Схожесть Ларры и Данко в рассказе «Старуха Изергиль» в том, что оба они — молодые, красивые, смелые и гордые юноши. Каждый из них является лидером, оба они противопоставляют себя обществу.
Разница героев в том, что гордость Ларры только для него одного, он ставит себя выше всех, его высокомерие не знает границ. Сын женщины и орла, Ларра чувствует свою безнаказанность, считает, что все кругом ему чем-то обязаны, должны угождать, исполняя его эгоистические прихоти.
После жестокого убийства девушки, не покорившейся самоуверенному герою, мудрейший из людей выносит ему безжалостный приговор: герою даруют свободу, обрекая на одиночество.
Отвергнутый людьми, Ларра долгие годы провёл один, прежде чем понял бессмысленность своего существования, и вернулся к людям просить смерти. Но и смерти его лишили. И теперь он превратился в тень, жестоко наказанный за свою гордость.
Данко же, смелый и отважный, является полной противоположностью самовлюблённому эгоисту. Вся его жизнь принадлежит служению на благо народа.
Мужественный и решительный, Данко повёл людей к свету, ободряя и поддерживая их в нелёгком пути. А когда ведомые им люди уткнулись в тупик, они хотели растерзать юношу, обвиняя его в своих бедах. Данко, гордый и сильный, всем своим горячим сердцем любил людей и испытывал к ним жалость. Тогда он отважился на решительный шаг: смело разорвал свою грудь и вырвал горящее сердце. Пылающее как солнце сердце пронзило тьму и осветило весь мрачный лес. Данко высоко поднял своё горящее сердце над собой, и вновь позвал людей в путь.
И вот всё мрачное и тёмное осталось позади, а впереди их ждало солнце. Увидев свободную землю, счастливый Данко умер, самоотверженно отдав свою жизнь за светлое будущее людей.
Непомерная гордость Ларры привела его к одиночеству, своим тщеславием он сам себя обрёк на мучительное одиночество, и даже умерев физически, он продолжает жить духовно в таких же тяжких муках, не принося никому радости.
Данко принёс людям свет. Вся его жизнь, хоть и недолгая, была яркой и пылающей как факел, и его человеколюбивая самоотверженность, подарившая людям свободу, навсегда останется в их памяти.
Рассказ "Старуха Изергиль" принадлежит к раннему романтическому творчеству Максима Горького. В нём автор затрагивает такие важные темы, как добро и зло, гордость и самолюбие, самопожертвование и любовь. По традиции романтического направления, идеальному герою, Данко, противопоставлен образ беспощадного Ларры.
Мать Ларры - это обычная женщина, похищенная из родного дома орлом, который задумал оставить её у себя, сделав своей женой. Так и появился на свет Ларра, дитя орла и человека. От отца мальчик перенял не только такие прекрасные качества, как сила, ловкость и стойкий характер, но и горделивую самовлюбленность. Оказавшись среди людей, юноша своевольничает, не желая повиноваться общепринятым правилам. У него есть собственные желания и стремления, которые, увы, приводят к страданиям и даже гибели других людей. Этим Ларра доставляет горести не только родной матери и всем, кто его окружает, но в первую очередь - самому себе, ведь именно он будет нести тяжкие душевные муки - самое страшное наказание из всех, что могли настигнуть юношу. Неумением сочувствовать другим людям Ларра обрекает на вечное страдание самого себя.
Данко - это герой, во многом похожий на Ларру: он также ловок, силён, молод и, как отмечает старуха Изергиль, очень красив. А красота, по её мнению - верный признак смелости человека. Данко действительно проявляет себя отважным юношей, решившись вести за собой потерявший надежду на спасение народ. Здесь мы сталкиваемся с отличиями, существующими между Данко и Ларрой: если последний всегда действовал в угоду собственным прихотям, то Данко стремился осчастливить и спасти окружающих его людей. Смельчак не жалеет собственной жизни для народа - настолько он любит каждого из них и стремиться доказать, что способен их осчастливить. Трагедией Данко становится неблагодарность людей, словно не заметивших его жертвы. Однако на небесах умели оценить его большое и смелое сердце. Оно оказалось настолько прекрасно, что спустя множество лет не перестало искрить и светить.
Таким образом, каждый человек самостоятельно принимает решение о том, как поступить в той или иной ситуации. Люди вольны вести себя с окружающими эгоистично, но за этим последует наказание не только со стороны общества, но и угрызения совести. Человек, причинявший боль другим, уже не может обрести покой, а тот, кто помогал людям и находил в этом счастье, будет вознаграждён.
«Старуха Изергиль» - одна из ранних работ Максима Горького, в которой он, «рано узнав людей» пытается «выдумать Человека».
На первый взгляд сюжет произведения достаточно прост: старая женщина рассказывает сборщику винограда три истории: об отверженном по имени Ларра, рассказ Изергиль о своей жизни и о человеке, после смерти которого остались «очень странные голубые» огоньки, похожие на «языки» пламени.
Но суть данного произведения сложна и многогранна. «Славные сказки, сложенные в степи» - это не что иное, как разные точки зрения на предназначение человека. Это рассказ о поиске смысла жизни, о победе добра над страхом, бесчеловечностью и, в конце концов, над смертью.
Сама же рассказчица выступает связующей нитью между двумя древними легендами и реальной жизнью: через неё, кажется, ропщут и «роптали все забытые века».
Если первый герой предстаёт перед нами надменным «сеятелем смерти», то Данко жертвует собой во имя жизни, спасает её.
К тому же, Ларра – не человек в прямом смысле слова, он сын женщины и орла. Будучи самовлюблённым и эгоистичным человеком, он не считает людей материнского племени равными себе. Возвышаясь над ними, он презирает их. Законы человеческой жизни ему чужды, неприятны и даже неприемлемы.
А что же Данко? Несмотря на людскую злобу, их недоверие, Данко служит им. Видя, что безумие и страх порабощают их души, Данко руками разрывает себе грудь, достаёт своё сердце и освещает людям «путь во тьме», показывая дорогу к новой жизни. Это ли не подвиг, достойный уважения? Ведь будучи в сотни тысяч раз лучше людей, Данко жертвует собой во имя их спасения.
Но всё же в рассказе не это самое страшное. Самое страшное – это то, что никто не оценил его подвига, никто даже не заметил, что он умер, «кроме одного», который, «боясь чего-то», растоптал «гордое» сердце. И оно, даже «рассыпавшись в искры», продолжало жить и ярко освещать путь «заблудшим» людским душам.
Чего же испугался этот «осторожный» человек? Не того ли, что смелый поступок Данко мог и других юношей племени подвигнуть на решительные действия против захватчиков за свободу своих земель? Скорее всего, да. Ведь Горький недаром заканчивает своё повествование думами о «горящем» сердце. Он подталкивает читателя к мысли, что только служение обществу принесёт человеку настоящее «бессмертие».
Что осталось от Ларри? Лишь «тёмный» силуэт, «тень», которую в ночи и разглядеть-то почти невозможно.
А о Сердце и подвиге славного героя сохранилась «огненная» память: в степи перед началом грозы можно разглядеть яркое пламя вспыхивающих «голубых искр».
История любовных похождений самой старухи – поиск счастья. Но, по определению Горького, «раб страстей» никогда не сможет считать себя счастливым человеком: его жизнь быстротечна, порой, бессмысленна.
Надо сказать, что «Старуха Изергиль» - это ещё и притча, дошедшая до нас как некий поучительный рассказ с ярко выраженной моралью бескорыстного служения обществу.
«Старуха Изергиль» - одно из первых произведений Максима Горького. Оно состоит из трёх частей, объединенных тем, что они поданы в качестве рассказов старухи. В основе лежит повествование о её молодости и мужчинах, в которых она влюблялась. Два других – предания. Одно об «отверженном» и порочном сыне орла, другое об удивительном человеке, чье имя стало нарицательным и несет значение истинного альтруизма. Рассказчица связывает истории и превращает в сложную, многогранную притчу о смысле жизни, человечности и смерти.
Герой первого рассказа олицетворяет эгоизм и тщеславие. Ларра не совсем человек, он лишь полукровка, который вобрал в себя животные инстинкты. Внешне он не отличается от людей, но считает себя лучше их, не знает ни духовности, ни сострадания. Он красив и мнит себя безупречным. Непомерная гордыня не позволяет ему принять чуждые законы человеческой жизни. Он настолько отдаляется ото всех, что даже смерть не принимает его в свои объятья. М.Горький обрекает его на страшную муку: в наказание Ларра проклят, обращён в тень, и лишь бесплодный дух его вовеки будет в одиночестве скитаться по миру.
Данко выступает как противоположность Ларры. Пока «отверженный» сеет смерть, Данко служит людям. Племя в рассказе теряется в лесу, сходит с ума от страха, но герой выводит их из чащи, освещая путь собственным вырванным из груди сердцем.
Может показаться, что судьба у Данко не менее печальна, чем у Ларры, а может и более трагична. Ведь «отверженный» наказан за совершенное зло, а герой не заслуживает гибели. Он готов отдать всего себя, но жертву никто не ценит, не замечает. Более того: сердце, осветившее путь племени, оказывается раздавленным безо всякой причины. Однако в повествовании важно не только то, как жили персонажи. М.Горький обращает внимание на их существование, последовавшее после гибели. Ларра превратился в ничто, в то время как «гордое» сердце Данко не исчезло – оно превратило в искры, которые мерцают в степи до сих пор. В этом и есть награда альтруиста. Пусть он не получил признания среди людей, он обрел кое-что большее: истинное бессмертие.
«Старуха Изергиль» - глубокомысленный рассказ, который затрагивает не одну тему. Он раскрывает вопросы смелости, любви, памяти, счастья, но главное, он показывает в чем, по мнению автора, заключается смысл человеческого существования. М.Горький иллюстрирует единственный способ не превратить в жизнь в нечто бессмысленное и быстротечное. Мораль проста: счастье в служение людям.
У каждого человека есть мечты, цели и надежды. Вполне нормально думать о том, что будет в будущем с надеждой на лучшее. При этом люди делятся на две категории
«Возвращение» - рассказ, написанный Андреем Платоновым, в котором отражены проблемы советских семей в послевоенный период.
Чему учат сказки? Первые книги, с которыми знакомится юный читатель, это сказки. Именно с помощью сказок дети начинают различать добро и зло, а так как в сказках добро всегда побеждает зло
Савельич – подневольный крестьянин семьи Гриневых. Когда Петру Гриневу исполнилось пять лет, его поручили воспитанию старика.
В творчестве Гончарова насчитывается не мало произведений, самыми знаменитыми из них являются «Обломов» и «Обыкновенная история». Второе произведение имеет множество героев