал для описания женщины очень точный эпитет – дубинноголовая. Он отражает всё: и отсутствие в душе истинной веры, и чёрствость, и ограниченность её мировоззрения. Душа помещицы как будто находится в коробочке, в ней есть положительные черты, но они слишком глубоко спрятаны. Она бережлива и экономна, хорошо ведёт хозяйство. Но её чрезмерная жадность и убогость мышления отвращают от неё. Единственный женский образ среди помещиков можно приравнять к тем самым «мёртвым душам». Жажда накопительства убила в ней живую человеческую душу.
Манилов является одним из помещиков произведения Гоголя «Мёртвые души».
Герой обладает приятной внешностью – белокурый голубоглазый мужчина с добродушной улыбкой на лице. При первом знакомстве Манилов производит впечатление обходительного и учтивого человека, но в дальнейшем начинает раздражать своей излишней слащавостью. Вместо настоящих чувств у него притворная любезность и напыщенные фразы, вместо разговора - бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности — фантастические проекты.
Манилов ведёт праздный образ жизни, даже ничего не читает. В его кабинете уже два года лежит книга с закладкой на четырнадцатой странице.
Героя совершенно не интересуют хозяйственные дела в его поместье, которое пребывает в запущенном состоянии. Всё в деревне серое, безжизненное и неухоженное. А между тем, с претензиями на изысканность и аристократизм воздвигнута беседка с пошлой надписью: «Храм уединенного размышления»; созданы на английский манер клумбы с декоративными кустами. Все попытки Манилова выглядеть образованным и культурным человеком – смешны и нелепы.
Управление имением помещик полностью переложил на приказчика. В кладовой Манилова пусто, слуги – воруют и пьют, крестьяне бездельничают.
Гоголь подчёркивает пустоту и никчёмность существования героя, его инертность и равнодушие.
Просьба Чичикова по поводу мёртвых душ приводит Манилова в полное недоумение. Он, не задумываясь, отдаёт их бесплатно.
Таким же воплощением бездуховности является и мелкая помещица – Коробочка Настасья Петровна. У неё всего лишь восемьдесят душ крестьян. Однако, в отличие от Манилова, хозяйство Коробочки процветает. Её деревенька выглядит аккуратной, крыши домов покрыты свежим тёсом. В каждом хозяйстве имеются новые телеги. Двор помещицы полон всякой живности: кур, индюков, свиней. Большой огород засажен всевозможными овощами, есть и яблони. Она бережно относится к своим крепостным и знает каждого крестьянина по имени.
В то же время, Коробочка крайне невежественна и глупа. Кроме наживы её ничего не интересует. Помещица зациклена на продажах и предлагает купить у неё всё, что только можно.
Коробочка подозрительно относится к предложению Чичикова о продаже мёртвых душ и очень боится продешевить. Ему пришлось долго уговаривать помещицу.
Несмотря на внешнюю непохожесть, Манилов с Коробочкой близки по скудности их мировоззрения. Души этих героев мертвы.
Это сложный вопрос, конечно… Не одно поколение думало об этом. Но я считаю, что всё-таки его можно решить. Самое интересное, что старшие быстро очень забывают, как были молодыми. Может быть, они понимают, что и сами ошибаются
Наполненное трагичности и мировоззренческой оценки справедливости действий повествование Владимира Короленко «Дети подземелья» в самом деле, можно называть примером реальных дружеских отношений и сострадания.
Андрей Платонов – писатель и сын железнодорожника радовал мир русской литературы своим творчеством на восходе 20 века. Его рассказы имеют небольшой объем, чего не скажешь о смысле, так бережно заложенном автором.
Петя Ростов – это образ, который воплощает в себе самые лучшие и благородные черты дворянской молодежи того времени. Юноша отдает свою жизнь в бою, защищая Родину.
В основу сказки Павла Бажова «Медной горы хозяйка» легло народное уральское предание, которое автор узнал у горняков, работающих на медном месторождении.