Произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» демонстрирует проблемы дворянского общества в России. В комедии эта проблема обозначается как столкновение «нынешнего» века и «минувшего» века. Поэтому Александр Чацкий и Павел Афанасьевич Фамусов противопоставляются друг другу.
Оба персонажа живут во времени, предвещающем изменения в России, и относятся к аристократическому слою общества. Поэтому ни одного из героев нельзя назвать глупцом. Чацкий и Фамусов отстаивают свою правду. Но только правда у каждого из них своя. Чацкий и Фамусов имеют различные представления о жизни.
Чацкий воплощает идеи нового поколения. Он способен на действия, направленные на изменение консервативного устройства общества. Такие люди способны оказывать влияние на развитие страны. Независимые люди являются идеалом для Чацкого. Фамусов же олицетворяет типичный консерватизм. Он не готов принимать вещи, которые противоположны привычному укладу жизни. Поэтому для Фамусова человек, служащий при екатерининском дворе, является идеалом.
Столкновение Чацкого и Фамусова происходят о важных темах для любого времени. Поэтому мнения героев различаются по вопросам образования, службы, семьи. Чацкий считает ценностью личные качества человека. Для Фамусова определяющим фактором является происхождение и богатство. Чацкий - сторонник образованности и науки, Фамусов же считает, что знания являются опасностью для общества. Фамусов и люди вокруг него убеждены, что для существования семьи любовь не имеет никакого значения. Чацкий ставит любовь выше богатства и общественного положения. Стоит отметить отношения Александра Чацкого к крепостничеству. Он оценивает качества нравственности крепостных людей.
Сравнение этих героев поворачивается не в пользу Фамусова и его общества. Пример Чацкого, пример деятельного человека, показывает новое поколение, пришедшее на смену старому.
Образ Чацкого является предвестником будущего. Поэтому финал является весьма ожидаемым. Чацкий опережает свое время в обществе Фамусова и становится лишним персонажем. Дворянскую Москву пугают речи Чацкого. Даже признанный сумасшедшим, он получает некоторую победу. Оставляя для читателя любовь к Родине, к свободе, стремление к правде Чацкий становится украшением нового поколения интеллигенции.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» - сатирическое произведение, высмеивающее нравы светского общества начала 19 века. В нем раскрывается намечающийся конфликт прогрессивного и консервативного дворянства, представителями которого являются Чацкий и Фамусов.
Чацкий — образованный, остроумный молодой человек. Его гордость и независимость раздражают окружающих. Для Александра первостепенны честь, достоинство, он мечтает о мире, где люди будут поступать по совести, а не пресмыкаться. Он очень начитан, но произведения того времени считает нелепыми, способными привести к деградации. Чацкий — сторонник прогрессивного просвещения, и люди, не желающие развиваться, не стремящиеся к получению образования, вызывают у него неприязнь.
Как человек искренний, Александр считает своим долгом говорить правду, без лукавства и лжи, с наслаждением высмеивает глупцов. В отличие от молодых людей, своих современников, Чацкий отвергает государственную службу и армию, не приемлет стремления сделать себе имя, заслужить авторитет в обществе, так как пришлось бы кривить душой и «прислуживаться». При этом он патриот, искренне любит как Родину, так и простой народ, переполнен идеями улучшения жизни.
Такое поведение, а также высказывания о равенстве и вольности отталкивают Чацкого от высшего светского общества. Все это приводит к тому, что общество отвергает главного героя, так как он умнее окружающих, но при этом объявляет его безумцем. В их глазах Чацкий безумец лишь потому, что не стремится к чинам, деньгам, не желает подстраиваться под обстоятельства.
Автор противопоставляет главного героя Фамусову и его окружению. Павел Афанасьевич противник просвещения и всего нового. Всего, что может нарушить его привычный образ жизни, всего, что несет угрозу его мирку. Как чтение, так и образование, по мнению Фамусова, опасно для молодежи, влечет за собой распущенность и свободомыслие. Он яркий представитель консервативного дворянства. Главная ценность для него – деньги.
Фамусов не глуп, обладает здравомыслием, но живет прошлым и рьяно противостоит всему прогрессивному. Личные качества человека для него ничего не значат, лишь материальное состояние, положение в обществе и нужные связи — вот что для него первостепенно. Он из того самого высшего общества, которое является опорой самодержавия и бдительно следит, чтобы в их окружение не попали чужаки.
И тем не менее читатель понимает, что старый строй будет сломлен, что Чацкие посеяли волнение и тревогу, ветер перемен уже ощутим.
Любовь… Это чувство воспевали лучшие писатели, поэты, композиторы, скульпторы и другие деятели искусства. Любовь – самое возвышенное и сильное из всех знакомых человеку ощущений.
Духовные ценности образуют основу морально-нравственного компонента личности. В древнерусских литературных произведениях под духовными ценностями понимаются любые проявления силы духа человека
Повесть-сказка М. Пришвина знакомит читателей с одним из главных героев Митрашей, мальчиком сиротой, у которого есть сестра. Детишки еще совсем юные, Митраше 10, Настюша на пару лет старше.
Произведение под названием «Кролики и удавы» написано советским писателем Искандером. Анализ данного произведения представлен в этой статье.
Писатель Василь Быков прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, поэтому он пишет о ней как очевидец. Почти все его произведения посвящены военной тематике. Одна из главных тем военной прозы – тема подвига