Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. Но Горькому в пьесе "На дне" удается мастерски их противопоставить. Одни герои произведения говорят правду другие проявляют сострадание. Чьё же поведение более верно?
Героям пьесы не удается жить, они вынуждены существовать. На общем фоне пошлости и невежества выделяется герой с положительным прошлым Сатин - телеграфист и любитель познавательной литературы, оказывается в тюрьме за то, что однажды пришёл на защиту своей сестры. Превратившись, под давлением обстоятельств в картежника и алкоголика он не теряет веру в человеческую мощь.
Сатин выступает борцом за истину. Он убежден, что знать правду достоин каждый и только сильная личность способна ее принять. Только правда имеет способность влиять на человека, подталкивать к осознанию и пониманию своего истинного положения, правда заставляет преодолевать преграды, совершенствовать свое поведение и таким образом менять свою жизнь, в то время как сострадание способно лишь сеять ложь мнимых надежд. Истина придает человеку силы и уверенности. По словам героя ложь проповедуют только рабы.
В качестве антипода Сатину в пьесе выступает Лука. Мировоззрение странника кардинально отличается от Сатина. Лука ведущий отшельнический образ жизни сам не понимает куда приведёт его дорога странствий. Как человек он добр, милосерден, отзывчив. Его душа полна сострадания к чужим неудачам и вызванные ее порывами поучительные речи побуждают людей тянуться к жизни. Но это сострадание чаще всего основано на лжи и обмане. И как он лично уверен, эта ложь во благо. Лука наполняет души ранимых людей пустыми иллюзиями, которые не сподвигли никого начать действовать и пытаться менять свою жизнь к лучшему. Скорее всего, это было вызвано бессилием и слабостью. Люди не чувствовали в себе силы к изменениям, им проще было смириться и окончательно погрузиться в безысходность.
Анализируя пьесу Горького "На дне" нельзя прийти к четкому ответу, что лучше истина или сострадание? Каждый волен считать по своему, в зависимости от собственных взглядов и убеждений. Кто-то примет сторону Сатина и скажет, что только правда, какой бы она не была, способна менять людей, ведь сострадание только расслабляет человека и делает его более апатичным. А кто-то будет солидарен с Лукой и посчитает, что и без того сломленных людей нельзя добивать жестокой правдой.
«На дне» произведение написанное «пролетарским» писателем Максимом Горьким, в начале двадцатого века (1901-1902). Само произведение не являлось чисто литературным, это была пьеса для театра. Постановка этой пьесы была запрещена, затем её постановку разрешили только в Москве.
В итоге первой русской революции (1905) пьеса (урезанная) была разрешена к постановке в театрах.
В 1907 году пьеса начала ставится в Европе. Этому способствовал коммерсант а так же революционер (друг Ленина) доктор Гельфанд (Парвус). Однако часть средств (кассы что собрала пьеса) он просто украл. Кстати именно Парвус был посредником между Лениным и немцами во время Первой мировой войны, именно Парвус помог Ленину перебраться в "пломбированом вагоне" в Россию.
Именно эту пьесу использовали как орудие пропаганды революционные партии, в первую очередь большевики.
Суть произведения передана уже в названии «на дне», о тех кто опустился на дно социальной иерархии (в финансовом, духовно-культурном отношении). Им уже никогда не подняться.
Горький как бы воспроизводит тему «униженных и оскорблённых» Достоевского в реалиях начала двадцатого века, разницы нет никакой (кроме почти пол столетия времени).
Горький показал всю суть и отталкивающую правду социального низа. Это произвело фурор не только в культурной жизни России но и Европы.
У каждого из героев пьесы своя судьба и «история» того как он попал на дно. Автор толком и не рассказывает судьбы героев. Обращает внимание, что если человек (в социальной цепочке) выбивается, - его исключают и он оказывается на дне.
Хозяин ночлежки мерзкий, безнравственных человек (впрочем, нельзя назвать нравственными самих жителей). Он «обирает» постояльцев как может. Горький достиг цели, он показал «всю грязь и мерзость дна жизни», - это предел человека дольше только смерть.
В то же время не всё так ужасно и однобоко под темными и угрюмыми сводами старого дома, сами бродяги ведут разговоры о жизни и человеке, о его предназначении в этом мире и т. д. Не смотря на всю мерзость и отвратительность кругом происходящего, не убили полёт мысли и чувства в этих опустившихся людях.
Истина конечно превыше всего, это не только идея произведения, но и сам читатель приходит к этому, читая пьесу. Но, по мере чтения ты сопереживаешь героям, не смотря на их отталкивающий «вид».
Истина и сострадание это то что понимаешь и чувствуешь, читая произведение. Каждый читатель должен дать себе ответ после прочтения. И в этом безусловный плюс пьесы. Сделайте свои выводы.
Драма "На дне" Максима Горького представляет собой портрет жизни людей на дне общественной лестницы. В этой драме можно увидеть, как находящиеся на дне люди теряют свою человечность и становятся жертвами своих страстей и низменных инстинктов.
В этой драме, как мне кажется, нет однозначного ответа на вопрос о том, что лучше - истина или сострадание. Оба этих понятия имеют свои преимущества и недостатки.
С одной стороны, истина может помочь людям на дне понять свое положение и осознать необходимость изменения. Например, персонаж Лукаш в драме был вынужден столкнуться с истиной о своей жизни, чтобы понять, что ему нужно меняться. Также, истина может помочь другим персонажам увидеть свои ошибки и принять решение изменить свою жизнь.
С другой стороны, сострадание может помочь людям на дне почувствовать, что они не одиноки и что кто-то понимает их проблемы. В драме Горького, персонаж Наташа была единственным человеком, который показал сострадание к другим героям. Ее доброта и понимание помогли им почувствовать надежду и веру в лучшее будущее.
Таким образом, как мне кажется, в драме "На дне" Горького не стоит сравнивать истины и сострадание, так как оба этих понятия имеют свои преимущества и недостатки. Лучшее решение - это находить баланс между этими двумя понятиями и использовать их в разных ситуациях в зависимости от того, что будет наиболее эффективным для каждой отдельной ситуации.
На протяжении всей своей творческой карьеры Владимир Владимирович Маяковский создавал сатирические произведения. Он даже создал ряд произведений гимнов, где описывал унылых судей
На это раз художник создал превосходную картину, которая одним взглядом ошеломляет своего зрителя
Дело было зимой. Школьник Федя Рыбкин вернулся домой с прогулки, он катался на коньках на катке. Он увидел, что дома никого не было. Сестра Рина ушла гулять, потому что она уже сделала заданные ей уроки и ушла играть с подругами
Главным персонажем комедии «Ревизор» является И.А. Хлестаков. Давая ему краткую характеристику в «Замечаниях для господ актёров», Гоголь примечает, что это пустейший глуповатый человек
Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, представленный писателем в образе простого мужика.