Художественная деталь – это прекрасный инструмент для передачи характера персонажа. Мы и сами в жизни обращаем внимание на детали, делаем по ним выводы. Хотя чаще, по-моему, не обращаем внимания на что-то важное, а после сокрушаемся, что можно было понять человека по одному какому-то элементу.
Какие особенные детали я вижу в образе Манилова? Его портрет дан специально кратко (пока герои проходят из сеней в зал). Гоголь пишет, что Манилов – не характер «большого размера», нет каких-то деталей, которые б бросались в глаза. (Например, нет шрама на лице, вечного плаща…) К Манилову нужно приглядеться, тогда мы замечаем, что он, несмотря на приятную, даже слишком «сахарную» наружность, не слишком и приятен, стоять рядом не захочется.
Оказывается, что Илья Манилов мало говорил, даже если это касалось дел, он больше мечтал… Одна из деталей, которая характеризует его, книга с закладкой на странице номер четырнадцать. Манилов как бы читает эту книгу, ведь он барин, образованный человек. Но вот только закладка эта не сдвинулась за годы. И книжка не меняется. Так и представляешь, зная уже немного характер персонажа, что он открывает книгу, наверняка, очень умную, каждый раз, как заново. Вздыхает, устраивается поудобней на веранде, читает первое слово на странице… А читал он его уже раз тысячу! И тут его мысли улетают в свои воздушные замки. Возможно, что через часок Манилов сладко засыпает.
То же самое с двумя креслами. Они обтянуты грубой рогожкой, ведь на них не хватило той очень дорогой материи, которой обтянута остальная мебель. Илья Юрьевич предупреждает гостей, что кресла ещё не готовы. Только вот делает он это уже несколько лет… Эта деталь опять говорит о мечтательности хозяина, его откладывании всего на потом.
Претенциозность Манилова также передана такой деталью, как имена его детей. Они взяты откуда-то из греческих трагедий, так просто их и не выговорить… И «миленькие» сыновья должны будут всю жизнь носить эти нелепые имена.
Манилов – своеобразный персонаж. Мечтатель, почти философ… Чичиков, конечно, выслушивает все его воздушные проекты, поддакивает даже, но делает своё дело, то есть скупает души, хоть и мертвые.
В поэме «Мёртвые души» герой Манилов открывает галерею образов помещиков, в раскрытии характеров которых Н.В. Гоголь широко использует приём художественной детали.
В представлении о Манилове как о хозяине важна уже самая первая деталь: его дом стоит на юру. Он открыт всем ветрам. Образ ветра остаётся ключевым. Такой же ветер и во внутреннем устройстве дома, и в голове хозяина. Мысли носятся в его воображении, рождаясь из хаоса представлений, не имеющих никакого отношения к реальной жизни.
Дом обставлен неплохой мебелью. Но видно, что хозяин на каком-то этапе создания интерьера наскучил этим занятием и оставил его навсегда. Поэтому своим гостям, когда их взгляд падает на два кресла, обтянутые грубой рогожей, помещик торопится сказать, что их в скором времени отделают.
Но они так стоят среди обитых шёлком собратьев уже много лет. Манилову не кажется странным, что вечером рядом с изысканным бронзовым подсвечником ставится на стол медный погнутый уродец, весь в сале.
Этот герой живёт фантазиями и вымыслами, к которым чувствует склонность в своём кабинете. Вещи, которые логично было бы предложить в кабинетном интерьере, отсутствуют. Вместо стопок книг везде разложен табак. Он содержится в картузе, просто горкой насыпан на столе, на подоконнике.
Красивыми кучками разложен и конечный продукт курения – зола, выбитая из трубки. Табачный дым облаками поднимается перед взглядом Манилова, и на его фоне перед помещиком встают миражи.
Он мечтает, что через его пруд будет переброшен каменный мост, на котором торговцы в лавках станут предлагать свои товары. Хозяин имения будто и не знает, что в пруду воды по колено, а покупателям товаров вообще неоткуда взяться, разве что соткаться из того же табачного дыма.
В кабинете Манилова есть символичная книга, много лет заложенная на 14 странице. Но при этом герой мечтает заниматься какой-нибудь наукой, философствовать о жизни в приятном обществе умных людей.
Знаменательно, что садовую беседку он украсил надписью «Храм уединённого размышления», и имена дал своим детям после долгого размышления непростые: Фемистоклюс и Алкид.
Характерная деталь – как отнёсся Манилов к предложению Чичикова продать ему мёртвых душ. Оказалось, что помещик не знает, сколько крепостных умерло и готов всех подарить для удовольствия своего гостя.
Таким образом, совокупность деталей, использованных писателем для создания образа Манилова, представляет нам героя, который ничего не смыслит в ведении хозяйства. Никакой пользы обществу от него не дождаться. Но при этом Манилов вежлив, сердечен с домочадцами и обо всех людях самого высокого мнения.
В этом, я думаю, даже не нужно сомневаться! Они не переводятся в нашем мире! Это, если бы спросили, есть ли до сих пор Чацкие… Все типажи, как мне кажется, существуют.
Родилась я и проживаю в маленьком городке на севере Беларуси. Город с красивым названием - Полоцк
Землянику Артёма Филипповича с уверенностью можно назвать отрицательным персонажем произведения Гоголя « Ревизор». Он, конечно, не главный, а второстепенный герой, но его мерзость просачивается в детали комедии.
У моего раньше папы был кот. Звали его Харитоша. Это был обычный серый кот с белыми носочками на передних лапках. Он, как и все кошачьи, часто прогуливался по дому
В рассказе Гаршина Всеволода Михайловича Красный цветок раскрывается и исследуется тема безумие в полной мере. Немного почитав о произведении, можно понять, что оно это частично автобиографично.