Когда из-под пера молодого и талантливого автора выходит шедевр, это всегда отдается резонансом мнений в современном литературном обществе. Также произошло и с поэмой Н.В. Гоголя “Мертвые души”. Мнения критиков очень сильно разнились и были довольно противоречивы. Большая часть склонялась к мнению, что это лучшее литературное произведение своего времени. Но были и те, кто подвергал сомнению реализм поэмы и стиль ее изложения.
К первой категории можно отнести таких литературных деятелей, как журналист Булгарин Ф.В., писатель Сенковский О.И., драматург Полевой Н.А.. Они сходились во мнении, что поэма молодого публициста довольно забавна и смешна, но на нее не стоит обращать должного внимания и воспринимать происходящее всерьез. События, описанные в произведении, ни за что не могли бы произойти в действительности. Это грязная выдумка и она не имеет никакого отношения к современному быту крестьян, и негативно характеризует русский народ, как великую нацию в целом. Хотя и отмечали положительные моменты, такие как, присутствие логики и здравого смысла в мыслях и идеях автора.
Ко второй, преобладающей во мнении категории, относятся - профессор и декан Московского университета Шевырев С.П., поэт Аксаков К.С., драматург Котляревский Н.А.. Они указывали на то, что произведение актуально как для старого, так и для молодого поколения. Отмечали, что автор очень красочно преподнес реальность и жестокость современной жизни. Причем, многие питали большие надежды на продолжение поэмы.
Довольно противоречиво выглядела критика со стороны Белинского В.Г.. Лично критик не написал ни одной стать об этом произведении, но несколько раз мельком упоминал о поэме с сочувствием в других источниках. Подчеркивал патриотичность автора, его осведомленность о жизни простого народа, умение в ироничной форме преподнести и высмеять все мелкие негативные качества, как знатного помещика, так и обычного русского крестьянина. Он также возлагал надежды, что автор будет писать продолжение поэмы, но изучив статьи вышеупомянутых деятелей искусства, изменил свое мнение. Критик увидел реальную угрозу таланту Гоголя и настойчиво принимал меры, чтобы не допустить автора сделать шаг к этой ошибке. Из недостатков автора Белинский отметил слабость языка изложения и преувеличенный лиризм произведения.
Гоголь Н.В. был недоволен критикой современников о своей поэме. Автор надеялся выяснить, что же не понравилось им в его произведении, надеялся, что ему укажут на те, или иные ошибки, но мнения были настолько абстрактными и расплывчатыми, что ничего конкретного он не смог вычленить. Сам же он надеялся в следующих томах поэмы исправить духовный образ своих персонажей, но для этого ему нужно было опираться хоть на какие-то данные. Поэтому автор не находил себе места и был в постоянных душевных терзаниях. Это стало одной из важных причин, почему он не смог воплотить в жизнь задуманное, написать три тома своего произведения.
С появлением любого произведения, будь оно бездарное или великое, появляются люди как восхваляющие работу, так и критикующие ее. Такому грандиозному произведению Н.В.Гоголя как «Мертвые души» так же не удалось избежать внимания критиков.
Широко известный в те времена критик Булгарин счел произведение несерьезным, оскорбительным для русского народа. В своих рекомендациях он всячески пытался отговорить читателя даже прикасаться к этой книге. Пустяшная поэма, наполненная пошлостью и бессмыслицей – было его заключение.
Единомышленник Булгарина критик Сенковский строго придерживался отрицательной критики. Он отрицал плюсы поэмы, считал произведение глупым, напыщенным, нереалистичным, далеким от действительности. По его мнению сильно искажен быт русского народа, который показан в «зловонной грязи», тогда как на самом деле все было иначе.
Прослывший романтиком критик Полевой во всем пытался разглядеть положительное и романтичное. Но даже он назвал Гоголя грязным, пошлым и нелюбящим русский народ лжецом.
Гоголя интересовали все отзывы о его произведении, как положительные, так и отрицательные. По его мнению. Именно они помогут ему понять, что именно в поэме не так, укажут на слабые стороны произведения. Но положительные цензоры восхваляли поэму, не указывая конкретные моменты. Это сильно раздражало автора.
Шевырев восхищался реальными картинами в произведении, говорил о важности описания именно реальных картин без прикрас. Заметил он и сильную любовь Гоголя к Руси. Смех сквозь слезы, так охарактеризовал критик произведение. Но ни слова не было сказано о самой книге, о людях в ней.
Один из великих критиков Белинский разглядел в поэме ее суть, он увидел всю трагедию русского народа, его ужасающий быт. Самого Гоголя Белинский называл истинным патриотом русской земли. Но его мнение резко изменилось после того, как он узнал о продолжении поэмы. По замыслам Гоголя герои должны были измениться сами и изменить до неузнаваемости весь мир вокруг. Подытоживая свои мысли критик русской литературы выделил главное – произведение имеет значительное множество как плюсов, так и минусов и не стоит «возносить его до небес».
Гоголь в своем произведении затронул тему продажи «душ», т.е. продажи людей как вещей. В сатирической манере письма, которая была легко воспринята современниками, писатель хотел показать ужасы тогдашней России. Он обличал корыстных чиновников, тогда как критики восприняли это как наговор на существующую власть. Первоначально поэма была не понята и воспринималась как путешествия и приключения. До конца не понятно, какой именно мир изобразил Гоголь фантастический потусторонний или реальный мистический. В те времена России нуждалась в кардинальных переменах, именно это писатель и хотел донести до общественного мнения. В своем произведении автор перемешал реальность и вымысел, мистику и фантастику, т.е. максимально приблизил события поэмы к жизни в России.
Современные литературные исследователи отмечают глубокий трагический смысл жизни простого народа, никчемных корыстных чиновников. Поэма содержит масштабный размах произведения, и в то же время обличает бытовые проблемы персонажей. Многие персонажи произведения неспроста имеют говорящие фамилии, помещики отображают самые низменные качества, присущие обществу. Произведение просто перенасыщено действующими персонажами, но не у всех есть предыстория, имена, о них говорится как бы в общем. Наиболее раскрытым персонажам «Мертвых душ» Гоголь как бы оставляет шанс для исправления, тем самым давая шанс исправиться обществу.
Вначале романа Льва Николаевича Толстого »Война и мир» Андрей Болконский представлен как тщеславный и равнодушный человек. Он хочет добиться высокого военного чина
В повествовании Про Томку мы разузнаем, как автор явился к егерю и весьма внимательно подбирал для себя щеночка. Ведь для охоты ему надобна была собачонка, которая была б разумной
Грушницкий — это своего рода пародия на Печорина, комедийное отражение героя, которое лишено его глубины ума, самоиронии, способности к самоанализу.
Роман Фадеева «Разгром» является самой известной работой писателя. Критики отмечают в романе некую пропаганду революции. Автор опубликовал произведение, когда ему едва стукнуло двадцать пять лет
Родина… Как часто я слышу это слово из уст окружающих. По закону общества, это то слово, которое должно заставлять трепетать сердце истинного патриота. Это чувство воспитывается дома, прививается детям в школе