Александр Андреевич Чацкий – главный герой произведения А. С. Грибоедова и один из самых известных и противоречивых персонажей всей русской литературы. Он является антагонистом фамусовской Москвы, лицемерного, надменного, алчного, эгоистичного и самодовольного общества. Герой не выдерживает в этой порочной атмосфере и больше дня. Каковы же жизненные идеалы честного и свободолюбивого человека, каким изображен в произведении Чацкий.
Главным жизненным идеалом Чацкого можно назвать верность правде. Причем правду следует понимать и как личную честность, и как закон, государственную справедливость. Софья Фамусова обвиняет Чацкого в предвзятом и злом отношении ко всем и так выражается о нем: «не человек – змея». Однако читатель не может согласиться с героиней, потому что честный и прямолинейный человек не может спокойно наблюдать за той нелепостью, которая происходит в доме Фамусова.
Сначала Чацкий искренне удивляется происходящему, поэтому в его словах, действительно, есть доля иронии. Но затем герой убеждается в своих предположениях и уже пытается указать остальным участникам бала на их пороки с помощью обличительных монологов, но фамусовское общество, состоящее из «низкопоклонников и дельцов», остается глухо к его словам. Например, Чацкий прямо заявляет о чинопреклонении: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Такое же отношение у Чацкого и ко всему государству, которое должно, по представлению героя, быть справедливым, обеспечивать свободой слова и действий, увеличивать права граждан. Именно поэтому такой свободо- и правдолюбивой личности нет места в чиновничьей России начала 19 века.
Остальные жизненные идеалы являются логичными продолжениями вышеназванного. Например, это искренняя, настоящая любовь. Если Фамусов ищет для своей дочери «золотой мешок», не обращая внимания на личные качества и достоинства женихов, то для Чацкого любовь – это счастье, страсть, нежность, где деньги и социальный статус не имеют никакого значения. Читатель узнает об этом не только из любовного конфликта, но и в сцене встречи Чацкого с Платоном Михайловичем Горичем. Чацкий не узнает своего старого полкового товарища, который раньше ничего не боялся, а теперь повинуется каждому слову жены и боится простудиться.
В качестве еще одного жизненного идеала можно упомянуть простое отношение к деньгам. Чацкий не считает, что они – главное в жизни человека. Ради них он никогда не станет унижаться и раболепствовать. Честность, правда и чувство собственного достоинства для героя намного важнее.
Произведение «Горе от ума» было написано в начале 19-го века, когда среди части дворянства ширились идеи изменения мира и эти идеи противоречили взглядам остальной части дворянства, которые хотели жить по-старому. Александр Чацкий в комедии является представителем новых веяний русского дворянства и достойно отстаивает свои передовые взгляды на жизнь.
О веке прошедшем Чацкий говорит: «Прямой был век покорности и страха». Ему трудно спорить с идейными противниками, но он с достоинством отстаивает свои убеждения. Вот, к примеру, для Фамусова служба является источником обогащения, и он не может понять Чацкого, для которого служба есть выполнение гражданского долга.
Служить Чацкий пытался да и пользовался на службе авторитетом, даже с министрами был знаком, да вот только он желал честно служить на пользу Отечества, а не для личных благ и не в пользу других лиц. Но в это время такое было просто невозможным, и Чацкий подал в отставку, порвав все свои прежние связи. Это для Фамусова и ему подобных служба была источником обогащения и чинов, и Фамусову непонятны мотивы Чацкого.
Александр Андреевич был большим патриотом своей Родины, которую очень любил. Ему чуждо рабское преклонение перед всем иностранным, которое витало в те времена в России. Он осуждает дворян за то, что для воспитания своих детей они нанимают иностранных учителей и гувернанток, что очень модно было в их кругах. А зачастую нанимались люди малообразованные, которые ни во что не ставили Россию.
К простому народу Чацкий относится с уважением. Он выступает против крепостного права. По его мнению человек должен свободно распоряжаться сам своей судьбой, сам делать выбор в жизни: где жить, учиться или нет, чем заниматься. Человеческий фактор для него заключается в уме, образованности, а не в богатстве, роскоши и том, сколько крепостных имеется.
Неоспорима безупречность жизненных идеалов Чацкого и в личной жизни. Он любит бескорыстно и готов отдать все ради любимой, не требуя ничего взамен.
Жизненные идеалы Чацкого общество, в которое он попал, не приняло. Но он усердно боролся за свое побуждение, хотя и потерпел поражение, как в обществе, так и в любви. Но своим идеалам он не изменил. Чацкий уезжает из Москвы, верен своим принципам.
В комедии "Горе от ума" Чацкий выступает как моральный авторитет и идеалист, который старается жить по принципам честности и справедливости. Его жизненные идеалы связаны с пониманием общественной ответственности и социальной справедливости.
Чацкий стремится к тому, чтобы люди общались друг с другом на равных и не было никаких иерархических отношений на основе богатства или социального положения. Он также призывает к тому, чтобы люди прислушивались к своей совести и делали то, что считают правильным, даже если это противоречит общепринятым нормам и ценностям.
Одним из ключевых моментов в жизненных идеалах Чацкого является его вера в образование и знание. Он считает, что человек должен всю жизнь учиться и развиваться, чтобы быть способным принимать обоснованные решения и действовать в соответствии с этими решениями.
Кроме того, Чацкий пропагандирует идею человеческого достоинства и свободы. Он выступает против эксплуатации людей другими людьми, считая это нечестным и неморальным.
В целом, Чацкий в комедии "Горе от ума" представляет собой образ идеалиста, который стремится к созданию более справедливого и равного общества на основе честности, знания и образования.
Мои одноклассники чаще смеются, а взрослые чаще удивляются, стоит им услышать, кто является моим любимым певцом
Это понятие зародилось в русском языке после написания повести Михаила Афанасьевича Булгакова Собачье сердце. Некоторые верят, что повесть является политической сатирой
Наверное, все думают, что нельзя назвать одну (любимую) погоду, которую можно найти во всех сезонах. Например, жара бывает всегда, но только не зимой. (Если только ты не сидишь в шубе у батареи.) Или дождь тот же. (Все карты зима сбивает!)
Я очень люблю воскресенье, ведь в этот день я с родителями обычно гуляю в парке. Он довольно большой, поэтому ходить там можно часами. Порой мы с родителями неспешно прогуливаемся дорожками парка
Вначале произведения автор описывает прибытие Раневской и ее дочери Ани. Их встречает Лопахин, брат Раневской Гаев и другие близкие родственники богатой семьи.